Развитие ребенка в 1 год. Как развивать ребенка в 1 год

Содержание
  1. Развитие ребенка в 1 год. Как развивать ребенка в 1 год
  2. Что должен уметь ребенок в год невролог. Развитие и навыки ребенка 1-го месяца жизни
  3. Развитие ребенка в 1 год форум. Умелки в год
  4. Психическое развитие ребенка в год. Норма развития для разного детского возраста Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.
  5. Ребенок 1 год здоровье. Что должен уметь ребенок в 1 год: календарь развития
  6. Что должен уметь ребенок в 1 год комаровский. Физические параметры малыша в год
  7. Чему учить ребенка в год. Физическое развитие годовалого ребенка
  8. Что должен уметь ребенок в 1,5 года. Ребенок 1,5 года
  9. Психология ребенка 1 год. Период младенчества

Развитие ребенка в 1 год. Как развивать ребенка в 1 год

Годовалый ребенок очень активен и любознателен. В этом возрасте малыш уверенно ходит и бегает, проявляет интерес ко всем окружающим предметам, хорошо понимает речь и взаимодействует со взрослыми, начинает говорить первые слова и фразы. Неудивительно, что родители стремятся разобраться, как развивать ребенка в 1 год, чтобы не упустить время, которое летит очень быстро.

Развитие речи малыша

В 12-15 месяцев словарный запас ребенка состоит из 10-15 односложных слов или коротких фраз. Особенно интенсивно речь начинает развиваться по достижению полутора лет. Сначала малыш, как эхо, повторяет услышанные от родителей слова, затем старается воспроизвести их самостоятельно. К концу второго года жизни ребенок начинает уверенно оперировать словосочетаниями и небольшими предложениями из 2-4 слов. 

Чтобы ускорить речевое развитие малыша в 1 год, можно делать это в игровой форме:

  • пропевать с ребенком звуки и слоги, постепенно увеличивая и усложняя слова;
  • чтение несложных стишков, побуждающих к произнесению слов и звуков;
  • игра “кто так говорит?” - взрослый показывает картинки с животными и просит ребенка воспроизвести их характерные звуки.

Интеллектуальное развитие

Изучая вопрос, как развивать ребенка в 1 год, не следует также забывать о памяти, мышлении и умении концентрировать внимание. Активность малыша должна быть направлена на получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений. 

Игры, которые могут использовать родители:

  • игры с сортером помогут научиться различать различные геометрические формы;
  • использовать картинки для названий фруктов, овощей, животных, предметов мебели и одежды;
  • применение в игровой форме пирамидки, кубики и несложных пазлов;
  • разглядывание книжек с толстыми картонными страницами и красочными иллюстрациями с комментариями и призывом к действию “покажи”, “скажи”, “повтори”.

Для развития малыша в один год не следует злоупотреблять длительным просмотром мультиков или игрой с планшетом. 

  Развитие ребенка в 1 год. Как развивать ребенка в 1 год

Физическое развитие годовалого ребенка

К концу первого года жизни ребенок начинает уверенно ходить, самостоятельно становиться на ножки, залезать и слезать с дивана, подниматься и спускаться по лестнице с опорой. На втором году жизни он овладевает навыками преодоления препятствий, игры в мяч, катания машинки, снятия одежды. Среди важных физических навыков к концу второго года жизни - умение пользоваться горшком, убирать игрушки, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.

Игры, которые помогут с физическим развитием ребенка: использование мяча, выполнение гимнастических упражнений, танцевальные движения под музыку, приобщение к выполнению несложных поручений по дому в игровой форме. 

Развитие моторики и сенсорики

Развитие малыша в 1 год предусматривает лепку из пластилина или глины, рисование пальчиковыми красками, игры с цветным рисом, фасолью, макаронами, игры с сортером. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, дают тактильный опыт, стимулируют мозговую деятельность и ускоряют развитие речи.

Развитие ребенка в 1 год. Как развивать ребенка в 1 год 01

Что должен уметь ребенок в год невролог. Развитие и навыки ребенка 1-го месяца жизни

Роды — стресс. В первую очередь для ребенка. Чем они тяжелее, тем больший это стресс. А оперативные роды — это вообще запредельный стресс. По силе воздействия на органы чувств ребенка их можно сравнить с катапультированием из боевого истребителя на крейсерской скорости.

И вот ребенок родился, а тут на тебе — работай. Сам ешь, сам переваривай съеденное, сам дыши. Это только нам взрослым кажется, что это легко. А на самом деле в акте дыхания участвует свыше 50 мышц, которые раньше особо не работали.

Вот и получается, что весь первый месяц ребенок адаптируется к окружающему миру. По сути, не живет, а выживает.

«А тогда зачем невролог в 1 месяц?» — спросите вы. А затем, чтобы ответить прошла ли адаптация или еще ждем. Ведь силы организма у всех разные. Обычно послеродовый стресс длится 2-3 недели после естественных родов и 3-4 недели после оперативных родов.

И так, как же невролог узнает, что ребенок адаптировался. Очень просто. У ребенка появляются целенаправленные движения:

  • пытается приподнять голову лежа на животе и поворачивает ее в сторону;
  • фиксирует взгляд на предмете и пытается его проследить, но очень недолго;
  • пытается повернуть голову на голос или громкий звук;
  • замирает, услышав речь взрослого;
  • пытается издавать звуки, когда с ним начинают говорить;

Т.е. у ребенка появляются зачатки исследовательской деятельности. Ребенок начинает интересоваться окружающим миром. А это самое главное, ведь любопытство — это самый главный мотиватор для развития мозга.

Развитие ребенка в 1 год форум. Умелки в год

Наши умения в год (отредактированно)

Ну начнем по порядку: Ходим с 10,5 месяцев (активно, прям бегает). Машем "пока-пока", на фразу "Привет" протягиват ручку для истинно мужского рукопожатия.

Мотает головой "нет" если что-то не устраивает. Слово нельзя знает и понимает, но увы по прежнему делает то что хочет он. Характерный)) Обнимается и целоваться любит и делает это часто и с удовольствием. По утрам просыпается, беру к себе в кровать и он ложиться на меня гладиться, нежный мой.

Не говорим!!! Может что-то мяукать, похожее на Мам (звучит "мямя" "мямь"). Все остальное не хочет. Если что нужно, упорно берет за руку ведет и тычет пальчиком что надо. Звуки так же не повторяет никакие(((

С 9 месяцев умеет собирать пирамидку из 6 колец (не по пордяку) и сверху крышечку одевает гордо)) Освоили частично сортер (с моей подсказкой). Вкладыши формы вполне получается класть на свои места (только если не заигрывается и не хулиганит). Из кубиков строит башенки (максимум 5 кубиков) и потом их рушит. Листает книжки сам, нажимает на музыкальных любимые кнопочки. Каталку катает. Научился буквально недавно сам кататься на машинке-каталке, ножками прям отталкивается и едет. Если берет в руки машинку то катает ее, т.е. понимание что машинка должна ездить - есть.

Не играет в ладушки, полетели-полетели…вообще не хлопает в ладошки. Учила, бесполезно. Видимо не его. Если играть в прятки, то ищет. Очень радуется когда находит))

Кушает плохо. Каша, творог, запеканки всякие, макароны с сыром, картошка - любимая еда. Фрукты и печеньки вне конкуренции. Накормить супом можно только под настроение (его естественно), накормить мясом вобще задачка сложная.

Пьет из чашки или из трубочки. Бутылочка только ночью, если просыпается (даю молочко попить). Поильники грызет, не нравятся они ему.

Соска только на сон, среди ночи может ее выплюнуть и не искать даже, бывает что теряет и просыпается капризничает, соску надо.

Горшок никак. Сидеть может, если отвлечь игрушками или книжками то даже может туда сходить. НО нет понимания что надо туда ходить в туалет (меня не беспокоит, думаю просто рано).

Зубов 8 штук. Спим ночью с переменным успехом. Днем спит только один раз, около полутора часов.

Вот так…не много увы, но я стараюсь…Может сказывается что первый ребенок…

Спасибо одной ББшечке, изменила мой взгляд на это…Все у нас ХОРОШО!!!

Психическое развитие ребенка в год. Норма развития для разного детского возраста Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

Развитие ребенка в 1 год. Как развивать ребенка в 1 год 02Итак, давайте рассмотрим, как в норме должен развиваться ребенок.
  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
Также в этом возрасте уже можно определить, каким будет ваш ребенок – активным, спокойным, энергичным и так далее.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
Улучшается концентрация внимания и память. Уже к 8-ми месяцам ребенок понимает, что при исчезновении из поля зрения человек никуда не пропадает, он и далее существует.Развитие ребенка в 1 год. Как развивать ребенка в 1 год 03
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
Также в этом возрасте дети учатся испытывать сложные эмоции. Например, стыд, вину, смущение и так далее. Они начинают лучше понимать других людей. Кроме того, формируются навыки самоконтроля – дети могут откладывать что-то на потом, например, определенную игру. Также они продолжают учиться имитировать все подряд. Примечательно, что в этом возрасте наблюдается и гендерное разделение – например, мальчики предпочитают играть в машинки, девочки – в куклы. Еще детям в этом возрасте нравится изображать себя каким-то героем в процессе игр. Интересно, что в этом же возрасте дети уже не испытывают прежнюю тревогу при виде уходящего родителя.Развитие ребенка в 1 год. Как развивать ребенка в 1 год 04
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
Интересно, что в этом же возрасте формируются определенные механизмы демонстрации эмоций, развивается понимание культурных норм и нравственных убеждений общества. Память уже у детей становится гораздо сильнее и шире. Если вы хотите проверить ребенка, назовите несколько раз 4 предмета, например «мяч, кровать, игрушка, йогурт». В норме ребенок должен это запомнить.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно - правдивые ответы.
Уже в 5 лет также ребенок понимает, что пол не меняется, что девочки отличаются от мальчиков, и каждая гендерная группа ведет себя соответственно общественным стандартам и нормам. Девочки более спокойные и любят тихие игры, мальчики – наоборот. Также в 2-5 лет дети обучаются обслуживать свои естественные потребности – есть самостоятельно, одеваться, пользоваться туалетом. Важно учесть, что в этом же периоде дети пытаются исследовать половые органы (как свои, так и своих сверстников). Это естественный интерес, и не надо ребенка за это стыдить - так вы разовьете в нем только комплексы.

Ребенок 1 год здоровье. Что должен уметь ребенок в 1 год: календарь развития

Что должен уметь ребенок в 1 год: календарь развития: Pexels / Hasan Albari

За первые 12 месяцев жизни малыш превратился из беспомощного новорожденного в активного и любознательного живчика. Впереди у него много открытий, и родители должны знать, чего ожидать от этого возраста и как стимулировать развитие малыша. Что должен уметь годовалый ребенок, рассказывают доктора Карисса Стивенс, Эмбер Лоре и Рене А. Алли.

Физическое развитие малыша в 1 год

К году вес ребенка увеличился втрое. Девочки в среднем весят 8,9 кг, а мальчики — 9,6 кг, пишет . После невероятного годовалого скачка рост и набор веса ребенка начнет замедляться, а уровень его активности будет расти. В 12 месяцев рост младенцев в среднем увеличивается на 50% от того, что был в момент рождения. Рост годовалых мальчиков в среднем достигает 75,7 см, а девочек — 74 см, пишет . Детский мозг составляет примерно 60% размера этого органа взрослого.

Физическое развитие малыша в 1 год: Pexels / cottonbro

До года малыш меньше спит днем ​​и больше ночью. Большинство детей в этом возрасте все еще нуждаются в послеобеденном сне, но некоторые малыши отказываются от утреннего сна и дольше отдыхают в середине дня. Суточная норма сна для детей этого возраста — минимум 13,25 часа в сутки. (11–12 часов ночью и 2–3 часа сна в 2 приема днем). Большинству детей в этом возрасте требуется 3,25–4 часа бодрствования между периодами сна.

Во сколько должен ложиться спать ребенок в 1 год? В идеале 12–месячные дети спят ночью 11–12 часов, поэтому между утренним пробуждением и вечерним отходом ко сну должно быть 12–13 часов, пишет. Если ребенок спит вечером, между бодрствованием и ночным сном должно быть не менее 4 часов.

У ребенка такого возраста родители замечают короткие регрессии сна, поскольку появляются новые навыки, такие как ползание и ходьба, а также болезненные периоды прорезывания зубов.

В год можно переходить с грудного молока или смеси на коровье молоко, но использовать следует не молоко с рынка, а витаминизированное, специально предназначенное для детского питания. Ребенку требуется дополнительный жир для здорового роста и развития мозга. Не переходите, пока ребенку не исполнится 2 года, на молоко с низким содержанием жира или любую другую пищу с низким содержанием жира.

Теперь, когда ребенок ест больше столовой пищи, повышается опасность удушья. Избегайте давать годовалому малышу целый виноград, кусочки хот-догов, попкорн или любую другую пищу, которая может застрять в горле. Всегда оставайтесь рядом с ребенком во время еды.

Уже можно давать продукты, содержащие мед. Яйца и ореховое масло также приемлемы, пишет доктор медицины. Детям этого возраста нужно примерно 1000 калорий, распределенных между тремя приемами пищи и двумя перекусами в день.

Что должен уметь ребенок в 1 год комаровский. Физические параметры малыша в год

Если ориентироваться на нормативы ВОЗ, то рост мальчика в год составляет примерно от 71 см до 80 см, а рост девочки этого же возраста находится в диапазоне от 69 см до 78 см. Весят мальчики примерно от 8 до 12 кг, а масса девочки в 1 год колеблется между 7 кг и 11 кг.

В целом, по своему физическому развитию мальчики опережают девочек. На вес и рост ребенка влияет множество факторов, в том числе срок рождения. Недоношенные малыши развиваются в другом темпе, поэтому у них другие медицинские критерии оценки.

Развитие ребенка за первые 12 месяцев скачкообразное. Самая высокая скорость прибавки в росте приходится на первые три месяца крохи. Затем от 3 до 6 месяцев малыш вырастает в среднем на 7,5 см, с 6 до 9 месяцев прибавка в росте уменьшается до 1,5 см в месяц, с 9 до 12 месяцев ребенок каждый месяц вырастает на 1 см.

С весом дела обстоят проще, потому что у малышей он колеблется в достаточно широком диапазоне, который приведен выше. Врачи рекомендуют избегать двух моментов: дефицита массы тела и ожирения. Недобор массы часто случается из-за недостаточного питания и витаминов. Необходимо проверить у ребенка показатели железа, витамина Д, кальция. Если вес значительно превышает верхнюю границу нормы в 1 год, то рекомендуется консультация детского эндокринолога, снижение углеводов и повышение физической активности малыша.

Из-за того, что малыш до года так быстро растет, размер его одежды постоянно меняется, потому что ему все становится мало. Размер одежды ребенку следует выбирать исходя из показателей роста, в 1 год он соответствует примерно 80-86 см.

Чему учить ребенка в год. Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Источник: https://sovremennayamama.ru/stati/chem-zanyatsya-s-godovalym-rebenkom-doma-provodim-vremya-vmeste-s-malyshom-vozrasta-1-2-goda

Что должен уметь ребенок в 1,5 года. Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров

1 год 6 месяцевНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг10,213,0
Вес девочек, кг9,812,2
Рост мальчиков, см78,485,9
Рост девочек, см77,184,5
Окружность головы мальчиков, см46,650,2
Окружность головы девочек, см45,849,0
Окружность груди мальчиков, см47,453,9
Окружность груди девочек, см47,852,9

Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ

1 год 6 месяцевНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг8,813,7
Вес девочек, кг8,113,2
Рост мальчиков, см76,987,7
Рост девочек, см74,986,5
Окружность головы мальчиков, см44,750,0
Окружность головы девочек, см43,549,0

В возрасте до полутора лет ребенок:

  • окончательно осваивает ложку и чашку;
  • предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:
Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки ребенка в полтора года

Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.

Психология ребенка 1 год. Период младенчества

Новорожденность – переходный этап.

Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг новорожденного продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.

Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – « комплекс оживления » – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.

Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.).

Реагируют на цвет.

Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни.

В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Новорожденность – переходный этап, когда ребенок адаптируется к окружающему миру с помощью наследственно закрепленных механизмов, таких как система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы, такие как защитные и ориентировочные, начинают развиваться, а к концу первого месяца появляются первые условные рефлексы, когда ребенок начинает реагировать на позу кормления.

Психическая жизнь

Мозг новорожденного продолжает развиваться, но он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами и недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события

Важные события, такие как возникновение слухового (на 2-3 недели) и зрительного (3-5 недель) сосредоточения, играют важную роль в формировании психики ребенка.

Специфическая социальная ситуация развития

Специфическая социальная ситуация развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека – также играет важную роль в формировании психики ребенка.

«Комплекс оживления»

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период, который называется младенчеством.

Младенчество

В этом периоде ребенок начинает активно развивать свои познавательные способности. К 4 месяцам ребенок уже не просто видит, но и смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Он начинает воспринимать форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способен ориентироваться во многих параметрах объектов, таких как движение, контрасты и т.д.