Развивающие игры для детей 3-4 лет: как сделать игру полезной и интересной
- Развивающие игры для детей 3-4 лет: как сделать игру полезной и интересной
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое развивающие игры для детей 3-4 лет
- Какие навыки и способности развиваются при игре
- Какие игры можно предложить ребенку 3-4 лет
- Как выбрать игру, которая будет интересна ребенку
- Как сделать игру полезной и интересной для ребенка
- Как можно адаптировать игру под возраст ребенка
- Как можно помочь ребенку развиваться с помощью игр
Развивающие игры для детей 3-4 лет: как сделать игру полезной и интересной
Здесь мы оставляем подборку развивающих игр, полезных для фантазии и развития творческой жилки, для детей 3 лет. Не забывайте собирать в альбом поделки и рисунки, которые получатся в процессе!
Облака, белогривые лошадки…
За этой игрой для детей семья может провести много увлекательных часов у окна. Никакого реквизита не понадобится, нужно просто выбрать погожий день, когда на небе будет много облаков. Идея в том, чтобы выбирать по одному и описывать его.
Можно начать с простого: предположить, на что похоже облако. А дальше развивайте игру так, как подсказывает фантазия. Например, начните угадывать настроение облаков или придумывать истории с облачными существами. И не забывайте поощрять ребенка за хорошее воображение.
Level up
Если день пасмурный или, наоборот, слишком ясный, попробуйте нарисовать облака разных форм и заняться тем же самым. Ребенок также может дорисовать облакам детали: ушки, хвосты, одежду и другие элементы.
Чудесное превращение
Это творческое занятие для детей. Вам понадобятся краски и несколько прозрачных стаканов с водой. Сперва просто набирайте краски на кисти вместе с ребенком, чтобы окрасить воду. И не забывайте при этом проговаривать, какой цвет только что использовали.
Дальше — еще интереснее. Снова набирайте краски на кисти и окунайте их в уже окрашенную воду, чтобы посмотреть, как получаются новые цвета. Разрешите ребенку поэкспериментировать самому.
Кругольники
Для этой развивающей игры вам понадобится альбом, а также цветные карандаши или фломастеры. Заранее нарисуйте на листе простые геометрические фигуры: круги, эллипсы, треугольники, квадраты и прямоугольники разными цветами. А затем предложите ребенку дорисовать каждую из них так, чтобы получился знакомый предмет или животное.
Играйте вместе, предлагайте варианты и помогайте дополнить рисунки деталями. Готовые картинки можно повесить на видное место дома.
Разговорчивые рисунки
И еще одна развивающая игра, подходящая для дома, которая понравится детям 3 лет. Здесь вам снова понадобятся игрушки. Лучше, если они будут разные: мячи, куклы, мягкие животные, лего и другие. Разложите их перед ребенком и попробуйте вместе придумать историю. Пусть игрушки будут действующими лицами — говорят друг с другом и двигают сюжет вперед.
Не ждите, что ребенок будет придумывать все от начала и до конца. Ему нужно будет помогать наводящими вопросами, предлагать идеи и обсуждать, куда дальше пойдет история. Это поможет развить речь, сделать ее связной и прокачать воображение.
Гори, гори, свеча
Эта игра для детей похожа на предыдущую, но куда больше понравится малышу в 3 года, потому что в ней есть элементы театра теней. Чтобы сыграть, понадобятся темная комната и источник света. Можно взять и фонарик, но настоящая свеча сильнее впечатлит ребенка.
Зажгите источник света и начните показывать фигуры из теней на стене. Для начала можно просто угадывать, на что похожа каждая тень. Затем попробуйте придумать персонажей и начните вместе сочинять историю. Предложите ребенку тоже составить тень, похожую на какое-нибудь животное.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое развивающие игры для детей 3-4 лет
Ответ: Развивающие игры для детей 3-4 лет – это разнообразные игры и задания, которые способствуют развитию умственных, эмоциональных, физических и социальных навыков ребенка. Они помогают развивать внимание, память, логическое мышление, пространственную ориентацию, координацию движений и многое другое.
Вопрос 2: Какие развивающие игры можно сыграть дома с ребенком 3-4 лет
Ответ: С ребенком 3-4 лет можно сыграть множество разнообразных развивающих игр, таких как:
1. Игра в подкидывание мяча, которая развивает координацию движений и пространственную ориентацию.
2. Игра в память, которая развивает внимание и память.
3. Игра в "домашних животных", которая развивает воображение и эмоциональное развитие.
4. Игра в "поиск предметов", которая развивает внимание и память.
5. Игра в "перевозку яиц", которая развивает координацию движений и пространственную ориентацию.
6. Игра в "мастера-строители", которая развивает логическое мышление и пространственную ориентацию.
7. Игра в "музыкальные инструменты", которая развивает музыкальные способности и координацию движений.
8. Игра в "угадай, что я нарисовал", которая развивает воображение и творческие способности.
Вопрос 3: Как выбрать правильные развивающие игры для ребенка 3-4 лет
Ответ: Выбор правильных развивающих игр для ребенка 3-4 лет зависит от его индивидуальных потребностей и интересов. Важно учитывать, какие навыки и качества вам хочется развить у ребенка, и выбирать игры, которые будут способствовать развитию этих навыков. Также важно учитывать интересы ребенка и выбирать игры, которые будут ему интересны и привлекательны.
Вопрос 4: Как можно адаптировать игры для детей 3-4 лет под их возраст и уровень развития
Ответ: Адаптация игр для детей 3-4 лет под их возраст и уровень развития зависит от конкретной игры. Например, если ребенок еще не умеет правильно держать карандаш, то можно адаптировать игру "угадай, что я нарисовал", используя краски или губки вместо карандаша. Если ребенок еще не умеет правильно передвигаться, то можно адаптировать игру "перевозка яиц", используя более лёгкие предметы. Важно понимать, что адаптированные игры должны быть интересными и привлекательными для ребенка, и не должны быть слишком сложными или скучными.
Вопрос 5: Как можно сделать игры для детей 3-4 лет более интересными и разнообразными
Ответ: Чтобы сделать игры для детей 3-4 лет более интересными и разнообразными, можно использовать разнообразные игровые материалы, такие как игрушки, кубики, картинки, музыкальные инструменты и многое другое. Также можно добавлять элементы сюрпризов, такие как загадки, задания, награды и другие. Важно учитывать интересы ребенка и выбирать игровые материалы, которые будут ему интересны и привлекательны.
Вопрос 6: Как можно помочь ребенку 3-4 лет развивать свои навыки и качества через игры
Ответ: Чтобы помочь ребенку 3-4 лет развивать свои навыки и качества через игры, важно создавать позитивную игровую атмосферу, поддерживать ребенка и поощрять его успехи. Важно также учитывать интересы ребенка и выбирать игры, которые будут ему интересны и привлекательны. Также можно использовать игры для развития определенных навыков, таких как внимание, память, логическое мышление, пространственная ориентация и многое другое.
Вопрос 7: Как можно помочь ребенку 3-4 лет развивать свои эмоциональные навыки через игры
Ответ: Чтобы помочь ребенку 3-4 лет развивать свои эмоциональные навыки через игры, можно использовать игры, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта, такие как игра в "домашних животных", которая развивает воображение и эмоциональное развитие, или игра в "угадай, что я нарисовал", которая способствует развитию творческих способностей. Важно также поддерживать ребенка и поощрять его успехи, а также помогать ему выражать свои эмоции и чувства.
Вопрос 8: Как можно помочь ребенку 3-4 лет развивать свои социальные навыки через игры
Ответ: Чтобы помочь ребенку 3-4 лет развивать свои социальные навыки через игры, можно использовать игры, которые способствуют развитию социальных навыков, такие как игра в "домашних животных", которая способствует развитию взаимодействия с другими людьми, или игра в "перевозку яиц", которая способствует развитию сотрудничества и коллективного мышления. Важно также поддерживать ребенка и поощрять его успехи, а также помогать ему общаться с другими людьми и учиться работать в команде.
Что такое развивающие игры для детей 3-4 лет
Строить развивающие занятия для детей 3–4 лет необходимо с учетом тех навыков и умений, которые у конкретного ребенка уже есть. К этому возрасту малыш накопил довольно внушительный запас физических, речевых, интеллектуальных и социальных умений.
Трехлетний ребенок уже может:
- уверенно ходить по нужной траектории, не спотыкаясь;
- быстро бегать во всех направлениях, огибая преграды;
- прыгать;
- управлять трехколесным велосипедом, качаться на качелях;
- выполнять одновременно пару действий (прыгать и хлопать);
- одеваться, обуваться;
- раздеваться, складывать одежду;
- застегивать кнопки, пуговицы, зашнуровывать обувь;
- пользоваться расческой, зубной щеткой, мылом, полотенцем, салфетками, носовым платком;
- аккуратно кушать, пользуясь ложкой и вилкой;
- задавать множество разнообразных вопросов;
- произносить до 1200 слов, использовать в речи сложные предложения с разными частями речи;
- рассказывать знакомую сказку, опираясь на иллюстрации;
- составлять простейший рассказ по картинкам;
- запоминать небольшие стихотворения и песенки;
- называть свои фамилию, имя, пол, возраст (сколько ему лет, может показать с помощью пальцев);
- показывать все части тела, называть, знать их предназначение;
- говорить о себе в первом лице («я»);
- использовать вежливые слова (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста);
- играя с детьми, меняться с ними игрушками;
- соблюдать правила в ролевых и подвижных играх;
- сосредотачиваться на выполнении задания как минимум 5 минут;
- считать до 10 (минимум – до 3);
- знать основные 7 цветов, а также черный и белый;
- знать основные геометрические фигуры;
- понимать различия предметов по цвету, форме, размеру, весу;
- собирать игрушки или пазлы из 3–6 частей или деталей;
- рисовать по образцу и своему замыслу;
- находить несоответствия;
- находить «лишний» предмет исходя из определенных характеристик.
Какие навыки и способности развиваются при игре
Детские настольные игры — это важная часть развития в жизни ребенка. И даже не только развития, но и интересного времяпровождения и совместного досуга. Во время таких игр ребенок учится играть в команде, коммуницировать с другими участниками игры, а так же мыслить. На первый взгляд, может показаться, что как игра в шашки или в домино может развивать ребенка? Но важность и польза настолько высоки, что мы решили собрать для вас в этой статье навыки, которые ребенок развивает во время игры в настольные игры, чтобы у вас не осталось сомнений.
Настольные игры очень удобны тем, что в них можно играть всей семьей, а это дополнительное общение и сплочение. Кроме того, когда малыш просит вас поиграть с ним, вам не нужно что-то придумывать, достаточно сыграть вместе в какую-нибудь настольную игру. И еще, игра обучает ребенка важным навыком без какого-либо принуждения, что тоже очень удобно. Итак, какие же навыки получает ребенок играя?
Математические способности
В играх постоянно происходит подсчет чего-либо: карточек, фишек, игровых денег, ходов и т. д. Практически в любой игре есть элементы арифметических действий. А есть игры, который специально нацелены на развитие арифметических и логических способностей ребенка. Среди таких игр можно выделить такие как: Сет, Спящие королевы и т. д. Зайдите в магазин настольных игр в Москве или любом другом городе и посмотрите варианты игр, их сейчас огромное множество.
Игра Змея и лестницы, казалось бы, обычна бродилка, но на самом деле побуждает ребенка к счету, причем это могут быть в начале более простые способы вычисления, а потом уже более сложные конструкции. Во время игры ребенок может прогрессировать.
Пространственное мышление
Еще один важный навык, который ребенок получает в процессе игры. Казалось бы, как? Причем тут настольные игры и умение пространственно мыслить? А связь тут прямая. Ученные провели эксперимент с детьми дошкольного возраста и выяснили, что лучше всего развивают пространственное мышление кубики, пазлы и настольные игры. Это самый действенный способ помочь ребенку прокачать этот навык.
Коммуникационный навык
Играя в настольные игры ребенок развивает свою речь, а кроме этого учится взаимодействовать с другими игроками. Во время игры ребенок учится разговаривать с другими людьми, договариваться, объединяться и т. д. Для этих целей лучше выбирать игры, которые нацелены именно на совместную работу в команде, а не на соревнование кто победит. Это очень важно, ребенок поймет, что при неправильном решении, может пострадать вся команда.
Концентрация и усидчивость
Полезный навык, который пригодиться в школе. Ведь во время игр, ребенок выполняет определенные правила и ходы. Ребенок концентрирует внимание и может проводить за игрой кучу времени, самоконтроль это важный навык, который пригодиться в жизни.
Стратегическое мышление
Во время игры ребенок учится мыслить стратегически. Он может научиться принимать разные решения, продумывать ходы, оценивать их качество и выстраивать причинно-следственные связи. За счет полученного опыта, ребенок может выработать свою стратегию, получать опыт и понимать поведение своих противников. Умение анализировать и принимать решения это важнейший навык.
Творческое мышление
Настольные игры способны развивать творческое мышление у ребенка. Игры бывают ролевые, с разными интересными историями, читая которые ребенок начинает представлять в своем воображении. Он включается в процесс игры, он учится воспринимать его как настоящий.
Ученые выяснили, что дети, которые активно используют фантазию во время игр, развивают свои творческие способности.
Какие игры можно предложить ребенку 3-4 лет
Ольга Екимова
Игры для детей от 3 до 6 лет «Играем дома»
Играем дома . Игры для детей 3-6 лет
«Цвет, форма, размер»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.
Ход игры . Взрослый предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
«У кого это есть»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.
Публикация «Игры для детей от 3 до 6 лет „Играем дома“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Вы называете одну часть, а ребенок перечисляет все известные ему объекты живой природы, имеющие эту часть. Например, «Пушистый мех» — «Лиса, белка, енот, песец» . «Лист» - «Дерево, кустарник, цветок» .
«Солнечные зайчики»
Цель: снятие напряжения. Создание положительного эмоционального настроя.
Материалы к игре: маленькое зеркальце.
Ход игры .Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики.
Играют на стене .
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу: «Лови зайчика!» . Ребенок пытается его поймать.
«Кто больше»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры : Совместно с ребенком выберите тему игры ,например: «Мебель» и по очереди называете мебель. Кто больше назвал, тот и выиграл !
« Игра с кистями рук »
Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя
Ход игры . Дети повторяют те движения, которые им показывает мама (папа) . Опускает пальцы вниз и шевелит ими «дождь идет» . Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши.
Чередуя такие действия, Взрослый создает определенную последовательность звуков,например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.
«Мы топаем ногами»
Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности
Ход игры . Взрослый произносит текст (можно вместе с ребенком) медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
мы руки подаем.
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время Взрослый говорит: «Стоп!» . Все останавливаются. Игра повторяется .
«Чего не стало?»
Цель: развитие цвето -восприятия, зрительной памяти и внимания
Ход игры . Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук) . Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.
Примечание: Карандаши можно заменить игрушками.
Как выбрать игру, которая будет интересна ребенку
Подобрать игру, которая будет понятна всем участникам, либо упростить правила. Снова можно обратиться к ходилкам — они простые и увлекательные, так что в них спокойно могут рубиться и пятилетки, и даже подростки. Попросите старших разъяснить младшим правила и давать им больше времени на размышления и ходы.
Если это новая компания, то за первой игрой лучше понаблюдать: как дети себя ведут, как взаимодействуют друг с другом и как реагируют на ходы. Если все идет гладко — детей можно спокойно оставлять. Не прибегайте после каждого слова в повышенном тоне и не пытайтесь разрешить все конфликты — они нужны ребенку, чтобы он учился их разрешать самостоятельно.
Этот материал нам помогли подготовить наши партнеры и друзья из Bondibon. У них в ассортименте есть игры, которые подойдут как начинающему игроку, который только погружается в мир настольных игр и учится играть самостоятельно, так и фанату настолок, опытов и логических квестов. При выборе важно обращать внимание на возрастные маркировки — они помогут подобрать ребенку игру, в которую будет не трудно и интересно играть. Все они разработаны педагогами и детскими психологами, поэтому научат детей писать, рисовать, помогут развить память, внимательность, усидчивость, мелкую моторику, логическое мышление, скорость реакции и, конечно, открыть творческие способности.
Как сделать игру полезной и интересной для ребенка
Показывайте свой интерес к игре. Дети во всем подражают взрослым, и если игра интересна маме или папе, то, скорее всего, она заинтересует и ребенка. Он замечает не только то, что вы делаете, но и то, как вы к этому относитесь.
Позвольте ему наблюдать за вашими действиями. Если ребенок задумался, не стоит отвлекать его от «ничегонеделания». Позвольте малышу свободно наблюдать за происходящим — это необходимо для его развития, ведь наблюдение предшествует познанию.
Играйте, а не учите. Во время совместных занятий с малышом меньше думайте о том, что его нужно учить или добиваться каких-то результатов. Гораздо лучше просто радоваться совместным играм и поддерживать детский интерес к ним, а новую информацию давать по мере возникновения вопросов.
Позвольте ребенку ошибаться. В игре он не только узнаёт что-то новое, но и получает бесценный опыт проб и ошибок, учится справляться с трудностями на пути к цели.
Хвалите, а не критикуйте. Постарайтесь не портить игру контролем или критикой. Не стоит постоянно поправлять и «улучшать» поведение малыша во время игры, иначе его инициатива угаснет, а самооценка снизится.
Если он сделал не совсем то, чего вы от него ожидали, все равно похвалите и за этот малый результат. Ошибки лучше исправлять мягко, не критикуя ребенка. Так он получит опыт самоуважения, важный для успеха в будущем.
Предлагайте, а не требуйте. Когда вы приглашаете ребенка в игру, он может согласиться не сразу. Иногда должно пройти время, прежде чем малыш сможет переключиться на новое действие. Начинайте играть сами, а он присоединится к вам.
Выбирайте время. Занятия должны проходить в то время, когда ребенок наиболее активен. Постарайтесь вписать ваши занятия-игры в режим малыша. Удобно и полезно использовать для обыгрывания бытовые ситуации (например, прогулку, время на кухне, мытье рук).
Освободите пространство для игры. Прежде чем предлагать ребенку игру, постарайтесь убрать отвлекающие предметы.
Не много и не мало. С ребенком нужно играть ежедневно, но при этом оставляя ему время для самостоятельной игры. Не пытайтесь поиграть с малышом на скорую руку, если торопитесь.
Ставьте адекватные задачи и помогайте. Если есть возможность предотвратить ошибку, сделайте это заранее. Ставьте перед ним только те задачи, с которыми он в состоянии справиться, а новые сложные задания включайте в игру постепенно.
Повторяйте игру. Да, для взрослых это может быть утомительно, но только после многократного повторения игра становится знакомой и любимой. Чтобы она не надоедала вам и малышу, используйте разные ее варианты, слегка меняя героев и обстоятельства.
Как можно адаптировать игру под возраст ребенка
Мария Игнатьева
Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада
С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Публикация «Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении , которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям , позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду , навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ .
Задачи игр:
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• Формирование чувства уверенности в окружающем;
• Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом .
Основные принципы организации и проведения игр:
• Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит .
• Взрослый должен стать непосредственным участником игры . Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.
• Игры должны многократно повторяться, т. к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия , которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
1 группа Игры , направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.
2 группа Игры , направленные на освоение окружающей среды ребенком
ИГРЫ , НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ИДИ КО МНЕ.
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» . Когда ребенок подходит,воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
ХОРОВОД
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг
Хей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
ПОКРУЖИМСЯ.
Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе мишку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» .: . Дети бегают по всей площадке.: - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется.: когда - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке.
Как можно помочь ребенку развиваться с помощью игр
Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.
Что дает игра детям разного возраста?
Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!
Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!
Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.
Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!
Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.
На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.
Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню. И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.
Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.
За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.
Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.
Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.
В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.