Подготовка ребенка к поступлению в детский сад: основные моменты

Подготовка ребенка к поступлению в детский сад: основные моменты

Чтобы морально подготовить ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения, необходимо заранее позаботиться о некоторых нюансах:

  • Рассказать крохе про детский сад. Важно говорить позитивно и подчеркивать моменты, которые могут заинтересовать ребенка (много новых игрушек, увлекательные занятия, компания для игр и т.д.). Хорошими помощниками могут стать фильмы, мультфильмы и книги, где главные герои посещают детский сад. Можно вовлечь малыша в игру, в которой его игрушки будут ходить в садик.
  • Заранее показать ребенку детский сад, чтобы он мог к нему привыкнуть. Можно пройтись на площадке у сада, посмотреть на гуляющих детей. При возможности малышу показывают будущую группу, раздевалку и спальню.
  • Постепенно вводить режим в жизнь ребенка. Нужно, чтобы новое расписание соответствовало распорядку детского сада. Надо четко определить время подъема и отбоя, приемов пищи, активных игр и прогулок. Не стоит отказываться от режима даже в выходные дни. В таком случае малышу будет легче привыкнуть к новому месту.
  • Поработать над навыками самообслуживания. Ребенок должен уметь самостоятельно есть и ходить на горшок, либо унитаз. Желательно, чтобы он умел самостоятельно мыть руки и умываться, снимать и надевать базовые предметы гардероба. Перед посещением детского сада нужно заранее отучить ребенка от таких привычек, как укачивание перед сном, ношение памперсов, сосание пустышки, бутылочки с соской.
  • Познакомить ребенка с будущим рационом. Меню в детском саду состоит из каш, запеканок, супов, тушеных овощей, рыбных и мясных котлет. Не всем детям нравится питание в детском саду, поэтому желательно заранее ввести новые для малыша блюда в рацион семьи.
  • Регулярно гулять с малышом на детской площадке. Не стоит ограничивать общение с другими детьми. Важно, чтобы перед посещением детского сада ребенок умел выстраивать отношения с ровесниками. Возможно, с кем-то из ребят в дальнейшем ребенок попадет в одну группу.

Не менее важно и общение ребенка с взрослыми. Надо как можно чаще ходить вместе с детьми в гости, общаться с родственниками. Это поможет ребенку легче привыкнуть к воспитателям в детском дошкольном учреждении.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Как подготовить ребенка к первым шагам в детском саду

Ответ: Подготовка ребенка к первым шагам в детском саду является важным моментом, так как это может повлиять на его адаптацию и восприятие новой среды. Важно начать готовить ребенка заранее, постепенно объясняя ему, что он пойдет в детский сад, где будет много новых игрушек, друзей и увлекательных занятий. Также ребенку необходимо объяснить, что ему придется расставаться с мамой или папой на определенное время, но они обязательно вернутся. Важно также посетить детский сад заранее, чтобы ребенок мог познакомиться с окружением и сотрудниками.

Вопрос 2: Как выбрать подходящий детский сад

Ответ: Выбор подходящего детского сада является важным моментом, так как это может повлиять на развитие ребенка. Важно выбирать детский сад, который расположен недалеко от дома или работы родителей, чтобы удобно было доставлять ребенка и забирать его. Также необходимо обратить внимание на соответствие детским садом ваших требований, например, наличие игровых площадок, удобных помещений, чистоты и порядка. Важно также проконсультироваться с другими родителями, чтобы узнать их мнение о детском саду.

Вопрос 3: Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Ответ: Адаптация ребенка в детском саду может быть трудным процессом, но есть несколько способов, как помочь ребенку адаптироваться. Важно поддерживать связь с ребенком, постоянно интересоваться его впечатлениями и чувствами. Также ребенку необходимо объяснить, что он может обращаться к сотрудникам детского сада за помощью и поддержкой. Важно также поддерживать связь с родителями других детей, чтобы ребенок мог сблизиться с новыми друзьями.

Вопрос 4: Как подготовить ребенка к расставанию с мамой или папой

Ответ: Расставание с мамой или папой может быть сложным для ребенка, поэтому важно подготовить ребенка к этому. Важно объяснить ребенку, что он пойдет в детский сад, где будет много новых игрушек, друзей и увлекательных занятий. Также ребенку необходимо объяснить, что он может вернуться домой, когда закончится детский сад, и что мама или папа обязательно вернутся забрать его. Важно также поддерживать связь с ребенком, постоянно интересоваться его впечатлениями и чувствами.

Вопрос 5: Как обеспечить ребенку уверенность и безопасность в детском саду

Ответ: Уверенность и безопасность ребенка в детском саду являются важными факторами, которые могут повлиять на его адаптацию и развитие. Важно поддерживать связь с ребенком, постоянно интересоваться его впечатлениями и чувствами. Также ребенку необходимо объяснить, что он может обращаться к сотрудникам детского сада за помощью и поддержкой. Важно также поддерживать связь с родителями других детей, чтобы ребенок мог сблизиться с новыми друзьями. Также необходимо обеспечить ребенку удобные условия для сна, еды и игр.

Вопрос 6: Как подготовить ребенка к ежедневным распорядкам в детском саду

Ответ: Подготовка ребенка к ежедневным распорядкам в детском саду является важным моментом, так как это может повлиять на его адаптацию и восприятие новой среды. Важно начать готовить ребенка заранее, постепенно объясняя ему, что он пойдет в детский сад, где будет много новых игрушек, друзей и увлекательных занятий. Также ребенку необходимо объяснить, что он будет следовать определенному распорядку дня, включающему игры, сна, еды и другие занятия. Важно также посетить детский сад заранее, чтобы ребенок мог познакомиться с окружением и сотрудниками.

Вопрос 7: Как подготовить ребенка к общению с другими детьми

Ответ: Подготовка ребенка к общению с другими детьми является важным моментом, так как это может повлиять на его адаптацию и восприятие новой среды. Важно начать готовить ребенка заранее, постепенно объясняя ему, что он пойдет в детский сад, где будет много новых игрушек, друзей и увлекательных занятий. Также ребенку необходимо объяснить, что он может общаться с другими детьми, играть с ними и делиться своими игрушками. Важно также посетить детский сад заранее, чтобы ребенок мог познакомиться с окружением и сотрудниками.

Как выбрать подходящий детский сад для своего ребенка

А начать стоит вот с чего: пройдитесь по своему микрорайону и проведите разведку на местности. Садик не школа, и его главная задача — не обучать малыша, а создавать оптимальные условия для его развития, в том числе социального. Ну и разгрузить ваши руки и время. Поэтому первый критерий выбора садика — это его месторасположение. Чем он ближе к дому, тем лучше. Сами посудите: первое время, пока будет проходить адаптация, вам нужно будет забирать любимое чадо через час-полтора (позднее — через 2–3 часа) его пребывания в саду. Если дорога до дома отнимает 20–30 минут, будет довольно тяжело. Кроме того, чем ближе садик к дому, тем выше вероятность того, что с вами в группе окажутся знакомые детки — приятели, с которыми вы гуляете вместе на детской площадке или в ближайшем парке.

Подготовка ребенка к поступлению в детский сад: основные моменты

Иногда детский садик удобнее выбирать по степени близости не к дому, а к месту работы родителей. Действительно, если мама и папа работают, график у них фиксированный и отводить-забирать чадо, кроме них, некому, то логичнее искать сад ближе к работе. Тогда не придется постоянно отпрашиваться и убегать пораньше, чтобы успеть забрать малыша до закрытия садика. Но будьте готовы к тому, что ребенка будет очень утомлять долгая дорога.

Как правило, садик — это все-таки закрытое учреждение, и абы кого туда не пускают. Однако во всех садах существуют дни открытых дверей. И ваша задача — пройти максимальное количество близлежащих садиков.

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, необходимо обратить внимание на многие аспекты.

Необходимые процедуры:

  • Укрепить здоровье малыша, чтобы он не слег с простудой после первой учебной недели.
  • Помочь выработать режим дня, чтобы ему легче жить по правилам коллектива.
  • Подготовить маленького члена общества к самостоятельности. Если он не умеет кушать и одеваться сам, ему будет очень тяжело первое время.

    Какие предметы необходимо приобрести для ребенка перед поступлением в детский сад

    Сменная одежда в группу. Ребенок легко может промочить футболку или штаны за обедом или не очень «чисто» сходить в туалет. Поэтому воспитатели всегда просят взять с собой сменные трусики, носки, штаны и футболку. Также хорошо, если у ребенка одна футболка с длинным рукавом, другая с коротким — он сможет выбрать, что надеть в зависимости от температуры в помещении. Также ребенку нужна обувь: воспитатели иногда настаивают, чтобы это были сандалии, а не мягкие тапки или шлепанцы, но здесь нужно ориентироваться на ребенка. Если ему удобно, то можно носить любую обувь — главное, чтобы запятник был твердый.

    Одежда для занятий. Чаще всего для спортивных и музыкальных занятий нужны специальная обувь (чешки или балетки), штаны и футболка. Воспитатели иногда просят, чтобы футболка была белой, а шорты или штаны черными, но это точно не обязательное требование. Когда ребята одеты одинаково, это может воспитывать эстетические чувства, но если ребенок хочет надевать розовую футболку и синие штаны, то это не противоречит требованиям.

    Сменная одежда для прогулок. Родители часто пренебрегают этим пунктом, но здорово, если у ребенка будут с собой хотя бы сменные варежки и сменные теплые носки. Конечно, в детских садах сушат мокрую одежду на батареях, но она не всегда успевает высохнуть.

    Гигиенические средства. Хорошо, когда у ребенка есть с собой бумажные или тканевые платки: ребенок приучается следить за собой сам, вытирать руки или лицо после рисования, например. Также воспитатели просят, чтобы дети брали с собой расчески, а девочки еще и резинки — во время еды или некоторых занятий без хвостика или косички не обойтись.

    Как сделать переход в детский сад легче для ребенка и родителей

    Подготовка ребенка к поступлению в детский сад: основные моменты 01 Светлана Миронова
    В детский сад — без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации

    Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

    И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

    Публикация «В детский сад — без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации» размещена в разделах

    • Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
    • Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
    • Темочки

    Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

    Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

    Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

    происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т. д.);

    ухудшается сон и аппетит;

    ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;

    частые капризы, истерики по любому поводу.

    Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

    Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

    Степени адаптации.

    Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

    Лёгкая степень

    Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

    Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.

    Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.

    Эмоциональное состояние : ровное, спокойное.

    Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.

    Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

    Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

    Средняя степень.

    Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

    Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

    Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.

    Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.

    Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.

    Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.

    Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

    Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

    Тяжёлая степень.

    Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

    Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.

    Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.

    Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.

    Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.

    Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

    О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

    Как помочь ребенку адаптироваться к новой среде в детском саду

    • Адаптация в детском саду. Консультации
    • Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
    • Консультации для воспитателей, педагогов
    • Консультации для родителей
    • Младшая группа
    • Темочки

    Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает тяжелая адаптация , когда ребенок начинает длительно и тяжело болеть, снижается аппетит, ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, во время бодрствования подавлен, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым штанишкам, постоянно прижимающий к себе свою любимую домашнюю игрушку, равнодушный к воспитателям и сверстникам или , наоборот, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки,агрессивный – таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации . Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев, при этом темпы его развития замедляются по всем направлениям.

    Как помочь ребенку адаптироваться к младшей группе ?

    Прежде всего, нужно хорошо осознать необходимость совместной работы воспитателей и родителей . И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в сад. Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателями семьи ребенка , знакомство с ним в привычных для него условиях, налаживание контактов с родителями. Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в детском саду . Если по какой-то причине посещение семьи затруднено, можно организовать встречу с ребенком на территории детского учреждения . Мама может в течение нескольких недель приводить ребенка на детскую площадку в то время , когда на ней играют дети, познакомить его с воспитателем , помочь ему организовать совместную игру. Такое посещение должно быть достаточно регулярным, но не длительным. Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз придти в детский сад , предупредить возникновение страха перед посторонними людьми и обстановкой.

    Как воспитать у ребенка чувство самостоятельности и ответственности в детском саду

    • Темочки

    Формирование самостоятельности  — длительный и сложный процесс и родители в нем играют главную роль. Именно от них зависит, каким вырастет ребенок.

    Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно , однако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от сверстников, и начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

    Как воспитать у ребенка чувство самостоятельности и ответственности в детском саду

    Формирование самостоятельности – длительный и сложный процесс, и родители в нем играют главную роль. Именно от них зависит, каким вырастет ребенок.

    Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, но именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от сверстников, и начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

    Однако, чтобы помочь ребенку развить чувство самостоятельности, родители должны изменить свой подход к воспитанию. Нужно дать ребенку больше свободы и responsibility, предоставить ему возможность принимать собственные решения и принимать за них ответственность.

    В детском саду это может быть достигнуто, если воспитатель и родители работают вместе, чтобы создать условия, в которых ребенок может развивать свои навыки и умения, а также принимать участие в решении различных задач и заданий.

    Кроме того, родители могут помочь ребенку развить чувство самостоятельности, предоставив ему возможность выбора в различных ситуациях, например, выбор игрушки, игры или развлечения. Это поможет ребенку научиться принимать решения и отвечать за них.

    Важно помнить, что формирование самостоятельности – это процесс, который требует времени, усилий и терпения. Родители должны быть готовы поддерживать и направлять ребенка, чтобы он мог развивать свои навыки и умения.

    В целом, воспитание чувства самостоятельности и ответственности у ребенка – это важная задача, которая требует совместных усилий родителей и воспитателей. Только вместе они могут помочь ребенку стать самостоятельным и ответственным человеком.

    Психика развивающейся личности активна, каждый ребенок отыщет свой путь к самостоятельному познанию окружающей действительности, проблема в том, социальный ли путь выберет взрослеющий человек пяти-семи лет. Очень важно, чтобы старшие дошкольники выбирали такие средства самоутверждения , находили такие способы получения родительского внимания, любви и заботы, которые помогли бы им в опыте социализации, повысили уверенность в своих силах. Родители должны помогать детям, искренне принимая индивидуальные проявления личности растущего человека. Поэтому для адекватных действий по формированию самостоятельности в дошкольном возрасте родителям следует знать много, но, возможно, самое главное — знания об этапах развития самостоятельности , а также правилах её формирования .   До определенного момента все действия детей примитивны : мячик катают,  в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета» . Ребенок не особенно задумывается, зачем он  кладет в коробку предметы, — он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь,что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат —   порядок в комнате. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать  порядок в квартире и ради этого возьмется  убирать игрушки, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности , действовал «в логике цели» . Проявление инициативы — это первый компонент в развитии самостоятельности .

    Как помочь ребенку научиться общаться с другими детьми в детском саду

    Виктория
    Как научить ребёнка дружить в детском саду

    Интерес к ровесникам впервые появляется у детей около трёх лет — в возрасте, когда они идут в детский сад . Как помочь им найти друзей и научить правильно общаться ? Эти советы пригодятся не только родителям, но и воспитателям младших групп.

    Многим кажется, что дружба в коллективе возникает стихийно, без помощи взрослого. Увы,слишком маленькие дети не всегда способны на здоровые отношения: они легко могут перепутать дружбу с собственничеством либо с подчинением более сильному.

    Публикация «Как научить ребёнка дружить в детском саду» размещена в разделах

    • Дружба. Учимся дружить
    • Темочки

    Мы, взрослые, знаем, что такое нездоровые отношения, и, как правило, нормально относимся к тому, что некоторые люди предпочитают нам кого-то ещё. Мы также можем контролировать круг общения своего ребёнка на детской площадке : подбираем ему компанию, держимся подальше от чужой агрессии.

    Воспитателю в детском саду сложнее : ему нужно объединить всех детей в группе и сделать так, чтобы они хотя бы относились друг к другу дружелюбно , без манипуляций, травли и обид. Особенность работы с дошкольниками состоит в том, что они ещёне в полной мере владеют искусством коммуникации: могут устраивать истерики, говорить гадости сверстникам и взрослым, обижать товарищей. У них ещё нет жизненного опыта для осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают, как с ними общаться.

    Дети порой сильно привязываются к людям и из-за этого могут попасть в сложные отношения. Одни, чтобы понравиться и удержать друга, позволяют ему брать и даже ломать свои игрушки, другие используют чьё-то расположение для собственной выгоды ( «Если победишь в игре — ты мне не друг» ). Так что же делать? Говорить с ребёнком !

    Скоро дружба станет для него абсолютно естественной, но в наших силах уже сейчас помочь ему сделать первые шаги и не наломать дров. Перед тем как отправлять ребёнка в детский сад , поговорите с ним на эти темы. Или — если вы педагог — устройте своим подопечным тематический урок мира.

    Даже друзья могут злиться друг на друга

    Обида, возмущение, гнев — это нормальные эмоции, и если ты чувствуешь подобное, то это не значит, что дружбе конец . Такое происходит с людьми всю жизнь, и, сколько бы лет тебе ни было, важно обсуждать свои эмоции с товарищем. Не отворачиваться, не драться, не избегать, а объяснять, что тебя расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.

    Друзья не обязаны играть только друг с другом

    Преданность, безусловно, важна, но важно также объяснить ребёнку : и он, и его товарищи имеют полное право играть с кем-то ещё или вообще оставаться наедине с собой.На заметку воспитателю: наблюдайте за детьми во время совместной игры, меняйте их местами, вовлекайте в уже сложившиеся коллективы новых игроков, чтобы дети видели, как все играют со всеми (и понимали, почему это правильно и весело) .

    Друг не обязательно должен быть единственным

    Все люди разные, кто-то другой не может заменить твоему другу тебя, потому что он совсем не такой, как ты. Пусть дети видят, как родители общаются с друзьями, а воспитатели —с коллегами: это поможет им понять, что можно не зацикливаться на одном человеке.

    Замечания воспитателя — тоже забота

    Трудно совмещать твёрдость и эмпатию, но воспитатель должен владеть этой техникой безупречно. Трёхлетнему ребёнку может быть неприятно наблюдать и хулиганство товарища, и рассерженного из-за этого воспитателя. Задача педагога — вовремя включиться в процесс, чтобы не превращать наказание одного расшалившегося ребёнка в публичную порку и повод для дальнейшей травли.

    Если вы вынуждены наказать одного человека, помните — на вас сейчас смотрит вся группа. Важно не потерять авторитет в глазах детей, но и не напугать их. Не нужно утешать, подкупать или, напротив, унижать ребёнка на глазах у всех . Дайте понять ему (и его товарищам, что вы верите в него

    Можно сказать: «Пожалуйста, сядь сейчас вот здесь и передохни. Когда будешь чувствовать себя лучше, возвращайся к нам». Но при этом вы действительно должны быть уверены — ребёнок в состоянии подумать над своим поведением и продолжить игру.

    Подчеркните — вы делаете это для безопасности всей группы, потому что слишком беспокойное, неконтролируемое поведение может привести к неприятностям. Если у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, дайте ему (и всем) понять, что вы сочувствуете и тоже переживаете по этому поводу. Если вы настроены не враждебно, то и остальным эта эмоция не передастся.

    Чем больше усилий воспитатель приложит для того, чтобы подружить абсолютно всех ребят в коллективе, тем быстрее они начнут играть не парочками и отдельными компаниями, а все вместе. Хотя почему только играть? Работать над проектами, переживать, плакать и смеяться — всё это тоже важно для закрепления навыков общения.