Развитие и игры с ребенком 4 года: полезные советы родителям
- Развитие и игры с ребенком 4 года: полезные советы родителям
- Связанные вопросы и ответы
- Какие игры наиболее полезны для развития ребенка в 4 года
- Как игры способствуют когнитивному развитию ребенка
- Какую роль играют родители в играх с ребенком 4 лет
- Какие игры помогают развивать социальные навыки у ребенка
- Какие физические упражнения можно включать в игры для ребенка 4 лет
- Как игры могут способствовать эмоциональному развитию ребенка
- Какие игры способствуют развитию творчества у ребенка
- Как выбрать подходящие игрушки для ребенка 4 лет
Развитие и игры с ребенком 4 года: полезные советы родителям
Введение
Четыре года — это удивительный возраст, когда ребенок активноует мир, учится новому и развивает свои навыки. В этот период важно создать благоприятную среду для его развития. Игры играют ключевую роль в формировании когнитивных, эмоциональных и социальных способностей ребенка. В этой статье мы рассмотрим, как организовать игровой процесс, чтобы он был полезным и интересным для ребенка.
Когнитивное развитие
Игры для развития памяти и логического мышления
Когнитивное развитие ребенка в 4 года активно прогрессирует. Игры, которые стимулируют память и логическое мышление, помогают ребенку лучше понимать мир вокруг себя. Вот несколько примеров таких игр:
- Игра «Найди разные объекты»: положите перед ребенком несколько предметов, например, кубики, куклы, книги, и попросите найти те, которые имеют определённый цвет или форму.
- Игра «Последовательность»: покажите ребенку картинки или объекты в определённой последовательности, а затем попросите его повторить её.
- Игра «Логические задачки»: например, «Что может летать?» или «Сколько ног у кошки?».
Игры для развития внимания
Развитие внимания — важный аспект когнитивного развития. Игры, которые требуют концентрации, помогают ребенку учиться фокусироваться на задаче.
Игра | Описание | Преимущества |
---|---|---|
«Найди спрятанное» | Спрячьте небольшой предмет в комнате и дайте ребенку задание его найти. | Развивает внимание и пространственное мышление. |
«Сравни картинки» | Покажите ребенку две похожие картинки и попросите найти отличия. | Развивает зрительное внимание и аналитическое мышление. |
Эмоциональное развитие
Игры для развития эмоционального интеллекта
Эмоциональное развитие ребенка в 4 года связано с обучением распознаванию и выражению чувств. Игры, которые помогают ребенку понять и выразить свои эмоции, играют важную роль.
- Игра «Эмоции на лицах»: покажите ребенку картинки с разными эмоциями и попросите угадать, какое чувство изображено.
- Игра «Ролевые игры»: например, игра в доктора или учителя, где ребенок может проявить заботу или авторитет.
- Игра «Цепочка доброты»: попросите ребенка поделиться добрым словом или поступком, который он совершил или видел.
Социальное развитие
Игры для развития коммуникативных навыков
Социальное развитие ребенка в 4 года связано с обучением общению с другими детьми и взрослыми. Игры, которые поощряют взаимодействие, помогают ребенку развивать коммуникативные навыки.
Игра | Описание | Преимущества |
---|---|---|
«Ролевые игры» | Игра в магазин, школу или докторскую. | Развивает навыки общения и сотрудничества. |
«Командные игры» | Игры, где требуется совместное решение задачи. | Учит ребенка работать в команде и достигать общей цели. |
Игры для развития эмпатии
Эмпатия — важное качество, которое помогает ребенку понимать чувства других людей. Игры, которые поощряют эмпатию, помогают ребенку развивать это качество.
- Игра «Помоги другу»: создайте ситуацию, где ребенок может помочь другу или игрушке.
- Игра «Поделись своими вещами»: поощряйте ребенка делиться своими игрушками с другими детьми.
- Игра «Сочувствие»: обсуждайте с ребенком, как он бы чувствовал себя в той или иной ситуации.
Физическое развитие
Игры для развития моторики
Физическое развитие ребенка в 4 года связано с улучшением моторики и координации. Игры, которые требуют активного движения, помогают ребенку развивать свои физические навыки.
Игра | Описание | Преимущества |
---|---|---|
«Прыжки на одной ноге» | Попросите ребенка прыгать на одной ноге от одного конца комнаты до другого. | Развивает равновесие и координацию. |
«Ловля мяча» | Подайте мяч ребенку и попросите его поймать его. | Развивает реакцию и координацию. |
Игры для развития крупной моторики
Крупная моторика связана с движениями всего тела. Игры, которые требуют активного движения, помогают ребенку развивать свои физические навыки.
- Игра «Бег на короткие дистанции»
- Игра «Ходьба по линии»
- Игра «Качание на качелях»
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие игры наиболее полезны для развития ребенка 4 лет
Игры, которые сочетают физическую активность с умственным развитием, такие как пазлы, головоломки и ролевые игры, особенно полезны для детей 4 лет. Эти игры помогают развивать координацию, логическое мышление и социальные навыки. Например, пазлы учат ребенка решать задачи и мыслить творчески, а ролевые игры способствуют развитию эмоционального интеллекта и навыков общения. Также полезны игры на свежем воздухе, такие как бег, прятки и катание на велосипеде, которые укрепляют физическое здоровье и способствуют развитию моторики. Кроме того, игры с музыкой и рисованием помогают развивать творческие способности ребенка.
Вопрос 2: Какие возрастные особенности ребенка 4 лет стоит учитывать при выборе игр
В 4 года дети обычно проявляют интерес к ролевым играм, где они могут имитировать взрослых и создавать свои собственные истории. Они также начинают лучше понимать правила и могут участвовать в более сложных играх, таких как карточные игры или настольные игры. Однако важно помнить, что внимание ребенка еще не очень длительное, поэтому игры должны быть интересными и не слишком сложными. Кроме того, дети в этом возрасте часто тестируют границы и могут быть упрямыми, поэтому игры, которые учат сотрудничеству и правилам, особенно полезны. Также важно учитывать, что моторика ребенка еще не идеальна, поэтому игры с мелкими деталями могут быть сложными.
Вопрос 3: Какие игры помогают развивать речь ребенка 4 лет
Игры, которые включают рассказывание историй, чтение книг и повторение стихов, помогают развивать речевые навыки ребенка. Например, можно играть в игры, где ребенок должен описать картинку или придумать продолжение истории. Также полезны игры, где требуется использование новых слов и формирование предложений. Игры с рифмами и звуками, такие как подбирание слов с определенным звуком, также способствуют развитию фонетического слуха и речи. Кроме того, ролевые игры, где ребенок берет на себя разные роли и общается с другими, помогают развивать навыки диалога и выражения мыслей.
Вопрос 4: Какие игры способствуют развитию творчества у ребенка 4 лет
Игры, которые поощряют воображение и фантазию, такие как конструкторы, пластилин и рисование, особенно полезны для развития творчества. Например, ребенок может строить замки из кубиков или создавать фигуры из пластилина, что помогает развивать пространственное мышление и творческое выражение. Также полезны игры, где ребенок может создавать свои собственные истории и сценарии, такие как кукольный театр или ролевые игры. Игры с музыкой и танцами также способствуют развитию творческих способностей, позволяя ребенку выражать себя через движение и ритм. Кроме того, коллекционирование и сортировка предметов по разным критериям (цвету, форме, размеру) помогает развивать творческое мышление.
Вопрос 5: Какие игры помогают развивать социальные навыки у ребенка 4 лет
Игры, которые предполагают взаимодействие с другими детьми или взрослыми, такие как ролевые игры, командные игры и игры с правилами, помогают развивать социальные навыки. Например, игра в магазин или в doctor помогает ребенку учиться принимать роли и взаимодействовать с другими. Игры, где требуется сотрудничество, такие как строительство общего сооружения из блоков, учат ребенка работать в команде и достигать общей цели. Также полезны игры, которые учат ребенка выражать свои чувства и понимать чувства других, такие как обсуждение эмоций в определенных ситуациях. Кроме того, игры, которые включают поочередное выполнение действий, учат ребенка терпению и уважению к другим.
Вопрос 6: Какие физические игры полезны для ребенка 4 лет
Физические игры, такие как бег, прятки, катание на велосипеде и подвижные игры на свежем воздухе, полезны для развития координации и общей физической подготовки ребенка. Эти игры помогают укрепить мышцы, улучшить баланс и повысить выносливость. Также полезны игры, которые включают ловкость и точность, такие как бросание мяча в цель или прыжки через препятствия. Игры с мячом, такие как футбол или баскетбол, не только развивают физические навыки, но и учат ребенка работать в команде. Кроме того, танцы и ритмические упражнения помогают развивать чувство ритма и координацию движений.
Вопрос 7: Какую роль играют родители в играх с ребенком 4 лет
Родители играют важную роль в играх с ребенком 4 лет, так как они могут направлять и поддерживать развитие ребенка. Участие родителей в играх помогает ребенку чувствовать себя в безопасности и поддерживает его интерес к обучению. Например, родители могут играть вместе с ребенком в ролевые игры, предлагать новые игры и задачи, и поощрять ребенка к творчеству. Также родители могут помогать ребенку развивать социальные навыки, обучая его правилам и этикету. Кроме того, родители могут использовать игры как способ общения и понимания потребностей ребенка, что способствует укреплению эмоциональной связи между ними.
Вопрос 8: Какие игры подходят для ребенка 4 лет и соответствуют его возрастным возможностям
Игры, которые соответствуют возрастным возможностям ребенка 4 лет, должны быть простыми, интересными и не слишком сложными. Например, игры с большими пазлами, строительными блоками, простыми головоломками и ролевыми куклами идеально подходят для этого возраста. Также полезны игры, которые учат основным понятиям, таким как цвета, формы, цифры и буквы. Игры с музыкой и танцами, а также подвижные игры на свежем воздухе, такие как прятки и бег, также подходят для ребенка 4 лет. Однако важно избегать игр, которые включают мелкие детали или сложные правила, так как они могут быть трудными для ребенка этого возраста.
Какие игры наиболее полезны для развития ребенка в 4 года
Алла Тихонова
Консультация для родителей «Чем занять ребенка в 4–5 лет: 38 увлекательных занятий дома»
Чем занять ребенка в 4–5 лет: 38 увлекательных занятий дома
Чем можно занять ребенка в 4-5 лет ? Многие детки уже начинают играть самостоятельно, без привлечения помощи родителей . Но все же существуют ситуации, когда родителям требуется отвлечься на личные дела и занять детей дома .
Домашняя дискотека
Публикация «Консультация для родителей „Чем занять ребенка в 4–5 лет: 38 увлекательных занятий дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Чем занять ребенка. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Многие малыши любят танцевать, где бы не услышали музыку. Почему бы не устроить дискотеку в домашних условиях . Просто включите любимые песни вашего чада и пусть танцует. Поверьте полчаса свободного времени родителям гарантировано . А если есть возможность, танцуйте вместе с детьми.
Игры с надувными шарами
Здесь все просто. Надуйте много надувных шариков, а ребенок сам придумает , что с ними можно сделать - играть или лопать.
Упражнения на фитбол
Если у вас дома есть фитбол , тогда предложите четырехлетке поскакать на нем. Пусть он представит, что он прыгает на коне или другом выдуманном герое.
Прятки
Старая хорошая игра в прятки никогда не потеряет свою актуальность. Если детей двое и больше, предложите пусть играют самостоятельно. Если же ребенок один , тогда родителю придется участвовать также.
Обводим буквы в трафарете
Современным детям не часто приходится сталкиваться с трафаретами, которые были в нашем детстве. Найдите дома или приобретите такой трафарет и ваше чадо надолго застынет над созданием интересных букв.
Закрашиваем монетку
Возьмите любые монеты и простой карандаш, положите сверху них белый лист бумаги, после чего пусть ребенок водит карандашом по бумаге, где расположена монета. Получается нарисованная монетка, на которую можно просто любоваться либо вырезать ножницами для игры в магазин.
Играем в магазин
Здесь все просто. Готовим прилавок из чего-либо - стол, стул, коробка. Выставляем "товар" (пусть ребенок сам определиться , чем торговать будет) . Готовим деньги для игры и играем в купи-продай. Некоторые дети успешно играют в данную игру самостоятельно, придумывая себе покупателей.
Кинетический песок
Для игры в специальный песок понадобится пластмассовый тазик или специальная надувная песочница, чтобы песок не был разбросан по дому. Игры с кинетическим песком помогут ребенку развить моторику , придумать разные игры и расслабиться.
Цветной и обычный скотч
Приклеивать разные предметы к чему-либо весьма увлекательное занятие , проверьте.
Мыльные пузыри
Обычная баночка мыльных пузырей позволит занять малыша на некоторое время. Если есть возможность, включите вентилятор, пусть малыш поднесет кисточку от мыльных пузырей и они полетят сами.
Эксперименты с шампунем
Дети очень любят проводить эксперименты. Дайте им немного шампуня, пусть они палочкой или ложкой готовят "детское зелье".
Фотографии на телефон или фотоаппарат
Деткам очень нравится быть взрослыми, поэтому они так любят брать у родителей телефон и фотографировать. Сейчас есть в продаже замечательные детские фотоаппараты, которые помогут разнообразить досуг и занять ребенка 4-5 лет .
Готовим с мамой
Приглашайте ребенка участвовать в приготовлении обеда или ужина. Поверьте, детям это очень нравится. Согласно возрасту выбирайте задачи - помыть овощи, что-то почистить, накрыть на стол приборы и тарелки и т. п. То же самое касается и стирки, пусть малыш насыпет порошок в специальный контейнер, достанет белье и подает маме для развешивания.
Делаем тесто для лепки
Если вы не сторонних покупного модулина или нет финансовой возможности, то в интернете легко можно найти несметное количество рецептов по изготовлению домашнего теста для лепки .Самый популярный: мука, вода, пищевой краситель. Ребенка вы не услышите долго, ведь лепить можно так долго и что угодно.
Картинка из круп и макарон
Предложите малышу сделать интересную картину. Дайте ему разные крупы и макароны, предварительно их разложив в отдельные емкости. Пусть ребенок нанесет клей на бумагу и сыпет любую крупу, чтобы получился задуманный рисунок. Для более легкого варианта, родители могут предварительно сделать заготовку, нарисовав карандашом рисунок.
Сказочные костюмы
Нередко дети просят сделать им какую-либо часть сказочного костюма. Можно вырезать из картона крылышки бабочки. Завязать небольшую легкую ткань на шее, которая сразу же превратится в волшебный плащ. Если мама умеет шить, то вопрос чем занять ребенка в 4-5 лет можно легко закрыть, пошив сказочный костюм.
Купание в ванной
Для более веселого купания предложите ребенку взять с собой любимых героев, тех которых можно окунать в воду. Затем можно сделать бумажные кораблики, взять пустые баночки и стаканчики. А пена для ванны разнообразит скучное купание.
Пазлы
Пазлы - отличный друг каждого ребенка . Это так увлекательно собирать картинку , после чего будет собой очень гордиться.
Как игры способствуют когнитивному развитию ребенка
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра стимулирует развитие всех когнитивных процессов ребенка . Выполнение игровых действий и правил требует от ребенка сосредоточенности, что совершенствует его непроизвольное и произвольное внимание. Сознательная цель запомнить что-либо раньше и легче всего выделяется ребенком именно в игре. Дошкольники больше запоминают в игровых условиях, чем по непосредственному заданию взрослого, поэтому в игровой деятельности интенсивно развиваются все мнемические процессы . Игра предполагает действия ребенка в воображаемой ситуации и использование предметов-заместителей, поэтому способствует развитию репродуктивного и продуктивного воображения. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей .
Игра способствует переходу к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению ребенка, преодолению познавательного эгоцентризма, то есть недостаточного отграничения своей точки зрения от других возможных, а отсюда ее доминирования, невозможности стать на другую позицию и осознать наличие других точек зрения.
Так, сюжетно-ролевая игра способствует изменению позиции ребенка – со своей индивидуальной и специфически дошкольной – на новую взрослую позицию. Принятие ребенком определенной роли и выполнение соответствующих ей игровых действий представляют собой постоянную смену одной позиции на другую. Поэтому сюжетно-ролевая игра является такой деятельностью, в которой осуществляются основные механизмы, обеспечивающие преодоление познавательного эгоцентризма. Например, в игре «в больницу» обязательно присутствуют два партнера – врач и пациент. Врачу необходимо координировать свои действия с ролью пациента и наоборот. Также это относится и к игровым предметам, предметам-заместителям, используемым в игре. Так, у врача в руках палочка, изображающая градусник. Она для врача является градусником, поскольку он совершает с ней определенные игровые действия. Но для пациента палочка является палочкой, она может для него стать градусником при условии, если он представит себя на позиции врача, при этом не беря на себя его роли.
Какую роль играют родители в играх с ребенком 4 лет
любовь жидова
Роль родителей в игровой деятельности
Игра является своеобразной формой размышлений ребёнка о мире. По содержанию игры можно судить о разносторонности и глубине этих размышлений. Проводя совместные игры с родителями , необходимо объяснять им, что у детей в младшем возрасте не всегда получается выразить словами то, что у них происходит на душе.
В процессе такой работы с детьми видно, что современные дети в младшем возрасте не умеют самостоятельно играть. Причинами такого проявления становится в первую очередь отношение родителей , которые не поощряют детей к игровой деятельности . Они считают, что детей не нужно учить играть, потому что игровая ситуация может получиться сама по себе, а игра является глупым и ненужным занятием. В тоже время жизненная позиция показывает, что игровой опыт накапливается при помощи старших детей и родителей , а развёрнутая игра без специальных навыков и обучения проявляется лишь у меньшинства детей.
Публикация «Роль родителей в игровой деятельности» размещена в разделах
- Темочки
По статистике у детей дошкольного возраста возникает отсутствие игровой деятельности из-за тотального влияния на их жизнь компьютера и телевидения. На эти развлечения, после посещения детского сада, у них уходит в среднем по два часа в день. Фактически дети проводят свободное время у экрана или монитора и на игры в домашних условиях у них времени не остаётся. При таких обстоятельствах родителям желательно уделять больше времени для игры с малышом, чтобы ребёнок меньше сидел возле телевизора.
В период развития, при возникновении тех или иных трудностей, малыш ждёт от родителей поддержки , понимания и проявление интереса к своей личности. Благодаря этому игровая деятельность помогает отражать чувства ребёнка, предоставляя ему возможность приобрести уверенность в себе, испытывая при этом чувство ответственности и проявление своего творческого потенциала. Игра является одним из основных видов деятельности , которую используют взрослые, для воспитания дошкольников, приучая их к средствам общения и обучая действиям с различными предметами.
В сюжетных играх, для обеспечения полноценного развития, малышу помогают воспитатели, когда он находится в детском саду. В домашней обстановке родители стараются постепенно увеличивать самостоятельную занятость ребёнка, в которой малыш старается воспроизвести ситуацию взрослой жизни, реализуя свои познавательные, а также эстетические и нравственные потребности.
Игровая деятельность помогает ребёнку развиваться как личность, формируя у него разносторонние способности, от которых в дальнейшем будут зависеть его отношение с людьми, успехи в учёбе и его ответственность в трудовой деятельности . Именно поэтому принято считать, что эта деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Формирование игровых навыков и умений для детей дошкольного возраста является важнейшей задачей педагогической работы в дошкольном учреждении.
Какие игры помогают развивать социальные навыки у ребенка
Потапова Наталья Александровна
Игры для развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
Методическая разработка
« Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста через русские народные игры ».
Потапова Наталья Александровна
Пояснительная записка:
Мною представлен опыт по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных игр.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников на сегодняшний день является одной из приоритетных сфер работы педагогов и психологов.
Публикация «Игры для развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства , это, в свою очередь возлагает большую ответственность на семью и дошкольное учреждение .
Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов с взрослыми и сверстниками, в выражении своих чувств и эмоций, что тесно связано с зависимостью от телевизора и интернет гаджетов.
Часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, речевой культуры, доброжелательности в отношениях между людьми.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития .
С учётом актуальности проблемы, организация образовательного процесса строится таким образом, чтобы ребёнок играл, развивался и социализировался одновременно , разработана картотека русских народных игр с учетом возрастных особенностей .
Русская народная игра – это свободная деятельность, приносящая радость, удовлетворение от возможности непринуждённого состязания, преодоления первых трудностей, поражений и радости побед.
Русская народная игра — это свободная деятельность, приносящая радость, удовлетворение от возможности непринужденного состязания, преодоления первых трудностей, поражений и радости побед. Она способствует самоанализу достижения поставленных целей и самим ее непосредственным, непринужденным процессом, потому что – это игра
Цель разработки:
Позитивная социализация детей младшего дошкольного возраста , приобщения их к социокультурным нормам , народным традициям.
Задачи разработки:
• Создать условия позитивной социализации дошкольников .
• Формировать развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
• Формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
• Воспитание уважительного отношения к народной культуре.
• Формирование безопасного поведения в социуме .
• Формирование социально-коммуникативных речевых умений .
Для развития социально-коммуникативных способностей детей использовались следующие технологии:
• Игровая технология.
С помощью игровой технологии педагог организует процесс обучения в форме различных игр. Цель игровой технологии – создание мотивационной основы для формирования навыков и умений за счёт собственной активности ребёнка.
• Здоровьесберегающие технологии.
Данная технология включает взаимосвязь и взаимодействие образовательной среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
• Личностно-ориентированная технология.
В основе данной технологии гуманистический подход, в организации образовательного процесса учитываются возможности и способности каждого ребёнка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении .
Непосредственно образовательная деятельность.
Совместные русские народные игры лучше всего организовывать во время прогулок или на занятиях по физическому развитию .
Создание предметно-развивающей среды
Интеграция образовательных областей
1. Образовательная область «Познавательное развитие » : Развитие психических процессов у детей : внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей , сенсорное развитие .
2. Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие » : развитие коммуникативных навыков в процессе общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей , умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения. Приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
3. Образовательная область «Речевое развитие » : чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
4. Образовательная область «Художественное творчество» : Развитие продуктивной деятельности .
5. Образовательная область «Физическое развитие » : формирование здорового образа жизни, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Какие физические упражнения можно включать в игры для ребенка 4 лет

Упражнения для детей 4-5 лет нужно подбирать исходя из психических и физических особенностей, свойственных этому возрасту. Малышам еще сложно удерживать внимание в течение длительного времени, поэтому тренировка должна продолжаться не дольше 15 минут.
У четырехлеток уже достаточно развиты координация, ловкость и скорость реакции. Они могут прыгать на одной ноге, отбивать и ловить мяч, перескакивать через препятствия. Но двигательные навыки еще недостаточно сформированы — это нужно учитывать, выбирая упражнения для детей 4-5 лет.
Дыхательная гимнастика
Детскийдолжен обязательно включать дыхательные упражнения. Ими открывают и закрывают тренировку, повторяя через каждые 2-3 упражнения.
- Ребёнок становится ровно, опустив руки вдоль тела. На счет раз поднимает руки, отводит правую ногу назад, поставив на носочек, и выполняет вдох. На счет два принимает начальную позу, сделав выдох. На счет три и четыре — совершает те же движения, но для другой ноги. Достаточно 2-3 повторов.
- Малыш ставит стопы на ширину плеч, руки опускает вдоль тела. Раз, два — разводит руки в стороны, выполняет вдох. Три, четыре — возврат в начальное положение, выдох. Пять, шесть — на вдохе поднимает руки вверх. Семь, восемь — принимает начальную позу, выдох. Нужно сделать 3-5 повторений.
Организуя4-5 лет, упражнения подбирают так, чтобы они последовательно прорабатывали разные части тела.предполагает также улучшение гибкости и координации.
Тренировка рук
- Малыш находится в положении стоя с разведенными в стороны руками. Выполняет вращения кистями вперед (на счет 1-4) и назад (5-8). Нужно повторить 1-2 раза.
- Ребёнок вращает не кистями, а руками по той же схеме, что и в предыдущем упражнении.
- Малыш вытягивает руки вперед. Выполняет скрещивания рук на счет 1-4. Делает 5-7 повторов.
- Маленький спортсмен поднимает кисти рук к плечам. Раз — сводит локти, сжимает кулачки. Два — разводит локти. Выполняет 5 повторов.
Укрепление мышц спины
- Малыш ставит стопы на ширину плеч, а ладони держит на талии. Поворачивает голову в одну сторону на счет раз. Возвращается в начальную позицию на счет два. На счет 3-4 повторяет в другую сторону. Всего нужно сделать 5 повторений.
- Из того же положения, как в предыдущем упражнении, малыш делает наклоны сначала в одну сторону, выпрямляется (1-2) и наклоняет туловище в другую сторону (3-4). Делает 5 повторов.
Нагрузка для ног
- Ребёнок становится ровно, опускает руки. Выполняет приседание на счет раз: спина не сгибается, пятки прижаты к полу, руки выпрямлены и вытянуты вперед. Два — встает из приседа. Делает 6-8 повторов.
- Поместив руки на пояс, малыш дважды или трижды подпрыгивает на одной ноге, затем на другой. Выполняет 3-4 повтора.
- Для укрепления ног полезно также немного помаршировать. Тридцати секунд будет достаточно.
Улучшение координации и гибкости
- Ребёнок поднимает выпрямленные руки горизонтально полу. На счет 1 разводит руки, направляя одну вверх, другую вниз. Два — меняет руки. Повторяет 6-8 раз.
- Упражнение на гибкость выполняется сидя с разведенными на ширину плеч ногами. Сначала малыш тянется руками к носку одной ноги (1-2), возвращается в начальное положение (3-4), затем тянется к носку другой ноги (5-6) и снова выпрямляется (7-8). Делает 3-5 повторений.
Домашнийнужно сочетать с другими видами физической активности: плавание, игры с мячом, пешие прогулки, катание на коньках и т. д.
Как игры могут способствовать эмоциональному развитию ребенка
«Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях. По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение). Это поможет детям определять эмоции точнее.
Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет. Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться. Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.
«Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.
Какие игры способствуют развитию творчества у ребенка
Чирмышева Татьяна Владимировна
Картотека игр для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Игры для развития творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста
Игра «Чудо полоски»
Цель: развитие способность вырабатывать максимальное количество
идей (продуктивность мышления) и умение легко, быстро находить новые стратегии решения (гибкость мышления) .
Материал для игры:для игры понадобятся: ножницы, клей, цветная бумага.
Публикация «Картотека игр для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные…
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Ход игры: воспитатель предлагает воспитанникам нарезать ножницами ленты из плотной белой или цветной бумаги. Затем педагог даёт задание, пользуясь подсказками на рисунке 4, придумать и склеить из бумажных полосок как можно больше самых разных поделок.
Правила игры: побеждает тот, у кого будет наибольшее количество оригинальных поделок.
Игра «Волшебные очки»
Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, способность трансформировать характеристики знакомых объектов.
Материал для игры: самодельные или игрушечные очки, разной геометрической формы, по количеству детей . Репродукция картины .
Ход игры: детям предлагается представить, что они посмотрели на мир через волшебные очки. Если вы надели круглые очки, то все предметы стали круглыми, если прямоугольные, то все предметы прямоугольной формы, а в треугольных очках все предметы треугольные. Например, как показано на демонстрационном мольберте (рис.) . Ребёнку предлагается нарисовать один и тот же пейзаж, но глядя на него в разных волшебных очках.
Правила игры: побеждает тот, кто сумеет легко и быстро найти стратегии решения, выдвинет неожиданные идеи.
Игра «Дай название»
Цель: развитие воображения , вербальной оригинальности и способности придумывать названия к картине на основе определённого изображения.
Материал для игры: для игры понадобится любая репродукция картины , картинка на любую тематику . Главное чтоб она была достаточного размера для полноценного восприятия детьми.
Ход игры: воспитатель предлагает внимательно рассмотреть репродукцию картины или картинку . Затем педагог просит детей придумать как можно больше названий к демонстрационной материалу.
Правила игры: выигрывает тот, кто даст больше названий к демонстрационной картине , картинке .
Игра «Волшебные кляксы»
Цель: развитие оригинальности и способностей создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.
Материал для игры:белый лист с кляксой.
Ход игры: до начала игры изготавливается несколько клякс на середину листа бумаги выливается немного гуши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается , и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Затем предлагает игракам завершить кляксы так, чтобы получились изображения.
Правила игры: выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов и представить оригинальный вариант получившегося изображения из кляксы .
Игра «Чудесные превращения»
Цель: развитие способностей создавать творческий продукт с помощью разработки деталей исходных изображений, невербальной оригинальности.
Материалы для игры:
Для этой игры нужны одна – две демонстрационные картинки ,на которых изображены условные обозначения предметов: одна – две полоски разной длины и формы, два – три цветных кружка, треугольник, два прямоугольника разной высоты. Лист бумаги и цветные карандаши на каждого ребёнка.
Ход игры:перед тобой знакомые фигуры: прямая и волнистая линия, круг, треугольник, прямоугольник. Предлагаете детям дорисовать эти фигуры. Конечно каждый догадается, что из круга можно сделать воздушный шар или мяч. Нужно дорисовать эти фигуры так, чтобы получились твои оригинальные изображения. Готовые картинки рассматриваются , обсуждаются и оцениваются; учитывается их оригинальность.
Игра «Придумай, о чем говорят персонажи» .
Цель: развитие воображения , вербальной организации и способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.
Материалы для игры: сюжетные картинки для демонстрации детям.
Ход игры: дети делятся на две команды. Рассматривают предложенную картинку , с какими-либо действиями персонажей. Воспитатель предлагает рассказать, о чём, по мнению ребёнка, говорят персонажи. Сравнить рассказы между собой.
Правила игры: побеждает команда, которая предложила самые оригинальные предположения.
Как выбрать подходящие игрушки для ребенка 4 лет
Подводя итоги опроса по лучшим играм для детей 4-5-ти лет, мы получили такой результат:
На первом месте Коварный лис (5+) , что неудивительно. Игра - номинант и обладатель нескольких премий, любима многими детьми да и взрослыми тоже. Недобросовестный лис украл пирог и несет его в свою нору, где собирается съесть. Ваша команда должна разгадать, какой именно лис из всех имеющихся в лесу оказался настолько непорядочным. Поспешите, пока он не уничтожил главную улику. Проиграли? Не беда! Поддержите друг друга и начните снова!
Уже много лет игра Выдерни морковку (4+) не сдает свои позиции. В чем ее секрет? Конечно во вращающемся механизме холма, по которому бегут зайчики, рискуя упасть в ямки. Какой ребенок откажется покрутить морковку и спрятать зайчиков соперника в норки?..
Гонки, похоже, одна из любимых механик у детей, потому что в следующей любимой игре снова нужно бежать вперед, обгоняя соперников. Цыплячьи бега (4+) были признаны лучшей детской игрой в нескольких странах, включая ее родину - Германию. И уже больше 20 лет цыплята, охотящиеся за хвостиками друзей, не сдают своих позиций в сердцах детей.
Доббль (6+) - универсальная игра, в которую играют настольщики от мала до велика во многих странах. Веселая игра на внимательность и скорость имеет несколько режимов, длится 5 минут и вызывает бурю эмоций.
Каркассон Junior (4+) познакомит детей с веселым праздником весны, когда крестьяне выпускают овец, коров, птиц, а задорная ребятня бегает по округе, чтобы поймать животных и вернуть их обратно домой. Кто быстрее выставит всю свою команду на тайлы с цветными дорожками, тот получит звание самого быстрого и ловкого!
Милое привидение из Барабашки\Барамельки (6+) неспроста улыбается во все свои 32 - снова именитая игра в нашем рейтинге - номинант и победитель премий в разных странах. И хотя на коробке указан возраст 6+, обычно дети осваивают игру гораздо раньше, а в 6 лет уже оставляют далеко позади своих родителей по количеству набранных карточек.
И еще одна именитая игра, которая сразу после выхода в 2021 году номинировалась и взяла несколько премий в настольном мире - Драконье королевство (5+) . Коробка для самых младших игроков в серии игр "Лоскутное королевство" с механикой хорошо всем известного и многими любимого домино и очень милыми дракончиками, которым нужно помочь вылупиться из яиц.
Моя первая осада замка (4+) - кооператив, который спасает детей в возрасте 4-5-ти лет от обид на партнеров по играм. На этот раз ваша команда должна спасти замок от нападения троллей.
Совушки, ау! (4+) - помогите маленьким милым совушкам вернуться домой к маме, пока солнце не встало. Малышам придется научиться договариваться, чтобы успеть переправить птенчиков в гнездо и не проиграть, так как играем снова сообща.
Червячки-огородники (4+) - снова гонка (какая уже по счету в этом топе?). Чей червячок первым проползет под грядкой, определит исключительно кубик, поэтому игру можно предлагать самым маленьким игрокам, которые еще не умеют планировать. А вот детям постарше уже можно предложить делать ставки, как настоящим болельщикам.
Головоноги (4+) - смешные существа, которые забыли свои имена. Игрокам нужно срочно дать им новые имена и при этом самим их запомнить!
Монца\ Monza (5+) - да-да, снова гонка, на этот раз Формулы 1. Игра с элементами планирования, так как нужно определить, какая последовательность цветных кубиков продвинет ваш болид как можно дальше.
Три поросенка\Woolfy от Djeco (5+) снова кооперативная игра для юных игроков. Детей привлекает знакомый сюжет и желание спасти добрых поросят от голодного волка.
**************
Конечно, в этот топ не вошло множество замечательных и любимых игр, мы выбрали лишь те, которые вы назвали больше 3-х раз. Близки к попаданию в топ были Гонка улиток, Зверобуквы, Скоростные цвета, Луна-парк, Сырный край, некоторые из них будут в топе на более старший возраст. Всего было названо более 100 игр для детей 4-5 лет. Пусть этот топ будет для новичков в мире настольных игр началом, которое подскажет, какие игры могут понравиться вашему ребенку, и поможет ориентироваться среди многочисленных коробок.