Развитие памяти у детей 4-5 лет: как обучить их запоминанию стихов

Развитие памяти у детей 4-5 лет: как обучить их запоминанию стихов

Ув.мамочки! расскажите, как ваши детки 4 года и 5,5 лет запоминают стихи? допустим 2 четверостишия средней/лёгкой сложности? мы учим несколько дней. (может неделю, иногда и больше). ооооочень тяжело. проговариваем вместе со мной по несколько раз. запоминаем по одной строчке, иногда и строчки делим. уже изображаем стих в картинках… чтобы лучше запомнить. спрашиваю смысл стихотворения. прошу пересказать стих. досказать последнее слово в каждой строчке. по-моему все возможные способы перечислила… и всё равно это так тяжело идёт… с прыганием, ёрзаньем по дивану. дети абсолютно не могут сосредоточиться. меня уже псих берёт. это при том, что остальные занятия проходят нормально. пишем рисуем, читаем (со старшим). там дети внимательные и сосредоточенные. но как только начинаем учить стихи, это ппц… скоро поседею. это у всех так или только нам так повезло с памятью? а как мы потом в школе будем??…

п.с. при выборе стихов прислушиваюсь к их мнению. учим то, что им понравится.

Девочки, спасибо большое вам за советы! из комментариев сделала вывод:

1. попробуем учить детские песни, а не стихи. они нам тоже нравятся намного больше.

2. попробуем поиграть в рифмы типа "кошка-ложка" и тп. (бабушка подсказала).

3. будем читать больше стихов (в последнее время перешли на сказки, рассказы, стихи давно не читали).

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Какие стихи предпочитают дети 4-5 лет

Ответ: Дети 4-5 лет обычно предпочитают простые и яркие стихи, которые содержат интересные образы и ритм. Они также любят стихи, которые содержат юмористические или забавные моменты. Кроме того, дети могут предпочитать стихи, которые содержат узнаваемые образы, такие как животные или предметы, с которыми они знакомы.

Вопрос 2: Как можно помочь детям запоминать стихи

Ответ: Чтобы помочь детям запоминать стихи, можно использовать различные методы. Например, можно повторять стих несколько раз, пока ребенок не запомнит его. Можно также использовать музыку или ритм, чтобы помочь ребенку запомнить стих. Кроме того, можно использовать иллюстрации или изображения, чтобы помочь ребенку понять содержание стиха.

Вопрос 3: Как можно заинтересовать детей стихами

Ответ: Чтобы заинтересовать детей стихами, можно использовать различные методы. Например, можно использовать иллюстрации или изображения, чтобы помочь ребенку понять содержание стиха. Можно также использовать музыку или ритм, чтобы сделать стих более интересным. Кроме того, можно использовать игры или задания, чтобы помочь ребенку запомнить стих.

Вопрос 4: Как можно помочь детям развивать любовь к литературе

Ответ: Чтобы помочь детям развить любовь к литературе, можно использовать различные методы. Например, можно читать им книги и стихи, чтобы помочь ребенку понять, что литература может быть интересной и увлекательной. Можно также использовать игры и задания, чтобы помочь ребенку понять, что литература может быть полезной и важной. Кроме того, можно использовать музыку и ритм, чтобы сделать литературу более увлекательной.

Вопрос 5: Как можно помочь детям развивать языковые навыки

Ответ: Чтобы помочь детям развивать языковые навыки, можно использовать различные методы. Например, можно читать им книги и стихи, чтобы помочь ребенку понять, что язык может быть интересен и увлекательным. Можно также использовать игры и задания, чтобы помочь ребенку понять, что язык может быть полезен и важен. Кроме того, можно использовать музыку и ритм, чтобы сделать язык более увлекательным.

Вопрос 6: Как можно помочь детям развивать воображение

Ответ: Чтобы помочь детям развивать воображение, можно использовать различные методы. Например, можно читать им книги и стихи, чтобы помочь ребенку понять, что воображение может быть интересен и увлекательным. Можно также использовать игры и задания, чтобы помочь ребенку понять, что воображение может быть полезным и важным. Кроме того, можно использовать музыку и ритм, чтобы сделать воображение более увлекательным.

Как можно заинтересовать ребенка изучением стихов

Развитие памяти у детей 4-5 лет: как обучить их запоминанию стихов

Рассказать стихотворение Деду Морозу и получить сладкий подарок на новогоднем утреннике — традиция, которая живет практически в каждом регионе России. Многие родители дошкольников и младших школьников задумываются, как помочь ребенку выучить стихотворение. О том, как заучивание стихов влияет на процесс воспитания и развития, почему учить стихи полезно и какие произведения выбирать – рассказала Наталья Казначеева , кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, специалист Центра экспертизы Института изучения детства, семьи и воспитания

Как учить стихи с детьми?

Для того чтобы ребенок запомнил стихотворение и захотел его выучить, ему важно почувствовать эмоциональный настрой родителей и положительное отношение к поэзии. Помните, маленькие дети легко запоминают стихи, поэтому тщательно выбирайте лучшие образцы стихов из детской поэзии. Чем меньше ребенок, тем чётче должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем отражаются. Однако эта простота не должна быть примитивной.

Для лучшего запоминания стихи должны быть ясными, небольшими по объему, без описательных моментов, то есть, ребенку важно узнавать в стихотворении знакомые образы, эмоционально на них откликаясь. Если ребенку непонятны слова или выражения в стихотворении, то их нужно объяснить. Можно подобрать иллюстрации к стихотворениям, как правило, они есть в книгах для детей.

Интересно также использовать зрительные образы — символы: сначала знакомить детей с ними, их значением, затем подбирать к стихам, конкретным предложениям или словам и читать произведение, акцентируя внимание детей на них. С помощью символов ребенок легко вспомнит и расскажет знакомое стихотворение. Так у ребенка развивается связь зрительной и слуховой памяти, он лучше понимает содержание произведения и запоминает его. Например, можно показать снежинку, если в стихотворении встречается слово «иней».

Больше играйте с ребенком – с помощью игры легче запоминать стихи, вдумываться в их содержание, смысл. Детям нравятся игры со звуками и рифмами. Легче запоминаются короткие стихи с повторяющимися фразами, в которых много глаголов и существительных, где конкретность и образность сочетается с действием. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок по стихотворению, подобрать музыку и пропеть его, можно «показать» стихи с помощью театрализованных действий или рассказать историю о том, что происходит в стихе. Импровизируйте, сочетайте различные подходы и виды искусства – тогда вашему ребенку понравится учить стихи!

Почему полезно учить стихи, что это развивает?

Чтение и заучивание стихов позволяет детям услышать их мелодику, сформировать звуковую культуру речи, овладеть средствами звуковой выразительности и выработать четкую дикцию. Заучивание наизусть формирует словарный запас ребёнка, его речевую культуру влияет на его эмоции и интеллект.

Поэзия вызывает у детей большой эмоциональный отклик. Ребенок впитывает впечатления, полученные от чтения и заучивания стихотворений, его воображение развивается, он фантазирует, играет, его речь обогащается. Образное восприятие мира оказывает большое эстетическое воздействие на юного читателя. Красота стихов, их гармоничность формирует душевный настрой ребенка, успокаивает его, пробуждая положительные эмоции радости и счастья от встречи с прекрасным. Читая и заучивая стихи, ребенок погружается в мир волшебных звуков и смыслов – это очень важно для ребенка, так формируется его личный опыт и внутренний мир.

Какую воспитательную составляющую это содержит?

Чтение и заучивание лучших образцов русской поэзии погружает детей в мир российской культуры, традиций, обычаев, помогает постигать окружающую действительность. Родителям с самого младенчества необходимо читать детям стихи Александра Пушкина, Петра Ершова, Афанасия Фета, Фёдора Тютчева, Сергея Есенина, Александра Блока, Владимира Маяковского, Корнея Чуковского, Николая Рубцова и многих других поэтов. Важно вместе с ребенком погружаться в мелодику русской речи, чувствовать её благозвучие, гармоничный строй образов, звуков и ритмов. С помощью стихотворений ребёнок узнает о русском языке, природе России, взаимоотношениях между людьми, освоит национальные культурные коды.

Какие стихи подойдут для детей 4-5 лет


1.Детский сад – моя работа
Раньше папы, раньше мамы
Научился я вставать.
Я с утра послушный самый,
В детский сад пора шагать!
Я расту, я так стараюсь
Поскорей, как папа стать.
Сам я в садик собираюсь,
Чтоб от взрослых не отстать.
У меня свои заботы
Начинаются с утра.
Детский сад – моя работа
И учёба, и игра.
2.Утром!
Заглянуло солнышко 
К нам с утра в окошко.
Тонким, тёплым лучиком
Разбудило кошку.
Поскакало зайчиком
Доченьке по щёчкам.
Разыгралось солнышко –
Рассмешило дочку.
Клён зелёной веточкой
Постучал в стекло:
– Просыпайся, сонюшка!
Утро к нам пришло!
3.Дай мне, мама, причешок…
– Дочь, возьми-ка гребешок,
Причеши кудряшки.
– Ну, а как же Петушок
Без него? Бедняжка!
Не возьму я гребешок,
Петушка мне жалко,
Дай мне, мама, ПРИЧЕШОК
Или ПРИЧЕСАЛКУ!
4.На зарядку!
Гном придумал упражненья,
Повтори за ним движенья.
ТРИ разочка ПОВЕРНИСЬ,
На четвёртый поклонись.
Вновь ТРИ раза ПОВЕРНИСЬ,
На четвёртый поклонись.
Повторяем упражненья,
Тут меняются движенья:
ТРИ разочка ПОКЛОНИСЬ,
На четвёртый ПОВЕРНИСЬ.
Вновь ТРИ раза ПОКЛОНИСЬ,
На четвёртый ПОВЕРНИСЬ.
5.И расту я круглый год
Всё растёт! Цветы в саду,
Головастики в пруду.
И птенцы в гнезде уютном,
Одуванчик, незабудка.
Слоник взрослым хочет стать
И от папы не отстать.
И малютке бегемоту
Подрасти скорей охота.
Всё вокруг меня растёт,
И расту я круглый год –
Каждую минуточку
Подрастаю чуточку.
6.Лапшелов
На прогулку не спешу:
Ем молочную лапшу,
А лапша ползёт в тарелку,
Скачет с ложки словно белка.
Я лапшу ладошкой хвать:
– Всё, не будешь удирать!
А она обратно в суп.
– Стой, лапша, ведь я не глуп.
Справлюсь я с тобой, лапша,
Ты вкусна и хороша.
Не хочу ни суп, ни плов.
Я – отличный ЛАПШЕЛОВ!
7.Весёлый художник
Какой же весёлый
художник Алёшка!
Рисует он птицу
в тарелочке ложкой.
Как только вся каша
отправится в рот,
Чудесную песенку
птица споёт!
8.Жадный карман
– Почему порвался
У тебя карман?
– Потому, что съел он
Ластик и банан,
Стёклышко, монету,
Гвоздик и свисток.
Проглотил конфету,
Мел и коробок.
Слопал бы и тигра
Он, наверняка,
Только видел тигра
В книжке он пока.
А вчера пытался
Скушать барабан.
Переел и лопнул
Жадный мой карман!
9.Непослушный мячик
Мячик прыгал, баловался,
Не хотел на место встать,
По полу весь день катался,
Начал прыгать и скакать.
Вдруг разбил графин стеклянный
И за дверцей деревянной
Оказался под замком…
Мы спасём его тайком.
Понимаем, что ему
Очень грустно
ОДНОМУ!
10.Весёлые картинки
У ребят на шкафчиках
Разные картинки:
У Ильи – жирафчики,
Зайчик – у Иринки.
У Серёжи домик
С крышей ярко-красной,
А у Лены гномик
В шапочке атласной.
У Маринки – тучка
Весело смеётся,
Дождь цветной из тучки
Ниточками льётся.
– Дождик нужен очень, –
Говорит Маринка, –
Пусть растут цветочки
На моей картинке!
11.Узелки
На своих ботиночках
Завязала я шнурки,
А подружка Риммочка
Сосчитала узелки.
Насчитала целых семь –
Не развяжутся совсем!
12.Большой
Буковки и цифры
Знаю хорошо.
Я, уже не маленький,
Говорят: «Большой!»
Я – умелый самый:
Справился с одёжкой…
Мамочка, скорее
Мне одень сапожки!
13.Непослушное мыло
Утром мыл я руки. Вдруг
Мыло вырвалось из рук.
Рыбкой мыльце ускользнуло,
В таз с водой оно нырнуло.
Я его в тазу искал –
Всю водичку расплескал!
Не умыты нос и щёчки,
Мокнут тапки и носочки.
Лужа прямо под ногами…
Что сказать любимой маме?
Ах, как жаль, что это мыло
Очень непослушным было.
14.Собираемся гулять!
Раз-два-три-четыре-пять,
Собираемся гулять!
Собираемся гулять –
Просим всех не отставать!
Пуговички – в петельки,
И одет наш Петенька!
Ножки – прыг в сапожки,
И обут Серёжка!
В рукава-туннели
Влезли ручки Нелли.
Модные кроссовочки –
На ногах у Вовочки!
Солнце нам щекочет нос –
С нами забавляется.
Улыбнулся даже пёс –
Хорошо гуляется!
15.Час обеда наступил!
Час обеда подошёл,
Суп торопится на стол,
А за ним спешат котлетки:
– Ну-ка скушайте нас, детки!
Следом шествует компот,
Детям песенку поёт:
– Я полезный очень-очень,
Кто добавки, дети, хочет?
Продолжение следует!
1.Детский сад – моя работа
2.Утром!
3.Дай мне, мама, причешок…
4.На зарядку!
5.И расту я круглый год
6.Лапшелов
7.Весёлый художник
8.Жадный карман
9.Непослушный мячик
10.Весёлые картинки
11.Узелки
12.Большой
13.Непослушное мыло
14.Собираемся гулять!

Как можно помочь ребенку запомнить стихи

Уважаемая Наталья!

В Сарклиник постоянно обращаются родители с жалобой на плохое запоминание стихотворений. Основная причина плохого запоминания стихов и невозможности выучить стихи наизусть - это последствия перинатальной энцефалопатии постгипоксически-ишемического генеза. Что это такое? Если говорить по простому - это заболевание, связанное с недостатком кислорода в головном мозге плода во время беременности, в период родов и в первую неделю после родов. Последствия гипоксии головного мозга растягиваются на многие годы и оказывают отрицательное влияние на функции головного мозга и дальнейшее развитие ребенка.

У малыша развивается разная патология, все зависит от степени гипоксии. Если у ребенка сильная гипоксия, то развивается тяжелая патология, вплоть до детского церебрального паралича . Если гипоксия средней степени тяжести, то часто возникают задержка психического, психомоторного , речевого , психоречевого развития (зрр, зпрр , зпмр), задержка умственного развития (зур). Если гипоксия слабая, то возникают минимальная мозговая дисфункция и синдром дефицита внимания и гиперактивности , плохая память, плохое запоминание, ошибки в учебе. А вот при ммд и сдвг как раз и отмечаются трудности запоминания учебного материала, стихов. Дети не могут сосредоточиться в школе, плохо запоминают, делают частые ошибки, пропускают буквы, быстро забывают пройденный материал, никогда не успевают быстро выучить уроки, не могут запомнить буквы и информацию, дни недели и месяцы, алфавит и цифры, картинки и цвета, имена, английские и немецкие, французские и испанские слова, написание слов, таблицу умножения и сложения, правила дорожного движения и пожарной безопасности, времена года и длинный текст, состав чисел, ноты и музыкальные произведения, имена одноклассников, картинки для детского сада, устные и письменные предметы.

Как часто нужно повторять стихи, чтобы ребенок их запомнил

Способов заучивания стихов на самом деле много.   Каждая мама может не только выбрать из ныне существующих, но и придумать свой, который больше всего подойдет ее малышу. Ну а если вы все еще не знаете, как научить ребенка запоминать и читать стихи, то вам помогут следующие методы заучивания, которые для наибольшего эффекта желательно сочетать.

          1.  Деление стихотворения на части, если возможно, на смысловые. Даже если вы решили выучить с ребенком маленькое четверостишие, поделите его на две части, а при необходимости, если ребенок не может запомнить, построчно. Пусть малыш выучит сначала две строчки, а потом еще две. На следующий день повторите с ним по две строчки стихотворения. Затем попробуйте сложить их воедино.

  • 2. Постепенное увеличение объема стихотворений. Не торопите события – всему свое время. Для первого раза выберите самый простой стишок, каждая строчка которого состоит из 2 - 3 слов.
  • 3. Последовательность в изучении. Не приступайте к изучению следующего стиха, пока не закончите с предыдущим. Все знания и умения нужно закреплять, то же относиться и к чтению стихов. У ребенка должен появиться стимул. То есть, выучив один стишок, малыш должен понять, что он может это делать. Поэтому дайте ему время порадоваться самому себе.
  • 4. Перевод стихотворной формы произведения в образную. Перед тем как выучить с ребенком стихотворение,  подберите к нему иллюстрации.
  • 5. Объяснение значения слов в стихотворении. Обычно в стихах присутствует много литературных  слов в переносном значении, которые ребенок может не знать. А запомнить стихотворение, которое написано на непонятном языке, очень сложно. Поэтому все эти метафоры и иные красноречия ребенку нужно объяснять .
  • 6. Пересказ стихотворения своими словами. Это тоже действенный метод быстрее запомнить стихотворение. Сначала сами перескажите его, а потом пусть пробует пересказать ребенок.
  • 7. Чтение стихов с интонацией. Старайтесь с самого начала не только привить малышу любовь к стихам, но и научить чувствовать их. Сначала прочитайте стихотворение сами, чтобы понять, с какой интонацией его нужно читать. И только потом вслух читайте его ребенку. Постарайтесь малышу объяснить, почему именно с такой интонацией вы его читаете. Передайте настроение автора, но прежде узнайте, как к нему относится сам ребенок.
  • 8.  Все  дети  имеют свои особенности запоминания. Выделяют 3 основных  типа:  аудиалы (те, кто легко запоминает  информацию на слух),  зоровики (те, кому  нужно  увидеть то, что запоминается) и  кинестетики  (те, кому   для запоминания   нужно пощупать, подержать в руках объект информации). От типа запоминания  зависит  выбор  вспомогательных приемов.

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет

Упражнения на развитие памяти у детей 4-5 лет

Упражнения на развитие памяти у детей 4-5 лет

Упражнения для детей средней группы.

Зарегистрируйтесь до 31 декабря и получите бесплатный доступ навсегда

Память человека – основа его умственной деятельности. Любая мыслительная операция основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.

В младшем дошкольном возрасте развитие памяти идёт очень быстрыми темпами. Память, как и внимание, носит непроизвольный характер. Ребёнок лучше запоминает всё новое, яркое, интересное. К старшему дошкольному возрасту развивается произвольность памяти, то есть ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить какую-либо информацию.

Формирование произвольности запоминания происходит быстрее, если с ребёнком проводятся специальные занятия.

Эти задания помогут проверить уровень развития памяти ребёнка.

Упражнение №1

Назови картинки. Постарайся их запомнить. Закрой страничку и вспомни все предметы (Время запоминания 10-15 секунд).

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №2

Раскрась разные шарики в разные цвета. Затем закрой верхнюю часть странички и снова раскрась шарики в те цвета. (Прочитайте ребёнку названия цветов шариков, а когда он будет раскрашивать, закройте нижнюю часть картинки).

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №3

Запомни верхнюю картинку, затем закрой её и скажи, что изменилось. (Время запоминания 5-10 секунд, нижнюю часть картинки закрыть)

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №4

Запомни значок в каждой фигурке. Закрой верхнюю часть картинки и нарисуй эти значки в пустых фигурках. (Время запоминания 10-15 секунд, нижнюю часть картинки закрыть)

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №5

Послушай предложения. Повтори их. (Прочитайте каждое предложение отдельно в медленном темпе один раз)

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №6

Послушай пары слов. Запомни их. Называй второе слово в каждой паре. (Прочитайте ребёнку сначала пары слов в медленном темпе один раз, а затем слова по одному)

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №7

Послушай потешку. Постарайся её запомнить и повторить. (Прочитайте ребёнку потешку два раза)

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №8

Запомни узор, нарисованный на каждой фигурке. Закрой верхнюю часть картинки и повтори узоры во всех фигурках. (Время запоминания 15-20 секунд, нижнюю часть картинки закрыть)

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №9

Запомни, как расположены картинки в таблице. Закрой её. Вспомни расположение фигур и нарисуй их в пустых клеточках. (Время запоминания 10-15 секунд)

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №10

Сосчитай, по сколько разных предметов. Запомни их количество. Закрой картинку и скажи, сколько и каких предметов было.

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №11

Послушай слова. Запомни и повтори. (Называйте по шесть слов за один раз. Малыш должен сразу их повторить)

Какие упражнения можно использовать для развития памяти у детей 4-5 лет. Сведения об образовательной организации

Упражнение №12

Запомни пары картинок. Затем закрой верхнюю часть картинки и скажи, каких картинок не хватает. (Время запоминания 15-20 секунд, нижнюю часть картинки лучше закрыть)

Вся информация взята из открытых источников.Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Как можно сделать процесс запоминания стихов интересным и веселым

Чтобы учение стихов не стало монотонной зубрежкой.

  1. Приучайте ребенка к ритму с раннего детства. Используйте элементы фольклора, потешки, стишки, скороговорки. Если с пеленок мама будет вводить в обиход рифмованные строчки, память и процесс запоминания будут развиваться естественным путем, и уже в более старшем возрасте разучивание рифм не станет проблемой.
  2. Чтобы стихотворение училось легко, прочувствуйте ритм. Можно поделать с ребенком движения под ритм стихотворения. Или попробовать запомнить стихотворение под музыку, благо существуют различные детские песни на короткие стихи, например, супругов Железновых (методика развития «Музыка с мамой»).
  3. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: мама говорит строчку и бросает мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Мама говорит следующую строчку и опять бросает мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
  4. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету», — писал К. Д. Ушинский. Иными словами, используйте мнемотаблицы. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка — символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
  5. Если ваш ребенок больше дружит с цифрами, чем с буквами, и запоминание дается ему непросто – попробуйте объяснить красоту рифмы на его языке:

Стихи Пушкина цифрами:

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

Маяковский в цифрах:

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Есенин — стих цифрами:

14 126 14
132 17 43.
16 42… 511
704 83.
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

Сонет В.Шекспира №23
132 15 27
145 120 49
511 2107

3 26 713 5
2 20 40 328
7 33 4 45
3 5 700 148
16 30 10 27
127 513 20
2500 147

4 117 25 16
701 2107 ?
7 25 615 7 ?

А вы смогли бы?
В.Маяковский

15 20 28
16 30 29
123 120 8
110 249

5 28 10 20
124 136
105
108 3
17
511 2106 ?
Что такое хорошо…

47 3 9 5
3 4 20
220 305
6 2 105 17 ?

  1. Объясняйте ребенку прочитанное.

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных..

Неудивительно, если на этих строках ребенок сбивается, хотя избушку на курьих ножках и кота на цепи он отлично запомнил. Что такое «дол», «видения»? Как выглядит чреда витязей? Если ребенку непонятен смысл слов, запомнить рифму будет непросто, либо он интуитивно начнет заменять непонятные слова на что-то знакомое: «дол» — «пол», «о заре» — «на заре» и т.д.

  1. Визуализируйте образ. Бывает, что все слова понятны, но из них все равно не складывается картинка. Ребенок повторяет «травка зеленеет, солнышко блестит», а не видит ни травки, ни солнышка, и последующие строчки вылетают из головы. Стоит спросить его, как он это видит, обсудить эту картинку, – когда она есть в голове, выучить стихотворение гораздо легче. А еще лучше попробовать нарисовать прочитанное.
  2. Совместное разучивание благотворно влияет на запоминание стихов. Можно чередовать строчки с мамой, читать и учить по очереди. В конце концов, это полезное дело не только для тренировки памяти детей, но и взрослых. Чтобы ребенок «влился» в сотворчество по выучиванию стихов, родителю важно продемонстрировать свою заинтересованность.
  3. Не пытайтесь запомнить все и сразу, делайте перерыв. Маленькие дети не могут долго концентрироваться на чем-то одном, музыкальная пауза или физкульт-минутка при разучивании стихов необходимы.
  4. Не забывайте, что все дети от рождения обладают разным типом памяти. Если ребенок аудиал, для него оптимальный вариант запоминания стихотворения будет на слух. Если кинестетик – с ним можно поиграть в мяч и другие активные игры. Визуалу подойдет мнемотехника. Имейте в виду, что определенный тип памяти в «чистом» виде встречается не часто, поэтому рекомендуется пользоваться разными методами.

Как можно использовать стихи для развития речи и языковых навыков у детей 4-5 лет

  1. Что такое логопедические стихи и как они помогают детям?
    • Ответ: Логопедические стихи — это специально разработанные стихотворные тексты, которые используются логопедами для помощи детям с различными речевыми нарушениями. Они помогают стимулировать развитие речи, улучшать произношение звуков, расширять словарный запас и развивать фонематический слух у детей.
  2. Какие преимущества имеют логопедические стихи перед другими методами коррекции речи?
    • Ответ: Логопедические стихи предоставляют игровой и увлекательный подход к развитию речи, что делает процесс обучения более приятным для детей. Они также могут быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ребенка и способствуют формированию позитивного отношения к обучению.
  3. Как выбрать подходящие логопедические стихи для моего ребенка?
    • Ответ: Cледует учитывать его возраст, уровень развития речи и индивидуальные потребности. Лучше всего обратиться к опытному логопеду, который поможет подобрать тексты, соответствующие конкретным целям и задачам коррекции.
  4. Могут ли логопедические стихи быть эффективными для детей с различными речевыми нарушениями?
    • Ответ: Да, такие стихотворения могут быть эффективными для детей с различными речевыми нарушениями, такими как дислалия, дизартрия, задержка речевого развития и другие. Они помогают улучшить артикуляцию звуков, развить фонематический слух и сформировать правильную интонацию.
  5. Как часто следует использовать логопедические стихи в занятиях с ребенком?
    • Ответ: Частота использования зависит от индивидуальных потребностей ребенка и рекомендаций логопеда. Обычно они включаются в ежедневные занятия и используются как один из инструментов коррекции речи.
  6. Могут ли родители использовать логопедические стихи дома для развития речи у своего ребенка?
    • Ответ: Да, родители могут использовать логопедические стихи дома в качестве дополнительного средства для развития речи у своего ребенка. Они могут повторять за логопедами и включать их в повседневные игры и занятия.
  7. Какие другие материалы можно использовать вместе с логопедическими стихами для максимальной пользы?
    • Ответ: Помимо логопедических стихов можно использовать различные игры, карточки с изображениями, аудиоматериалы и интерактивные приложения для развития речи у детей. Важно подбирать материалы, которые будут подходить по уровню развития и интересам ребенка.
  8. С какого возраста можно начинать использовать логопедические стихи для развития речи у детей?
    • Ответ: Логопедические стихотворения могут быть использованы с момента начала формирования у ребенка речи, то есть с примерно 1-2 лет. Однако выбор текстов и подходов к работе будет различаться в зависимости от возраста и уровня развития ребенка.
  9. Могут ли логопедические стихи быть использованы для детей с аутизмом или другими особенностями развития?
    • Ответ: Да, стихи могут быть адаптированы и использованы для детей с различными особенностями развития, включая детей с аутизмом. Важно учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка при подборе материалов и методов работы.
  10. Как оценить эффективность использования логопедических стихов в работе с ребенком?
    • Ответ: Эффективность можно оценивать по ряду критериев, таких как улучшение произношения звуков, расширение словарного запаса, увеличение понимания и использования речи в повседневной жизни. Родители и логопеды могут вести наблюдение за прогрессом ребенка и обсуждать его на регулярных консультациях.
  11. Какие конкретные навыки развиваются с помощью логопедических стихов?
    • Ответ: Логопедические стихи помогают развивать речевые навыки, такие как артикуляция звуков, правильное произношение слов, расширение словарного запаса, улучшение фонематического слуха и интонации.
  12. Существуют ли какие-либо рекомендации по выбору логопедических стихов для детей с определенными речевыми нарушениями?
    • Ответ: Да, лучше всего выбирать логопедические стихи, которые направлены на работу с конкретными звуками или аспектами речевого развития, с которыми у ребенка есть проблемы. Логопед может дать рекомендации по выбору подходящих текстов.
  13. Могут ли логопедические стихи помочь детям с заиканием?
    • Ответ: Да, логопедические стихи могут помочь детям с заиканием, поскольку они способствуют ритмичности и плавности речи. Они также могут снижать напряжение и стресс, что помогает улучшить текучесть речи.
  14. Какие советы можно дать родителям для максимального использования логопедических стихов в повседневной жизни?
    • Ответ: Родители могут регулярно повторять стихи с ребенком, обсуждать их смысл, проводить игровые активности, связанные с текстом стихов, и стимулировать ребенка к активному участию в процессе чтения.

Какие стихи можно использовать для развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет

Заучивание стихотворений наизусть — обязательная часть любой детсадовской или школьной программы. Оно направлено не столько на то, чтобы ребёнок мог свободно оперировать разными текстами, сколько на его комплексное развитие. Оно помогает:

1. Развить память.

Логопед Анастасия Сперанская в статье для портала Letidor утверждает: основное преимущество заучивания — в развитии механической памяти. При этом она подчёркивает: заниматься с ребенком по принципу «что услышал, то и повторил» —хорошо, но недостаточно. Лучше вместе с малышом разобрать смысл текста, чтобы он осознавал, о чём идёт речь. Читая и изучая текст медленно и вдумчиво, ребёнок также натренирует логическую память.

2. Предотвратить болезнь Альцгеймера.

Доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская на одной из лекций привела пример: если человеку достанется по наследству бабушкин рояль, на нем всё равно придётся учиться играть. То же касается людей: у человека может быть гениальный мозг, но, если его не будут развивать и настраивать, он погибнет. Поэтому заучивание стихотворений — хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

По словам Черниговской, мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки, он должен тяжело работать. С ранних лет человеку нужно жить наполненной жизнью, много читать, смотреть сложные фильмы, слушать сложную музыку, ходить в музеи, общаться с интересными людьми. И учить стихи. Обязательно. Причём начинать это делать нужно не тогда, когда исполнилось 90 лет, а с самого детства, утверждает эксперт.

3. Развить воображение.

Учите ребёнка представлять то, о чём говорится в стихотворении. При регулярном переведении слов в картинки у него разовьётся воображение и образное мышление.

4. Натренировать дикцию.

Понимание, в каком темпе говорить, с какой эмоцией произнести то или иное слово, что подчеркнуть, а что – опустить, со временем перейдет в разговорную и письменную речь. После регулярного выразительного чтения стихов ребёнку будет проще выступать на публике, отстаивать свою точку зрения.

Также ребёнок усваивает слоговую структуру слова, словесную ритмику, это помогает ему лучше освоить искусство чтения, отмечает Сперанская.

5. Сформировать словарный запас и культуру речи.

Стихотворения наполнены разнообразной (и иногда — редко используемой в обычной жизни) лексикой и словосочетаниями. В процессе заучивания ребёнок запоминает новые слова, контекст их использования, расстановку акцентов. Например, он увидит, в каких случаях уместно употребить эпитет «красивый», а в каких — «восхитительный». Постепенно его речь станет богаче, осмысленнее, выразительнее и структурнее.

«Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной», — отмечает в тематической статье на nsportal.ru детский логопед и учитель Юлия Абзалимова.

6. Привить эстетический стандарт.

«Когда ты учишь наизусть хорошие стихи — а в школе обычно дают для заучивания хорошие стихи — это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи . Ты просто чувствуешь поэзию…», — пишет в статье на портале «Правмир» писательница и переводчик Ирина Лукьянова.

7. Гармонизировать мировосприятие.

«Стихи гармонизируют мир и делают его выносимым. Стихи учат справляться с эмоциями. Стихи дают слова для счастья и для горя», — отмечает Лукьянова.

Вникая в смысл стихотворения, в его посылы, ребёнок учится видеть многогранность жизни, распознавать эмоции и лучше с ними справляться.

Как можно помочь ребенку, который испытывает трудности с запоминанием стихов

Современный мир так удивителен и ярок, в нем настолько много информации, что маленькому ребенку трудно соориентироваться в нем, и случается так,что ребенок просто теряет интерес к окружающему миру природы,воспринимая его как само собой разумеющееся. Художественное слово с раннего детства доставляет ребенку удовольствие,радость. Стихотворения служат средством ,которое помогает расширить кругозор детей ,обогатить чувства, сформулировать отношение к окружающей природе,кладет начало экологическому образованию. Именно поэтому так важно,чтобы педагог,выбирая методы и приемы экологического воспитания детей не должен забывать о богатстве родного языка. Для повышения интереса детей к окружающему миру , к природе,к временам года необходимо использовать стихотворения о природе . Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей . Чтение стихотворений может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы,а также выразительность,точность языка,осмыслить увиденное. Чтение необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения способствуют более яркому восприятию, вызывают у детей больший интерес к наблюдению. Благодаря художественным произведениям дети получают важную информацию о природе. Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся с особой точностью добиваться, чтобы каждое слово имело конкретное значение,- только тогда оно вызывает определённые зримые представления. Важно не просто заучить или зачитать стихотворение , но ещё и обсудить его содержание, добиться от детей понимание того , о чём говориться в нём. Зримость достигается мягкостью описания внешних признаков образа, обобщением таких характерных черт, которые может заметить ребёнок, художественными средствами, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторения. Это обогащает словарь дошкольника , развивает память , прививает интерес к наблюдениям. Дети должны воспитываться на доступных и красивых произведениях, как классических, так и современных. Использование этого приёма помогает воспитателю растить не просто всесторонне развитую личность , но и чуткого, внимательного относящегося к природе человека.