Первые сюжетные игры с малышом. Первые сюжетные игры малышей
- Первые сюжетные игры с малышом. Первые сюжетные игры малышей
- Сюжетно-ролевые игры для детей 10-12 лет. Просмотр содержимого документа «Сборник ролевых игр»
- Сюжетные игры для детей 5-6 лет. Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста для детей 5–6 лет
- Игры с ребенком в 13 месяцев. Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
- Занятия с ребенком 1 год дома. Как помочь развитию речи детей раннего возраста
- Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет. Сюжетно-ролевые игры для детей младшей группы в домашних условиях
- Картотека сюжетно-ролевые игры для детей 2-3 лет. Сюжетно-ролевые игры для детей раннего возраста (картотека)
Первые сюжетные игры с малышом. Первые сюжетные игры малышей
Татьяна Ярлыкина
Первые сюжетные игры малышей
Первые сюжетные игры малышей
Игра — одно из важных средств познания окружающего мира, наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей; усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Для того, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Важным периодом для зарождения игры считается именно ранний возраст.
Сюжетная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития.
Становление основных элементов игры происходит на втором году жизни ребенка. Первые игровые действия малыш совершает с помощью взрослого: кормит куклу, причесывает ее, баюкает на ручках. Сначала он играет с небольшим количеством игрушек. Постепенно круг игровых предметов расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает делать то же самое с другими игрушками.
Со временем число игровых сюжетов увеличивается . Растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками , малыш начинает играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному побуждению. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т. е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, с игрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую , больницу и пр.). Но после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может совершать некоторые простые действия с предметами-заместителями (например, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба) . Для ребенка привлекательно всё, что делают взрослые, воспроизвести же их действия в реальности малыш еще не может . Но у него есть возможность действовать в условном плане, понарошку, с помощью игрушек и предметов-заместителей. В этих играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, знакомые ему по собственному опыту, перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.) .
Таким образом, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками , малыш с удовольствием подражает игровым действиям взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Поэтому так необходимо участие и помощь взрослого на этапе становления игры .
В режиме дня группы раннего возраста запланированы игры детей в утренние , дневные и вечерние часы, где малыши вместе с воспитателем учатся играть в такие игры , как «Дочки-Матери» , «Больница» , «Поварята» , «Шофёр» , «Магазин» .
Сюжетно-ролевые игры для детей 10-12 лет. Просмотр содержимого документа «Сборник ролевых игр»
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно "принимает" определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.
В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят "взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке", что позволяет получить новый опыт поведения. Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям. Как и групповая дискуссия, ролевая игра может выступать в качестве "сквозного" тренингового метода, включенного в самые разнообразные упражнения, а также как самостоятельная техника.
Ролевые игры для детей школьного возраста – это миниатюрные спектакли, заседания политиков, консилиумы и т.д. Но есть и более веселые игры, например, известный многими «Крокодил». В нее играют даже взрослые люди. Суть игры состоит в том, что ведущий загадывает остальным игрокам слово или фразу, при этом используя исключительно жесты. Он может загадать название фильма или строчку из песни, поговорку или название города. Главное, ведущий не может произносить звуки, указывать на предметы и рисовать буквы руками в воздухе. На разгадку дается определенное время. Если никто не успеет отгадать, ведущий выдает ответ и загадывает заново. Эта очень веселая игра для подростков. В помещении ли, на улице в нее могут играть долго, т.к. она совсем не надоедает.
Ролевая игра «Официант, в моем супе муха»
Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.
Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.
Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.
Попросите двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.
После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.
РОЛЬ А
Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.
РОЛЬ Б
Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.
Анализ:
1.Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?
2.Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?
3.Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?
4.Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру : одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?
Завершение:
Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.
Ролевая игра «Дискуссия со скрытыми ролями».
Цель : развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.
Количество участников : до 20 человек.
Время проведения : 30-50 минут.
Ход занятия :
Из группы приглашаются для участия пять студентов, которые располагаются внутри круга, образуемого группой. Остальные студенты наблюдают.
Участники дискуссии получают карточки с записанными на них инструкциями. Показывать инструкции нельзя. Группа должна догадаться о роли, которую исполнял студент.
Сюжетные игры для детей 5-6 лет. Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста для детей 5–6 лет
Елена Петровна
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста для детей 5–6 лет
Подготовила воспитатель Афанасьева Елена
МДОАУ «ЦРР – детский сад № 56 «Надежда» г. Орска
Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе ДОУ
Сюжетно-ролевая игра: «ГИБДД».
Карточка №1
Задачи:
-развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью;
-воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход»; -развивать диалогическую речь.
Примерные игровые действия:
определение места работы инспекторов, работа с планами; инспектор — водитель;
инспектор — пешеход; оформление документов на машину; отчет инспекторов начальнику ГИБДД.
Предметно-игровая среда.
Оборудование: жезлы; свистки; дорожные знаки; светофоры; водительские права.
Фото:
Сюжетно-ролевая игра : «Моряки». «Пароход».
Карточка №2
Задачи:
-научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки;
-учить отображать в игре знания детей об окружающей жизни;
-формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в групп;
Примерные игровые действия: постройка корабля, подводной лодки; подготовка к плаванию, выбор маршрута; плавание, выполнение ролевых действий; ремонт судна; работа водолазов; подъем флага на корабле; возвращение в порт (док).
Предметно-игровая среда.
Оборудование: флаги; спасательные круги; спасательные жилеты; акваланги; матросские
Фото:
Сюжетно-ролевая игра : «Швейное ателье»
Карточка №3
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о работе в швейном Ателье;
-формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда;
-укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимототношения между детьми.
Игровые ситуации: «Салон шляп»
Игровые действия: выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка,
швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.
Предварительная работа: Беседа. Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?» Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?» Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.)
Игровой материал: разнообразные ткани на витрине, наборы, со-держащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала, сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции.
Фото:
Сюжетно-ролевая игра :«Аптека»
Карточка №4
Задачи:
- вызвать у детей интерес к профессии фармацевта;
- воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игры с ребенком в 13 месяцев. Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
- В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни;
- Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч;
- Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими;
- Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь .
Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.
- Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх ;
- При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом;
- В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног;
- Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал;
- Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения;
- К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Занятия с ребенком 1 год дома. Как помочь развитию речи детей раннего возраста
Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
- Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!
- Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
- Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
- Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.
Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет. Сюжетно-ролевые игры для детей младшей группы в домашних условиях
Дочки-матери
Пожалуй, самые распространенные — сюжетно-ролевые игры. Название «Дочки-матери» здесь — собирательное, на самом деле игр, связанных с домом, семьей, с отношениями между членами семьи, великое множество. В таких играх малыш учится прежде всего общению. Какие примерно сюжеты можно предложить ребенку:
• день рождения, праздник или просто «гости» (кукла и зайчик, например, приходят на день рождения к плюшевому мишке, он накрывает стол и угощает гостей; обыгрываются ситуации встречи, вручения подарков, благодарность, чаепитие, прощание после праздника);
• обычный день ребенка, или «нянчим малыша» (просыпаемся, умываемся, кушаем, одеваемся на прогулку и т. д.), когда в роли «малыша» выступает кукла, а ребенок становится «мамой»;
• «готовим обед» (особенно когда малыш вместе с мамой на кухне: можно доверить крохе почистить вареные яйца или пластиковым ножом порезать вареные овощи, разложить на тарелках кусочки сыра или колбасы — пусть малыш «играет» в шеф-повара ресторана, а заодно учится сервировать стол и помогает маме готовить);
• «занимаемся уборкой»;
• «учим» куклу какому-то занятию (стирать или гладить одежду, заплетать косички, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, чистить обувь и т. д. — любое домашнее дело малыш освоит с легкостью в игре, ведь это кукла - «неумеха»!).
Водитель и пассажиры
Малыш уже знаком с видами городского транспорта? Значит, он может сыграть роль водителя автобуса, троллейбуса или трамвая. Предложите ребенку сделать из подручных средств «автобус» и «остановку». Пригодятся любые коробки или кубики, из них можно соорудить сиденья (пассажирами будут игрушки). Для себя водитель-малыш готовит «водительское место»: небольшой стульчик — кресло шофера, нарисованные на крышке от обувной коробки или на плоской коробке из-под конфет «кнопочки» и «клавиши» — панель управления, а обычная одноразовая тарелка станет замечательным рулем. Водитель «подъезжает» к «остановке», комментируя каждое действие: «Осторожно, двери закрываются!», «Следующая остановка детский сад!» (Или почта, школа, магазин, поликлиника…) Обратите внимание малыша, что водители очень хорошо знают Правила дорожного движения, пусть ребенок «останавливается» на красный свет светофора, пропускает пешеходов на переходе и т. д. Вы можете «играть» и говорить за пассажиров, заодно на примере игрушек моделировать различные жизненные ситуации: как помочь пожилому человеку подняться в автобус, как уступить место, как оплатить проезд… Предлагайте «внештатные» сюжеты — автобус вдруг сломался, его надо починить. Водитель может взять инструменты (если нет игрушечных, это могут быть палочки, кубики, карандаши, детали конструкторов) и «повозиться с мотором». А может, малышу хочется побыть пассажиром? Тогда поменяйтесь ролями.
Картотека сюжетно-ролевые игры для детей 2-3 лет. Сюжетно-ролевые игры для детей раннего возраста (картотека)
Юлия Томах
Сюжетно-ролевые игры для детей раннего возраста (картотека)
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх
отражаются представления детей об окружающем мире , взаимоотношениях и
профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из
повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы
памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая
игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом
образовательного процесса в детском саду
1. Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с куклами»
Цели: развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом;
формировать умение детей пользоваться приобретёнными умениями при
сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться
игровым материалом; закреплять умение распределять роли; поощрять
самостоятельность детей .
Оборудование: куклы, игрушечная посуда.
Ход игры:
Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит
сидящим куклам: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла
подружка, кукла Катя. Вы хотите с ней познакомиться? «Кукла Катя
знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе
детям познакомить своих кукол с Катей. Педагог дает детям разные
поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к
окну, угостить куклу Вику пирогом. Таким образом, дети запоминают имена
кукол и называют их в ходе игры ,отвечая на вопросы педагога: «Кто сидит
ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?».
2. Сюжетно-ролевая игра «Куклы на прогулке»
Цели: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным
материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в
игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг
другу, желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение
распределять роли; поощрять самостоятельность детей .
Оборудование:набор крупного строительного материала: кирпичики,
кубики, куклы разных размеров, машины разной величины, образные
игрушки: зайцы, мишки.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять.
-Давай оденем их на прогулку. А наших мальчиков попросим построить для
дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно
на прогулке.
Дети одевают кукол.