35+ развивающих занятий для детей 3 лет: как стимулировать развитие малыша

Содержание
  1. 35+ развивающих занятий для детей 3 лет: как стимулировать развитие малыша
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Почему важно заниматься развивающими занятиями с ребенком 3 лет
  4. Какие основные навыки развивают занятия для детей 3 лет
  5. Как организовать время для развивающих занятий
  6. Какие занятия помогают улучшить мелкую моторику
  7. Важно ли сочетать игры и обучение
  8. Какие творческие занятия подходят для детей 3 лет
  9. Можно ли использовать поделки для развития фантазии
  10. Какие физические упражнения полезны для 3-летнего ребенка
  11. Как выбрать подходящие занятия для ребенка
  12. Как часто нужно проводить развивающие занятия

35+ развивающих занятий для детей 3 лет: как стимулировать развитие малыша

Три года – это удивительный возраст, когда малыш активноивает мир, учится новому и развивает свои навыки. В этом возрасте важно создать правильные условия для гармоничного развития. В этой статье мы рассмотрим более 35 развивающих занятий, которые помогут стимулировать когнитивное, физическое, эмоциональное и социальное развитие вашего ребенка.

Творческие Занятия

Рисование и живопись

Рисование – это не только развлечение, но и отличный способ развить мелкую моторику и творчество. Предоставьте вашему ребенку альбом, карандаши, кrayоны или краски, и пусть он выражает свои эмоции и фантазии.

Лепка из пластилина

Лепка помогает развивать мелкую моторику и воображение. Вы можете использовать готовый пластилин или приготовить его сами с ребенком, добавив пищевые красители для большего интереса.

Работа с глиной

Глина – это еще один материал, который помогает развивать творческие способности и мелкую моторику. Вместе с ребенком вы можете создавать простые фигурки или украшения.

Занятие Описание
Рисование Использование карандашей, кrayонов или красок для создания картин.
Лепка Создание фигурок из пластилина или глины.
Аппликация Создание картинок из бумажных вырезок.

Физические Занятия

Ходьба босиком

Ходьба босиком по разным поверхностям (траве, песку, гальке) помогает развивать проприоцепцию и координацию движений.

Прыжки и бег

Прыжки в длину, бег на короткие дистанции, подъем по лестнице – все это помогает укрепить мышцы и улучшить координацию.

Велосипед

Катание на велосипеде с поддержкой или без – это отличный способ развить крупную моторику и координацию.

Интеллектуальные Занятия

Чтение книг

Чтение вместе с ребенком помогает развивать словарный запас, воображение и внимание. Выбирайте книги с красочными картинками и интересным сюжетом.

Занятия с пазлами

Пазлы помогают развивать логическое мышление и координацию. Начинайте с простых пазлов, постепенно увеличивая сложность.

Игры с числами и формами

Учите ребенка распознавать числа и формы, используя карточки или игры. Это поможет развить математические навыки и логическое мышление.

Социальные Занятия

Игра в компании

Игра с другими детьми помогает развивать социальные навыки, учиться делиться и сотрудничать.

Ролевые игры

Игра в магазин, школу или врача помогает развивать воображение и социальные навыки.

Помощь в домашних делах

Пусть ребенок помогает вам в простых делах, например, ставить стол, убирать игрушки. Это помогает развивать чувство ответственности и социальную адаптацию.

Занятия на Природе

Прогулки

Прогулки на свежем воздухе помогают укрепить здоровье и развить наблюдательность. Обращайте внимание ребенка на природные объекты: деревья, цветы, птиц.

Собирание листьев

Собирайте листья, камни или другие природные материалы для создания поделок. Это помогает развивать любознательность и творчество.

Наблюдение за животными

Наблюдайте за птицами, насекомыми или домашними животными. Это помогает развивать интерес к природе и учиться responsable за живых существ.

Дополнительные Занятия

Музыка и танцы

Танцы под музыку помогают развивать ритмическое чувство и координацию. Вы также можете учить ребенка играть на простых инструментах, например, на tambourine.

Кулинария

Вместе с ребенком готовьте простые блюда, например, салаты или печенье. Это помогает развивать мелкую моторику и учиться измерять и смешивать ингредиенты.

Йога для детей

Простые упражнения йоги помогают развивать гибкость, координацию и внутренний баланс.

Каждое из этих занятий помогает развивать разные аспекты личности ребенка. Помните, что главное – это сделать процесс интересным и приятным для малыша. Удачи вам и вашему ребенку!

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Какие творческие занятия подходят для ребенка 3 лет

Творческие занятия для ребенка 3 лет — это отличный способ развить воображение и мелкую моторику. Среди таких занятий можно выделить рисование красками, карандашами или мелками. Также детям нравится лепка из пластилина, которая помогает развивать фантазию и координацию движений. Еще одним популярным творческим занятием является строительство из кубиков или блоков, что способствует развитию пространственного мышления. Кроме того, дети с удовольствием занимаются созданием поделок из бумаги, например, делают Origami или аппликации. Эти занятия не только развивают творческие способности, но и учат ребенка работать руками.

Вопрос 2: Какие физические активности полезны для ребенка 3 лет

Физические активности для ребенка 3 лет необходимы для развития координации, равновесия и общей физической подготовки. Одним из лучших вариантов являются подвижные игры, такие как прятки, бег, прыжки и лазание. Также полезно заниматься танцами, которые помогают развивать ритмическое чувство и грацию. Еще одним хорошим вариантом являются занятия на детской площадке, например, качание на качелях или ходьба по балансировочной доске. Кроме того, детям нравится играть с мячом, что способствует развитию крупной моторики. Регулярные физические активности помогают ребенку стать более энергичным и уверенным в своих движениях.

Вопрос 3: Какие социальные игры подходят для ребенка 3 лет

Социальные игры для ребенка 3 лет важны для развития навыков общения и взаимодействия с другими детьми. Одной из самых популярных игр является ролевая игра, например, "Магазин", "Школа" или "Доктор". Такие игры учат ребенка принимать на себя разные роли и понимать, как вести себя в различных ситуациях. Еще один полезный вариант — командные игры, такие как перетягивание каната или коллективные забеги. Также детям нравятся игры, где требуется совместное решение задач, например, построение из блоков общей цели. Социальные игры помогают ребенку учиться делиться, сотрудничать и проявлять эмпатию к другим.

Вопрос 4: Какие интеллектуальные занятия можно предложить ребенку 3 лет

Интеллектуальные занятия для ребенка 3 лет должны быть простыми, но полезными для развития памяти, внимания и логического мышления. Одним из таких занятий является решение простых головоломок или сборка пазлов. Также полезно заниматься сортировкой объектов по форме, цвету или размеру, что помогает развивать классификационные навыки. Еще один интересный вариант — чтение книг с интерактивными элементами, такими как кнопки, которые нужно нажимать, или задания, требующие ответа на вопросы. Кроме того, детям нравятся игры с числами и счетом, например, считать игрушки или шаги. Такие занятия помогают ребенку постепенно осваивать основные понятия математики и логики.

Вопрос 5: Какие музыкальные и танцевальные занятия подходят для ребенка 3 лет

Музыкальные и танцевальные занятия для ребенка 3 лет — это отличный способ развить слух, ритмическое чувство и координацию движений. Дети с удовольствием участвуют в простых музыкальных играх, таких как стукивание по ритму или подбрасывание мяча в такт музыке. Также полезно петь детские песенки и учить ребенка выделять отдельные звуки или повторять ритмы. Танцевальные занятия могут быть в виде простых движений под музыку, например, шаги, вращения или покачивания. Еще одним интересным вариантом является игра на детских музыкальных инструментах, таких как tambourin или ксилофон. Эти занятия не только развивают творческие способности, но и помогают ребенку лучше чувствовать музыку.

Вопрос 6: Какие занятия на свежем воздухе полезны для ребенка 3 лет

Занятия на свежем воздухе для ребенка 3 лет необходимы для укрепления здоровья и развития любопытства к миру вокруг. Одним из лучших вариантов являются прогулки в парке или лесу, где ребенок можетать природу, собирать листья или камни. Также полезно заниматься садоводством, например, сажать семена или поливать растения. Еще один интересный вариант — экскурсии по окрестностям, где можно показать ребенку разных животных или растения. На свежем воздухе можно организовать подвижные игры, такие как бег, прыжки или игры с мячом. Кроме того, детям нравится кататься на велосипеде или самокате, что помогает развивать координацию и равновесие.

Почему важно заниматься развивающими занятиями с ребенком 3 лет

В 3 года дети познают мир не только с помощью прикосновений, но и визуального восприятия. Дети способны запоминать описания предметов и получить новые знания. А еще в этом возрасте формируются причинно-следственные связи. Например, ребенок понимает, что, если  нажать на кнопку музыкальной игрушки, появится звук, а для того, чтобы кататься на беговеле, нужно отталкиваться ножками.

К трем годам у ребенка появляется способность воспринимать и обрабатывать информацию, появляется желание делать самостоятельный выбор, вырабатывается умение мыслить логически и творчески. Это включает в себя множество аспектов умственного развития, таких как внимание, память, мышление, воображение и восприятие.

Список интеллектуальных навыков у ребенка в 3 года:

— понимает простые инструкции и способен следовать им.  Например, может принести предмет по вашей просьбе, закрыть дверь, поднять что-то и пр.;

— начинает ориентироваться во времени. Знает, что такое «утро», «день» и вечер». Осознает понятия «вчера», «сегодня» и «завтра». Если мама скажет, что «сейчас будет обед, затем мы поиграем и пойдем на прогулку», ребенок запомнит порядок и будет ему следовать;

— знает цвета. Может назвать цвет и выбрать предмет заданной окраски;

— способен сделать несложную поделку с помощью взрослого. Например, цветок-аппликацию, змейку из пластилина;

— знает названия геометрических фигур;

— способен определять категории. Например, «фрукты», «овощи», «мебель», «животные» и пр.;

— знает функции бытовых предметов (стиральная машинка стирает, холодильник хранит продукты);

— рисует простые осмысленные рисунки красками, карандашами или мелками;

— развитие памяти: умение запоминать информацию и использовать ее в будущем. Например, ребенок может запомнить картинку, вспомнить где лежит игрушка;:

— развитие логического мышления: умение решать простые задачи и находить причинно-следственные связи. Например, ребенок способен собрать несложную головоломку, пазлы или мозаику;

— развитие воображения: ребенок может придумать игру или ситуацию. Воображение детей в этом возрасте настолько активно, что родители не всегда понимают, где правда, а где нет;

— способен решать несложные логические задачи. Например, находить выход из нарисованного лабиринта, определять одинаковые и лишние предметы, сортировать их.

Как развивать

В 3 года большая часть знаний приходит к ребенку через игры, в том числе развивающие. Полезно использовать наглядные примеры. Так, можно читать ребенку и обсуждать события книги и картинки. Задавать вопросы: куда пошел заяц? Зачем лягушка так сделала? Кто живет в этом лесу? Давайте в руки игрушки и предметы, вместе рассматривайте и обсуждайте их свойства.

Если малыш задает вопросы, важно отвечать на них. В этом возрасте у крохи активно формируются знания о мире и ему необходимо получать как можно больше информации. То, что для вас очевидно, для крохи может быть новым и удивительным. Например, ребенок может несколько раз спросить, из чего делают пирожные, где живут вороны и что едят собачки. Отвечая, оперируйте простыми, знакомыми малышу словами, используйте разные слова и фразы.

Играйте с ребенком в игры на внимание: «найди отличия», «определи лишнее» и пр. Вместе читайте сказки, стихи и рассказы, придумывайте истории. Изучайте мир вокруг: наблюдайте за сменой времен года, учите названия растений, животных и птиц.

Гуляя с ребенком в парке или посещая торговый центр, показывайте ему на предметы и объясняйте их суть.

35+ развивающих занятий для детей 3 лет: как стимулировать развитие малыша

Какие основные навыки развивают занятия для детей 3 лет

Сортировка предметов
Одна из самых простых, доступных и эффективных игр для двухлетнего малыша. Сортировать можно что угодно! И это не только готовые развивающие наборы, попробуйте раскладывать макароны, крупные пуговицы, кусочки ткани, восковые карандаши, крышки от бутылок или банок и др. Главное, помните о безопасности. Если ваши предметы небольшого размера, играть следует только в присутствии взрослых!

Верёвочные игры
В последние годы набирают популярность занятия с разнообразными верёвками. В детских магазинах можно приобрести различные варианты для шнуровки с любимыми персонажами или изготовить их самостоятельно. Игры с верёвками отлично развивают мелкую моторику и абстрактное мышление детей.

Пазлы
Эта забава знакома всем родителям! Неудивительно, ведь эти с виду простые занятия очень эффективны! Задача игрока - собрать картинку из маленьких фрагментов. Чем старше ребёнок, тем больше кусочков в целом изображении. Двухлетние дети начинают с 2 и 4 деталей, постепенно увеличивая их.

Танграм
Очень интересная головоломка, состоящая из 7 деталей-геометрических фигур. Все вместе они образуют квадрат. Перемещая части танграма, можно создавать картинки по образцу или произвольные сюжеты. Игра улучшает концентрацию внимания дошкольников, помогает прокачать логическое и пространственное мышление.

Лабиринты
Они нравятся всем детям! Особенно любимы ребятами сюжетные и красочные варианты. Как зайчику найти свой домик, какую дорожку ему выбрать? А в какой норке ёжика ждёт угощение?

Попробуйте отыскать все верные пути в лабиринтах из нашей тематической статьи !

Конструктор
Многим ребятам доставляет удовольствие играть с конструкторами! Они не только увлекают, но и положительно влияют на дошкольников, развивая их мышление. Интересные варианты вы найдёте в любом детском магазине.

Сюжетно-ролевые игры
Это те самые игры в "дочки-матери", "в доктора", "в школу", "в магазин" и другие популярные сюжеты. Чем они полезны? Примеряя на себя какую-то роль, ребёнок отрабатывает алгоритмы поведения, учится коммуникации, осваивает бытовые навыки.

Онлайн-сервис IQsha для гармоничного развития детей от 2 до 11 лет
Здесь вы найдёте множество увлекательных онлайн-упражнений на развитие всех необходимых дошкольнику навыков. Вы сможете в занимательной игровой форме прокачать логику, внимание и память, научить ребёнка читать, считать, решать первые примеры, расширите кругозор малыша. Онлайн-сервис IQsha станет прекрасным помощником при подготовке юных непосед к школе!

Как организовать время для развивающих занятий

1. Используйте любое время. Например, можно потренироваться в счете в процессе стрижки ногтей или рассказать что-то интересное, пока моете ребенку голову.
2. Введите правило тратить ежедневноопределенное количество минут на занятия с ребенком (чтение познавательных книжек, игры, занятия по различным пособиям). Начинайте с малого - 10-20 минут, но обязательно сделайте это ежедневным ритуалом.
3. Домашними делами занимайтесь вместе с ребенком. И сами эти занятия могут стать развивающими. Если вы боитесь, что ребенок будет только помехой - заранее придумайте, какое поручение ему по силам, чем занять малыша, когда дело ему надоест.
4. Если есть выбор путей в детский сад, выбирайте тот, который даст возможность разговаривать (не забудьте эту возможность использовать!). Быть может, транспортом доехать быстрее. Но мало шансов, что сэкономленные 20 минут вы сможете использовать дома на занятия с малышом.
5. Ищите домработницу, а не няню.
6. Найдите занятие (увлечение, мероприятие), которое будет интересно всем членам вашей семьи.
7. Распечатайте и носите с собой список игр, занятий и даже небольшие пособия к ним. Тогда в очереди, на остановке, в дороге вам не придется успокаивать ноющего от скуки ребенка и получится провести время с пользой.
8. Разговаривайте с ребенком, слушайте, что он говорит, задавайте вопросы. Это даст больший эффект, чем любые занятия по развивающим книжкам.
9. Подумайте, не слишком ли много времени вы уделяете внешним вещам - еде, одежде, чистоте в детской? Если есть время на то, чтобы каждый день убирать игрушки и пылесосить ковер, а на чтение перед сном - нет, быть может, стоит сменить приоритеты?
10. Cделайте ребенка вашим партнером по поиску свободного времени. Если он будет знать, что самообслуживание, уборка игрушек, содержание в порядке собственных вещей или подметание полов подарит ему лишний час общения с родителями, малыш охотнее примется за работу.

Какие занятия помогают улучшить мелкую моторику

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: сперва мы осваиваем тонкие движения пальцами рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем чем более ловкими становятся наши пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции. С точки зрения биологии эта связь обуславливается тем, что моторный и речевой центры в головном мозге располагаются рядом друг с другом. Если мы начинаем стимулировать первый, автоматически начинает активизироваться и второй.

Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдаются скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма. Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.

Начать никогда не поздно

Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом деле – в любом. Однако чем старше мы становимся, тем меньше работаем над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не стремимся совершенствоваться, а перестраиваем функции нашего организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие сроки.

35+ развивающих занятий для детей 3 лет: как стимулировать развитие малыша 01

Важно ли сочетать игры и обучение

    Файл будет скачан в форматах:

    • pdf
    • docx
    • pptx

    2570

    0

    64

    Другое

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    5 класс

    6 класс

    7 класс

    8 класс

    9 класс

    10 класс

    11 класс

    «Инфоурок»

    Материал разработан автором:

    Кодоркина Марина Александровна

    учитель

    Об авторе

    Категория/ученая степень: Высшая категория

    Место работы: МБОУ "Гостеприимная СОШ"

    Я начала свой путь в образовании в 1994 году, окончив Оренбургский педагогический институт им. В. Чкалова по специальности "Математика и информатика". С тех пор более 31 года посвящаю себя работе в школе, где преподаю физику и математику, делясь своими знаниями и вдохновляя учеников на открытия. На протяжении 20 лет успешно сочетала преподавательскую деятельность с должностью заместителя директора по учебно-воспитательной работе, что позволило мне глубже понять образовательный процесс и эффективно организовывать работу школы. Являюсь классным руководителем, забочусь о развитии и благополучии своих учеников. Делюсь своими методическими наработками и ресурсами с коллегами на платформе "Продлёнка" ( участвую в конкурсах), а также на маркетплейсе "Инфоурок". Разработала методические материалы для учителей – технологические карты по математике, которые были опубликованы на портале «1С:Урок» (16 уроков) Благодарственное письмо куратору участника конкурсного мероприятия. Всероссийский конкурс для школьников «Мы за здоровый образ жизни!», в соответствии со «Стратегией комплексной безопасности детей до 2030 года» (1 место) автономная некоммерческая организация «Научно-образовательный центр педагогических проектов» Москва

    Подробнее об авторе В данном докладе рассматривается внедрение игровых технологий в образовательный процесс как эффективного инструмента для повышения качества усвоения учебного материала. Игровые технологии представляют собой комплекс методов и приемов, направленных на использование элементов игры для достижения образовательных целей, что включает четкие правила, распределение ролей, наличие целей, конкуренцию или сотрудничество, а также систему наград.Особенное внимание уделяется тому, как игровые технологии способствуют развитию критического мышления, индивидуального подхода к обучению и формированию ответственности у обучающихся. Однако также рассматриваются проблемы и ограничения, связанные с внедрением игровых технологий, такие как необходимость подготовки преподавателей и разнообразие образовательных стандартов.Таким образом, доклад будет полезен для выступления н РМО.

    Краткое описание методической разработки

    В данном докладе рассматривается внедрение игровых технологий в образовательный процесс как эффективного инструмента для повышения качества усвоения учебного материала. Игровые технологии представляют собой комплекс методов и приемов, направленных на использование элементов игры для достижения образовательных целей, что включает четкие правила, распределение ролей, наличие целей, конкуренцию или сотрудничество, а также систему наград.
    Особенное внимание уделяется тому, как игровые технологии способствуют развитию критического мышления, индивидуального подхода к обучению и формированию ответственности у обучающихся. Однако также рассматриваются проблемы и ограничения, связанные с внедрением игровых технологий, такие как необходимость подготовки преподавателей и разнообразие образовательных стандартов.
    Таким образом, доклад будет полезен для выступления н РМО.

Какие творческие занятия подходят для детей 3 лет

Творческие занятия с ребенком.

Зарегистрируйтесь до 15 мая и получите бесплатный доступ навсегда

Всем хорошо известно, чтобы развить у ребенка способности необходимо с ним заниматься творчеством в игровой форме. Во время игры активизируется умственная деятельность ребенка, идет развитие вкуса и определение цвета.

Творческие занятия с ребенком:

Нужно определить кто я? В этой игре будут развиваться творческие способности у ребенка: вам нужно изобразить какой-либо предмет при помощи мимики и жестов, например, самолет. И задайте при этом ему вопрос, кого или чего вы изобразили. Ваш ребенок должен отгадать. При этом можно изображать различных животных и движущие предметы, это будет зависеть от опытности малыша. Если ваш ребенок научился отгадывать изображаемые предметы быстро, то предложите загадывать предметы по очереди. Такие игры подойдут и для ребят постарше. В этой игре нужно определить и показать нужный цвет, играя в эту игру можно научить ребенка различать цвета. Нужно выбрать какой-то определенный цвет и попросить ребенка показать такой же цвет на других окружающих его предметах. В этой игре нужно дать ребенку отгадать, что вы делаете, игра способствует развитию мысленной способности. Вы должны взять знакомую вещь для ребенка и сделать с ней то, что обычно делают в таких случаях, например, кисточкой можно рисовать, а зубной щеткой чистить зубы. Спросите при этом ребенка, что вы делаете?

Запоминание букв. Когда вы будете заниматься с ребенком творчеством, то нужно в возрасте от полутора до двух с половиной лет научить ребенка развивать память, это можно сделать, изучая с ним буквы. Купите ребенку алфавит, где к каждой букве написаны легко запоминающиеся стихи. Ежедневно нужно усваивать только по одной букве. Можно изучение алфавита организовать и по-другому, например, на небольших квадратиках нарисуйте букву, и наклейте ее в видном для ребенка месте, пусть он ее повторит и запомнит ее название. Следующим днем наклейте уже другую букву для запоминания. Но не нужно наклеивать следующие буквы, пока малыш не запомнит предыдущую букву.

Обучение запоминанию стихотворения. Очень многие детишки любят стихи, чтобы ребенок мог запомнить стишок, прочтите его несколько раз, а потом читайте через строчку, пусть ребенок по памяти начнет дополнять ваше чтение. Затем нужно читать стихотворение не до конца строк, и последний этап будет не прочтение двух слов из каждого предложения, и ребенок может таким образом запомнить все стихотворение.

Обучение счету. Когда ребенку исполниться два года, начинайте учить его считать, вначале до трех, потом до пяти, и до десяти. Чтобы ребенок запоминал счет, идя по лестнице домой, считайте пройденные ступеньки, а когда вы будете с ним на улице, считайте проезжающие машины или рядом стоящие деревья.

Как нужно изучать цвета? После того, как ребенку исполниться два года, нужно научить его распознавать цвета. Для этого нужно показать ему определенный предмет, и сказать, какого он цвета. А затем спросите у него, какого цвета этот предмет, ребенок должен повторить цвет предмета. Когда ребенок научиться распознавать этот цвет и в других предметах, можно продолжить обучение распознаванию других несложных о цветов. После того, как ребенок освоиться с основными цветами, научите его распознавать и другие цвета, например фиолетовый или коричневый.

Вся информация взята из открытых источников.Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Можно ли использовать поделки для развития фантазии

35+ развивающих занятий для детей 3 лет: как стимулировать развитие малыша 02

Детское творчество играет важную роль в физическом и психическом развитии ребёнка. Самв силу своего возраста не всегда может проявить стремление к этому процессу. Возможно потому, что он еще не знает, как интересно сделать что-то своими руками. Поэтому задача родителей – показать, насколько увлекательным может быть детское творчество.

К сожалению, некоторые мамы, «под завязку» загруженные на работе и дома, сами не проявляют особой любви к рукоделию и рассуждают так: «Зачем делать самому, если любую игрушку можно купить в магазине?»

Все это, конечно, так, но уроки творчества дают ребёнку возможность приобрести полезные навыки. Это пригодится и будущей хозяйке – умение шить, вязать, готовить, и будущему главе семейства – мастерить, строгать, клеить, ремонтировать. Кроме того, детское творчество:

  • стимулирует фантазию и воображение, ведь каждая готовая игрушка, приобретенная в магазине, уже имеет свое предназначение – с куклой играют в «дочки-матери», с автоматом – в «войнушку», а с мячом – в футбол. А здесь ребёнок еще должен сообразить, как он будет использовать свою поделку, придумать новых персонажей для игры;
  • используя в процессе детского творчества разные материалы – глину, бумагу, ткань, мех, тесто, дерево, пластик – малыш изучает их свойства и способы применения;
  • творчество развивает художественный вкус ребёнка, фантазию, учит его мыслить креативно;
  • если малыш делает игрушки своими руками, он бережет их и ценит. Потому как не очень хочется сломать вещь, на изготовление которой было потрачено столько сил и времени. Кроме того, малыш учится уважительно относиться к чужому труду.

Какие физические упражнения полезны для 3-летнего ребенка

Эти три фактора тесно взаимосвязаны между собой, поскольку тактильное восприятие развивает не только органы чувств малыша, но и мелкую моторику, а она, в свою очередь, помогает развивать речь.

Развивая восприятие, ребенок в этом возрасте учится распознавать предметы по цвету, размеру, фактуре, запаху, вкусу, звукам. Для этого полезны следующие упражнения.

  • Определение фактуры предметов на ощупь (предлагаются предметы самой разной фактуры: гладкие, шершавые, пушистые, рыхлые, резиновые, металлические). Это можно делать с закрытыми глазами либо сложив предметы в мешок, чтобы ребенок вытаскивал их на ощупь и угадывал, не глядя.
  • То же самое можно проделывать с геометрическими фигурами.
  • Отгадывание животного или птицы по аудиозаписи его голоса (или когда малыш слышит их в жизни, но не видит – к примеру, птицу на ветке).
  • То же самое можно проделывать с бытовыми приборами, транспортом. Главное, чтобы ребенок не видел объект, который ему необходимо узнать.
  • Игры с такими полезными развивалками, как сенсорные мешочки (или кубики). Их наполняют различным материалом (ватой, полиэтиленом, травами, крупами).
  • Угадывание продуктов, специй, других веществ по запаху с завязанными глазами.
  • То же самое полезно и для определения вкуса (продукт нужно угадать, не глядя, а лишь попробовав).

Мелкую моторику у детей дошкольного возраста прекрасно развивают игры, в которых ребенку нужно действовать пальцами: рисование, лепка, аппликация, шнуровка, сортировка (к примеру, фасоли и макарон), работа с мозаикой, нанизывание на нить бусин или пуговиц, застегивание кнопок, пуговиц, закручивание крышек.

Можно создать картину из разных круп. Пусть ребенок посыпает на бумаге, смазанной клеем, различные крупы по нужным контурам.

Весьма занимательно бывает просто порисовать пальчиками по манной крупе, песку, муке.

Развитию мелкой моторики способствует также пальчиковая гимнастика. Подробнее о ней рассказано здесь .

Непосредственно речь в этом возрасте развивать следует, прежде всего, используя артикуляционную гимнастику (о ней говорилось в данной статье ). Развитию речи также способствует подражание голосам животных или птиц, повторение скороговорок и чистоговорок, разучивание стихов и песен. Прекрасно развивает речь умение описывать картинку, составлять по ней рассказ, пересказывать услышанную сказку.

Можно показать ребенку картинки с изображением разных времен года или времени суток. Пусть расскажет, что он видит, почему он сделал именно такой вывод.

Как выбрать подходящие занятия для ребенка

Спорт совершенствует и физические, и моральные качества, закладывает важные черты в характере, формирует привычку здорового образа жизни. Но как определиться с конкретным направлением, которое подойдёт сыну или дочери? На что ориентироваться при выборе спортивных занятий? На эти и другие вопросы вжурналаответила Марина Анисимова, заместитель директора ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания».

От чего отталкиваться при выборе вида спорта для ребёнка?

Не менее важно определиться с целью занятий — общее развитие, укрепление здоровья, овладение навыками, которые пригодятся в жизни (плавать, танцевать, кататься на горных лыжах), социализация или завоевание высших спортивных титулов.

С какого возраста можно отдавать ребёнка в спортивные секции?

Нормативы по минимальному возрасту детей для зачисления в секции отражены в:

    Например, фигурным катанием впору начинать заниматься с 4-5 лет, если есть цель завоёвывать медали на олимпиадах. Можно отдать ребёнка и после 6, но без задачи вырастить спортсмена-профессионала. Этот же возраст оптимален и для плавания .

    Возраст 5 лет подходит и для знакомства с акробатикой, танцами и хоккеем, но перед этим в 3-4 года тогда стоит поставить малыша на коньки и начать тренировать выносливость.

    Для большого тенниса оптимальный возраст для старта — от 4 до 10 лет. При этом тренировки в 4-6 лет представляют собой, скорее, оздоровительные занятия с «элементами» тенниса. Начиная с 7 лет, в теннис уже играют парно и более серьёзно.

Как определить, какой вид спорта подходит ребёнку?

В последнее время открываются много специализированных центров, которые проводят комплексное тестирование детей по следующим направлениям: антропометрическое, психофизиологическое, функциональное и спортивное.

    В антропометрическом исследовании измеряются показатели физического состояния: вес, рост, размер грудной клетки, параметры телосложения и т. д. На этом этапе специалисты определяют природную предрасположенность к определённому виду спорта.

    Функциональное тестирование выявляет физические возможности: выносливость, равновесие и работоспособность. Без этого исследования есть риск подобрать вид спорта, занимаясь которым ребёнок будет переутомляться, что нанесёт существенный вред организму.

    Спортивное тестирование нацелено на определение уровня физической подготовленности к занятиям. Ребёнок выполняет ряд физических упражнений с учётом возраста и пола. Также в исследование входят упражнения на скорость реакции, память, внимание, определение темперамента.

По результатам тестов родителям выдаётся комплексное заключение с рекомендациями наиболееподходящих видов спорта конкретнодля их ребёнка. Также указываютсявиды спорта, которые не подходятв силу различных причин. При этомважно учитывать, что это не окончательный вердикт.

Если по итогамтестирования определенный видспорта ребёнку не рекомендован,а он хочет им заниматься, отговаривать не стоит. Когда он почувствуетопределенный дискомфорт, то всегдасможет сменить вид деятельности.

Как учесть психологический аспект, характер ребёнка?

    Учитывать взаимосвязь физических данных и психологических особенностей ребёнка. Если он невысокого роста, подумайте, стоит ли отдавать его в секции профессионального волейбола и баскетбола. Ребёнок с избыточным весом на занятиях фигурным катанием, художественной гимнастикой, акробатикой или лёгкой атлетикой может приобрести комплексы из-за некомфортных условий.

    Обратить внимание на характер и темперамент ребёнка. Общительному малышу могут подойти командные виды спорта. Занятия лёгкой атлетикой придутся по душе тому, кто любит быть в центре внимания. Индивидуальные виды спорта — идеальный вариант для стеснительных, замкнутых детей.

Какие физические качества развивают разные виды спорта?

Один из наиболее полезных видов для детского здоровья в целом — плавание , к тому же это ещё и важнейший навык для жизни.

Как часто нужно проводить развивающие занятия

– Как мама может развивать своего ребенка в домашних условиях?

– Любая мама способна дома заниматься со своим малышом. Можно взять обучающие песни Сергея и Екатерины Железновых , они есть в свободном доступе в интернете. У них есть потешки, песенки для игрового массажа, логопедические песенки, песенки для пальчиковых игр и подражательных движений, физкультминутки, сказки-шумелки, музыкальные сказки для обучения счету и песенки для знакомства с буквами и цифрами.

Но нужно развивать все комплексно. Есть основные направления: развитие мелкой моторики, потому что пальчики ребенка – это непосредственно его интеллект. Крупную моторику тоже важно развивать: ребенок должен активно двигаться, познавать свое тело, должен уметь ориентироваться в пространстве: ползать, ходить, бегать, лазить, ловить мяч, катать его, бросать – особенно хорошо, если мячи будут разных размеров. Можно устраивать танцы с предметами и без них, просить малыша повторять движения. И обязательно сюда еще подключаем понятийное мышление: берем картинки, показываем животных, рассказываем, кто это, какие оно издает звуки.

Сейчас в продаже очень много развивающих пособий, была бы покупательская возможность. Карточки, шнуровки, всевозможные сортеры и лабиринты очень полезны для мелкой моторики. Но можно развивать ребенка совершенно бюджетно. Например, с помощью круп: в рис бросить фасоль и попросить малыша отсортировать фасолинки и собрать их в отдельную баночку. Можно прятать в крупы (в манку, рис) какие-то маленькие игрушки, например из киндер-сюрприза, чтобы ребенок искал их, доставал оттуда и складывал в другую тарелочку.

Существует много игр с водой. Например, можно приобрести пару пластиковых пипеток, сухих тряпочек или салфеток, чтобы ребенок набирал в пипетку водичку и капал на салфетки. Также можно переливать из чашечки в чашечку, из бутылочки в бутылочку, таким образом, мы развиваем восприятие ребенком меры, объема. Отличная идея – игры с фольгой. Мелкие игрушки, грецкие орехи или разноцветные крышечки от пюре «Фрутоняня» заворачиваем в фольгу и даем ребенку, чтобы он разворачивал и искал сюрпризы. Причем лучше поставить мисочку не перед ним, а просто где-то в помещении, чтобы он наткнулся на нее, как на клад, – и минут 20 тишины вам обеспечены, малыш будет очень увлечен. Краски и пластилин – отличные занятия, но нужно заниматься ими вместе, чтобы ребенок был под присмотром.

Еще отличный вариант развития мелкой моторики – всевозможные баночки и крышечки. Не выбрасывайте упаковки из-под крема и другие емкости, подойдут любые баночки. Нужно открутить крышечки и вместе с малышом подбирать к каждой баночке свою крышечку. Это очень полезно и увлекательно.

– Многие мамы так и говорят: покупаешь игрушки и развивающие пособия, а ребенок обожает играть с кастрюлей и сковородкой…

– Ребенок – неутомимый умственный труженик, в детях изначально заложена познавательная активность. И наша задача – ее не задавить, не сажать малыша с телефоном или перед телевизором, чтобы освободить время для чего-то другого. А включать в предметную среду, где он будет развивать свои нейронные связи. Для ребенка каждый новый предмет: вилка, ложка, мячик, крышечка, травинка – это все, что способствует развитию его нейронных связей, головного мозга и всех высших психических функций. Да, это требует внимания, это отвлекает нас от нашего желания посидеть в телефоне, но уж если мы решили стать родителями наших детей, то нужно уделять им время.