Как выбрать развивающие игры для ребенка 3-4 года
- Как выбрать развивающие игры для ребенка 3-4 года
- Связанные вопросы и ответы
- Какие игры наиболее полезны для развития ребенка 3-4 года
- Как выбрать подходящие развивающие игры для ребенка 3-4 года
- Какие навыки развивают игры в этом возрасте
- Могут ли игрушки быть опасными для ребенка 3-4 года
- Какие игры помогают развивать речь у ребенка
- Какие игры способствуют развитию мелкой моторики
- Какие игры помогают улучшить внимание и память
- Какие игры способствуют эмоциональному развитию ребенка
- Какие игры подходят для развития творчества
- Какие игры рекомендуют педагоги для детей 3-4 года
Как выбрать развивающие игры для ребенка 3-4 года
В этой мини-подборке мы познакомим вас с развивающими заданиями и играми для детей 3–4 лет. Эти активности помогут укрепить тело, стать выносливее, начать лучше двигаться.
Зарядка
Если хотите весело провести время вместе с семьей и сделать это с пользой для физического развития, начинайте день с зарядки. Пусть это станет вашей традицией. Утренняя гимнастика поможет ребенку быстро проснуться и зарядиться энергией, а если делать упражнения регулярно, это укрепит мышцы, улучшит координацию и выносливость.
Вот список упражнений, которые подойдут ребенку 3–4 лет:
пять приседаний;
наклоны в разные стороны;
«мельница» (повороты с вытянутыми руками);
стойка на одной ноге (30 секунд на каждую);
прыжки на одной и двух ногах в течение 30 секунд;
бег на месте (1–2 минуты).
Совет родителям
Старайтесь начинать зарядку в хорошем расположении духа — ребенок со временем перестанет любить ее, если будет ассоциировать с вашим плохим настроением. Включайте музыку, привлекайте к занятию других домочадцев.
Веселые зверята
Это альтернатива обычной зарядке для детей 3–4 лет дома или в детском саду. Если старые упражнения кажутся ребенку скучными, предложите ему пародировать знакомых зверей. Пусть по вашему сигналу он изобразит:
птицу — помашет руками как крыльями;
лягушку — сядет на корточки;
цаплю — постоит на одной ноге;
зайца — поскачет на месте или прыгнет в длину;
рыбу — сложит ладошки вместе и плавно подвигает ими из стороны в сторону;
медведя — начнет переваливаться с одной ноги на другую;
змею — ляжет на живот и попробует извиваться.
Будет веселее, если сопровождать движения звуками, которые издают загаданные животные. Заодно это поможет прокачать речь.
Полоса препятствий
Эта игра подойдет как для дома, так и для улицы: двора или дачи. Нужно подготовиться — заранее определить путь и расставить препятствия. Это могут быть тазы, ведра, подушки, столы и т. д. Далее покажите ребенку, что ему предстоит преодолеть. Расскажите, как это сделать: где проползти под препятствием, что перепрыгнуть, а что обойти сбоку.
Игра будет в разы веселее, если вы тоже будете проходить полосу. Пусть это станет мини-соревнованием между вами.
Соревнования
Это занятие для детей 3 лет, развивающее физические навыки, дает вам полную свободу фантазии. Придумайте сами, в чем хотите посоревноваться. Это могут быть прыжки в длину или высоту, бег наперегонки, перетягивание каната и др. Главное — не соревноваться всерьез. Дайте малышу выиграть.
Пол — это лава
Знакомая каждому ребенку игра, в которой нужно как можно быстрее встать с пола и забраться выше. Например, на кресло, кровать или диван. Игра поможет улучшить скорость реакции малыша и выплеснуть энергию.
Совет родителям
Помните: эта игра может быть опасной. Заранее договоритесь с ребенком, куда можно залезать, а куда — нет. Не позволяйте забираться слишком высоко, например на столы и спинки диванов, где ребенок может занять неустойчивое положение.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие развивающие игры наиболее полезны для детей 3-4 лет
Развивающие игры для детей 3-4 лет играют ключевую роль в их когнитивном, эмоциональном и физическом развитии. В этом возрасте важно выбирать игры, которые способствуют развитию мелкой моторики, речи, внимания и творчества. Среди полезных игр можно выделить пазлы, сортировочные игры, пластилин, игры с блоками и ролевые игры. Эти игры не только развивают конкретные навыки, но и помогают ребенку лучше понимать мир вокруг себя. Кроме того, они способствуют формированию независимости и уверенности в своих силах.
Вопрос 2: Какие игры помогают развивать мелкую моторику у детей 3-4 лет
Для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет идеально подходят игры, связанные с точными движениями рук. Например, пазлы с крупными деталями, сортировочные игры, где нужно вставлять shapes в соответствующие отверстия, и игры с пластилином. Также полезны игры, где ребенок должен использовать ложку для переноса небольших объектов, такие как бусины или шарики. Эти занятия не только улучшают координацию и ловкость, но и готовят ребенка к более сложным задачам, таким как письмо.
Вопрос 3: Какие игры способствуют развитию речи у детей 3-4 лет
Развитие речи у детей 3-4 лет можно эффективно стимулировать с помощью игр, связанных с словами и общением. Ролевые игры, где ребенок может имитировать взрослых, такие как "магазин" или "школа", способствуют развитию словарного запаса и навыков диалога. Чтение книг вместе с родителями и обсуждение прочитанного также помогает ребенку лучше понимать и использовать язык. Кроме того, игры, где нужно называть объекты или описывать действия, такие как "назови что видишь на картинке", способствуют расширению словарного запаса.
Вопрос 4: Какие игры помогают развивать внимание и память у детей 3-4 лет
Развитие внимания и памяти у детей 3-4 лет можно стимулировать с помощью игр, требующих концентрации и запоминания. Например, игры "Найди разную вещь" или "Запомни и повтори последовательность" помогают улучшать концентрацию. Также полезны игры с картинками, где нужно найти спрятанные объекты или совпадения. Игры, где нужно выполнять ряд инструкций по очереди, такие как "Сделай то, что я скажу", также способствуют развитию памяти и внимания.
Вопрос 5: Какие игры учат детей делить и взаимодействовать с другими
Обучение детей делению и взаимодействию с другими можно проводить через игры, требующие совместного участия. Например, игры с блоками, где нужно вместе строить что-то, или ролевые игры, где каждый выполняет определенную роль. Игры, где нужно делиться игрушками или принимать по очереди, также способствуют развитию социальных навыков. Важно, чтобы взрослый контролировал процесс и поощрял ребенка к сотрудничеству и уважению партнера.
Вопрос 6: Какие игры помогают развивать творчество у детей 3-4 лет
Развитие творчества у детей 3-4 лет можно стимулировать с помощью игр, которые позволяют выражать фантазию. Например, рисование, лепка из пластилина, создание историй или игры с куклами. Также полезны конструкторы, где ребенок может строить различные постройки. Игры, где нужно придумывать правила или сценарии, такие как "Создай свой мир", также способствуют развитию творческого мышления.
Вопрос 7: Как родители могут участвовать в развивающих играх, чтобы максимально эффективно развивать ребенка
Родители играют важную роль в участии в развивающих играх своих детей. Они могут не только организовывать игры, но и активно в них участвовать, показывая пример и поощряя ребенка. Важно создать расслабленную и поддерживающую атмосферу, где ребенок чувствует себя в безопасности. Родители могут задавать вопросы, предлагать варианты действий и хвалить ребенка за его усилия и достижения. Также важно следовать интересам ребенка и подбирать игры, соответствующие его возрасту и способностям.
Какие игры наиболее полезны для развития ребенка 3-4 года
Дети растут в игре, через нее развиваются необходимые навыки: фантазия, мышление, логика. Мы подобрали лучшие развивающие игрушки для детей от 3 лет в 2025 году
В трехлетнем возрасте у детей начинают развиваться воображение и логическое мышление. Продолжают формироваться опорно-двигательный аппарат, нервная система, повышаются внимательность и выносливость. Малыш становится все более самостоятельным, ему хочется познавать мир, открывать что-то новое. Он задает множество вопросов и учится анализировать полученные знания. Помогают ребенку в этом игрушки.
Благодаря им развиваются логика, фантазия, память, моторика, творческие и индивидуальные задатки. В игре появляются сюжеты, малыш может примерить разные роли. Решая задачу, ребенок старается обдумать свои действия.
Считается, что предпочтение стоит отдавать игрушкам, в игре с которыми задействуется воображение. Лучше всего, если ребенок сможет сам придумывать сюжеты и менять их.
Мы составили рейтинг лучших развивающих игрушек для детей от 3 лет, опираясь на мнение эксперта, отзывы покупателей и соотношение «цена-качество».
Выбор редакции
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту family@kp.ru . Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Play-Doh « Магазинчик печенья»
Play-Doh «Магазинчик печенья». Фото: yandex.market.ru
Лепка помогает ребенку развивать силу пальчиков и способствует развитию мелкой моторики, воображения и концентрации. Масса мало пачкается и легко очищается, консистенция достаточно мягкая для детских рук.
Помимо моторных навыков развиваются усидчивость, аккуратность и целеустремленность. Благодаря различным инструментам в комплекте ребенок сможет не просто лепить фигурки, но и задействовать всю свою фантазию. Можно играть в ролевые игры, где малыш будет поваром, а родители 一 «дегустаторами». Масса для лепки быстро застывает на воздухе, поэтому после игры ее нужно убирать в баночки, а готовым изделиям можно позволить затвердеть и играть как с полноценными игрушками, созданными своими руками.
Редакция считает игрушку лучшей в рейтинге. Она подходит любому ребенку, развивает необходимые навыки. А сделанными фигурками можно играть в дальнейшем, что экономит семейный бюджет.
Основные характеристики
Тип | Масса для лепки |
Комплектация | 5 баночек с пластилином, пресс-шприц, лопатка, поднос с формами, 4 отдельные формы, скалка с узорами и блюдце, иллюстрированная инструкция |
Что развивает | Мелкая моторика, воображение, фантазия, усидчивость, аккуратность, целеустремленность, умение работать в команде, принимать на себя разные роли |
Особенности | Пластилин легко застывает при обычной температуре |
Плюсы и минусы
Развивает мелкую моторику и воображение, учит работе с инструментом
Не подходит для создания сложных фигур, быстро застывает на воздухе
Продолжить далее
Топ-10 лучших развивающих игрушек для детей от 3 лет в 2025 году по мнению КП
В магазинах можно найти мягкие развивающие игрушки, варианты из пластика и дерева, и даже металлические модели. Некоторые больше предназначены для мальчиков или девочек, но множество игрушек подходят для детей любого пола и даже разного возраста. Мы подобрали наиболее универсальные варианты.
Азбукварик « Мишутка-сказочник»
Азбукварик «Мишутка-сказочник». Фото: yandex.market.ru
Развивающая игрушка изготовлена из экологически безопасных материалов. Яркий цвет и приятный на ощупь материал наверняка привлекут малыша.
Мишка рассказывает сказки и стихи, поет песни, воспроизводит мелодии. Для выбора той или иной функции нужно нажимать на лапки игрушки. Также медвежонок поможет уложить ребенка, исполняя колыбельные. Встроенная программа способствует изучению алфавита, цветов и цифр.
Игрушку нельзя стирать, так как вода негативно повлияет на элемент питания.
Как выбрать подходящие развивающие игры для ребенка 3-4 года
Настольные игры сейчас - это наше все!
Те, кто следит за моими постами, наверное помнят мою предыдущую статью про настолки для 2х-леток . Теперь же я наконец-то нашла время, чтобы выложить наши любимые игры, в которые мы стали играть по достижении возраста 3х лет.
Игры для детей от 3х лет немного сложней, но при этом они и значительно увлекательней! Главное отличие большинства новых игр от игр, рассчитанных на более младший возраст - ненавязчивое закрепление счета, а также тренировка ловкости, смекалки и быстроты реакции .
Согласитесь, что эти навыки являются крайне полезными и нужными в наше время.
1. Микадо
Пожалуй, это одна из самых любимых наших игр на данный момент.
Производитель отмечает, что игра способствует развитию внимания, моторики, координации. Я бы еще от себя добавила - развитию мышления, а также углублению и закреплению навыков счета.
Правила игры предельно просты - из сооруженного шалашика игроки поочередно вытягивают палочки в соответствии с цветом, который выпал на кубике. Если же в шалаше больше нет палочек того цвета, который выпал у игрока, то ход пропускается. Каждый старается, чтобы шалаш максимально долго не развалился. А когда же это все-таки происходит, игроки подсчитывают количество своих палочек. Побеждает тот, кто наберет их больше.
Необходимо, чтобы ребенок умел считать хотя бы до 10.
Игра рассчитана на 2-4 игроков.
2. Лесные феечки
"Игра способствует развитию внимания, координации, реакции", - уверяет производитель. Не могу не согласиться.
Дано: карточки и кубики. На 27-ми карточках набора изображены феи - феи-пчелки, феи-бабочки и феи божьи коровки. Они изображены на разном фоне в количестве от одной до трех. Ни одна карточка не повторяется. Кубиков три - с феями, цветовыми фонами, а также точками, определяющими число фей.
Игроки поочередно бросают сразу три кубика и как можно быстрее пытаются найти карточку, которая бы подходила под выпавшую комбинацию. "Верную" карточку забирает себе тот, кто первым накроет ее рукой. Победителем становится игрок, быстрее других собравший 5 карточек.
Для этой игры достаточно, если ваш малыш умеет считать хотя бы до 3х, а лучше до 5.
Игра рассчитана на 2-5 игроков.
Игра "Лесные феечки" в Озон , в Буквоеде
Аналог этой игры, но уже в исполнении для мальчиков - "Веселые пираты" в Буквоеде
3. Кот-рыболов
В первую очередь эта игра способствует… хорошему настроению!!! Это одна из самых простых и веселых игр в нашем доме, ведь пока мы в нее играем, моя дочь постоянно смеется. Кроме того, игра способствует развитию внимания и реакции.
В комплект входят 4 цветные рыбки, кот в виде крышки-ловушки и кубик.
Из игроков выбирается ведущий - он будет за кота. Остальные игроки берут на себя роли рыбок. Рыбки выкладываются на столе хвостиками друг к другу. Далее возможны три варианта игры. Опишу лишь один - ведущий бросает кубик и пытается поймать рыбку того цвета, который выпал на грани кубика. Если выпадает белый или черный цвет, то ведущий имеет право ловить любую рыбку. Тот игрок, чья рыбка была поймана, становится новым ведущим.
Для того, чтобы играть в эту игру необходимо как минимум трое игроков. А вообще игра рассчитана на 3-5 игроков.
Игра "Кот-рыболов" в Буквоеде
4. Игры "Сырный забег" и "Морковные гонки"
По-сути это одна игра, но в двух разных вариантах. Не повторяйте мою ошибку - не покупайте их обе, т.к. они практически не отличаются :)
"Игра способствуют развитию внимания, моторики, умения сосредоточиться", - гласят инструкции.
Предполагается 2 основных варианта игры (есть еще и 3-й дополнительный):
1-й вариант - игра на вертикальном планшете. Каждый игрок берет себе по 2 мышонка (кролика) одного цвета и выставляет их обоих на старте игрового поля друг за другом. На финише же выставляется цель забега - кусочки сыра (морковная грядка).
Игроки по очереди бросают кубик и ходят в соответствии с выпавшим количеством точек (от 1 до 3х). Особенностью этой игры является то, что при осуществлении хода мышки (кролики) одной команды должны перепрыгивать друг через друга.
Побеждает тот игрок, чей мышонок (кролик) доберется до финиша первым.
2-й вариант - игра на горизонтальном планшете. Теперь каждый игрок берет себе лишь по одному мышонку (кролику) и выставляет его на старте. Затем бросается кубик, делаются шаги. Думаю, что на фото видно все особенности ходов этой игры. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.
Какие навыки развивают игры в этом возрасте
С раннего возраста наши малыши получают определенное количество знаний, навыков, умений, эмоций и т.д. Мы пытаемся развить в них визуальный, аудиальный и кинестетический спектр восприятия окружающего мира, используя все возможные способы — развивающие игрушки, книжки, песенки — сказки, подвижные игры и т.д.Мамочки, заботясь о своем чаде, стараются внимательно относиться ко всем игрушкам, которые появляются в доме. И это правильно! Мир ребенка должен быть лаконичным и ярким, но не утомлять его. Родители должны четко понимать, что развивать ребенка — это в первую очередь играть с ним! Развивает именно игра, общение, сам процесс познания окружающего мира. Поэтому стоит внимательно относиться к тем игрушкам, которые в наше время называются развивающими. Игра, даже развивающая, должна быть веселой!
Например, покупая погремушку, мамы обращают внимание не только на ее прямое предназначение по названию, а еще и на все новомодные и, стоит заметить, очень важные составляющие игрушки: материал, из которого она сделана, его качество и разнообразие, правильная контрастная раскраска (развиваем зрение грамотно!) и т.д. В игрушке может быть безопасное зеркальце, как, например, в игрушке «Зебра» . А еще важно, чтобы она легко крепилась к переноске или к коляске.
А для кроватки подобная игрушка должна стать своим жителем. Она должна легко и прочно крепиться к стенкам кроватки ребенка, иметь большое количество развивающих и развлекающих элементов и не молчать! Например, игрушка от Bright Starts «Поющее сафари» имеет все необходимые составляющие, чтобы привлечь внимание малыша: шуршащие лепесточки, большое безопасное зеркало в рамке из ткани, жирафа-погремушку с разноцветными бусинами, зебру с прозрачным животиком и цветными шариками внутри, она активирует мелодии и звуки. А еще игрушка в течение 15 минут проигрывает короткие или длинные мелодии.
Итак, ребенок взрослеет, развитие малыша переходит на следующую стадию вместе с его игрушками. Ни один ребенок не захочет сидеть и запоминать цвета или геометрические формы, если ему их просто демонстрирует взрослый, постоянно называя их. Это скучно! Bright Starts давно уже знает, что куда веселее играть с яркой, звенящей пирамидкой «Радуга цветов» или самому кататься верхом на удобной машине «Внедорожник» , гудя клаксоном и переключая рычаг передач, точно как папа в своей машине, да еще при этом запоминать, какого цвета выскакивают с забавным звуком из-под капота шустрые шарики. Точно также поможет запомнить и распознавать геометрические фигуры и цвета самый веселый сортер «Озорной жираф». Малыш бросает шарики в отверстия и наблюдает за их движением через прозрачный животик. Когда шарики касаются дна, жираф издает 12 забавных звуков. Туловище вращается; таким образом, блокируются проходы и шарики остаются внутри, что делает игру более интересной.
Вот это веселье! Вот это забава! И кто скажет, что неинтересно угадать, какой же шарик вылетит следующим?
Кстати, именно машинка может послужить отличным стимулом для малышей, которые учатся ползать или потом учатся ходить! Для такого важного навыка Bright Starts придумали специальные автомобили и самолеты, в которые ребенок должен посадить пассажира — шарик в виде животного — и нажать на нее ручкой. После чего машинка или самолет весело покатит своего водителя, а ребенок, конечно же, потянется за ними следом и ему придется проползти или пройти часть пути до остановки. Чтобы опять нажать и опять поехать. А тут уже и через всю комнату совершили вместе путь! И весело играем, и развиваемся, и растем!
На развитие навыков ползания и хождения, эмоциональной сферы направлены и другие забавные игрушки, только поменьше — «Хохотунчики». Это шарики в виде животных, с забавными мордочками, которые при прикосновении ребенка начинают легко двигаться вперед по любой поверхности, издавая приятный заливистые звуки и смех. А еще есть у Bright Starts 5 уникальных шариков для развития: вращающийся, рельефный, крутящийся, щелкающий и трещащий. Все прелести жизни в одном наборе.
Так весело и забавно обучаться цвету, форме, размерам, цветам, цифрам и буквам еще никогда не было! Научите своего ребенка любить познавать мир, наслаждаться новыми знаниями. Именно сейчас и закладываются эти умения с помощью развивающих игрушек, внимания и любви к своему чаду.
Могут ли игрушки быть опасными для ребенка 3-4 года
Vanoa2/Shutterstock.com
В любом возрасте для ребёнка опасны игрушки, которые не имеют сертификата соответствия техническому регламенту ТС (ЕАЭС) . Такие игрушки могут выделять яды, канцерогены и другие вредные вещества, которые проникают в организм ребёнка при нагревании или намокании (во время купания или контакта со слюной) и даже просто без дополнительного физического воздействия.
Для детей первых лет жизни наиболее опасными считаются игрушки с мелкими деталями, которые не соответствуют возрасту ребёнка. До 3 лет дети активно познают мир «на зубок» и стремятся абсолютно всё облизать, погрызть и проглотить. Иногда во время игры малыши случайно вдыхают мелкие детали, специально проглатывают или засовывают их в носовые ходы и в ухо. Убрать инородные предметы самостоятельно не получится (высок риск продвинуть их глубже), необходимо будет обратиться к ЛОР-врачу.
Избегайте игрушек с длинными шнурами, лентами, узкими полосками ткани и любыми другими элементами, которые во время игры могут намотаться на шею ребёнка и стать причиной удушения. Откажитесь от игрушек на батарейках, особенно минипальчиковых и батареек-таблеток. Малыши запросто могут проглотить их.
Для детей в возрасте от 3 до 6 лет опасно игрушечное оружие, которое стреляет пульками, рогатки, вертушки с запуском, взрослый дартс с железными дротиками. Все эти игрушки могут привести к тяжёлым травмам. Хоть риск проглатывания и вдыхания мелких предметов значительно ниже, но всё же сохраняется. Поэтому для детей младше 7 лет опасными остаются магнитные конструкторы, игрушки с мелкими деталями, бусины и аквагель.
Tatiana Diuvbanova/Shutterstock.com
Кроме всего перечисленного выше для детей в возрасте до 6 лет опасны:
- игрушки с острыми краями (железные машинки, куклы с острыми аксессуарами и другие);
- игрушечные огоньки и свечки. Они могут перегреться и обжечь ребёнка;
- музыкальные игрушки с высоким уровнем шума;
- радиоуправляемые игрушки с высокой скоростью движения;
- химические наборы и игрушки с опасными химическими веществами (красками, клеем и другими).
Дети в возрасте от 7 до 10 лет могут пострадать от игрушечного оружия, при катании на скейтбордах, роликах и велосипедах (особенно, если катаются без защитных шлемов, наколенников, налокотников и перчаток в местах, которые не предназначены для этого). Химические наборы также могут стать причиной тяжёлого отравления, ожога кожи и слизистых оболочек. Для психики ребёнка опасны игрушки-монстры, кукла Барби и другие худощавые куклы «эталоны красоты».
В подростковом возрасте игрушки всё более похожи на взрослые. Дети старше 10 лет могут пострадать от:
- пиротехнических средств и оружия;
- занятий экстремальными видами спорта;
- игрушек с доступом в Интернет (негативное влияние на психику вследствие взаимодействия с контентом для взрослых).
«Красные флаги» опасной игрушки
Nomad_Soul/Shutterstock.com
- Неприятный химический запах, очень стойкий и едкий.
- Плохо обработанные края с заусенцами и острыми углами, о которые ребёнок может пораниться.
- Яркие кислотные цвета игрушки. Они чрезмерно возбуждают нервную систему ребёнка.
- Игрушка издаёт неприятные пронзительные звуки.
- При попадании влаги краска размазывается.
- Продавец не может или не хочет предоставить вам сертификат соответствия техническому регламенту ТС.
Позаботьтесь о физической безопасности ребёнка, когда вас нет рядом с ним, с помощью приложения «Где мои дети» . Так вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг! А самым маленьким подойдут детские GPS-часы Pingo — при покупке гаджета сейчас лицензия «Где мои дети» достаётся вам в подарок!
Какие игры помогают развивать речь у ребенка
Мы продолжаем разговор о развитии речи ребенка , начатый в первой части статьи, посвященной этой проблеме.
Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев.
А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.
Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):
- Развитие мелкой моторики
- Речевая гимнастика
- Логоритмика
Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно.
Пособия для развития мелкой моторики:
- Матрешки
- Бархатная бумага
- Пластилин
- Мозаика
- Шнуровки
- Фасоль, горох
- Манная крупа
- Соленое тесто
- Счетные палочки
- Разноцветные прищепки
- Бусины
- Тряпочки с пришитыми пуговицами
- Трафареты
- Массажный мячик
- Деревянные конструкторы
Мелкая моторика:
- Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
- Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Какие игры способствуют развитию мелкой моторики
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).
Какие игры помогают улучшить внимание и память
Онлайн-игры могут быть не только развлечением, но и прекрасным тренажером для развития вашего мозга. «Пробуксовываете» в решении рабочих задач? Сделайте паузу, включитесь в игру на сайте Викиум — и вернитесь к работе с новыми силами.
Доказано, что игры, развивающие память и мышление, помогают справляться с рутиной офисной работой, повысить эффективность и генерировать новые идеи. Также игры, помогающие улучшить показатели мышления, памяти и внимания очень полезны для учащихся — школьников и студентов. Но особенно важно поддерживать пластичность мозга тем, кто вступил в период зрелости и уже не так быстро воспринимает информацию, запоминает новое, разбирается в незнакомой тематике.
Так, например, игры сайта Викиум основаны на самых популярных методиках быстрого развития памяти, внимания, мышления. Но, несмотря на разделение по профилям, каждая из игр действует комплексно — запоминание невозможно без концентрации внимания, а мышление развивается вместе с памятью.
В целом, следует признать, что онлайн-игры на развитие внимания и других когнитивных функций человеческого мозга демонстрируют ряд преимуществ по сравнению со стандартной схемой самостоятельных или групповых занятий:
– игровая форма позволяет человеку с одной стороны не принимать свои результаты близко к сердцу, а с другой — с интересом следить за их изменениями, стремиться улучшить показатели, сравнивая их с чужими достижениями;
– тренировка воспринимается именно как игра, как развлечение, а не как серьезные занятия, что позволяет расслабиться и с удовольствием выполнять все задания, не ощущая груза ответственности;
– возможность следить за динамикой результатов, соревноваться с самим собой или другими игроками порождает чувство азарта, конкуренции, что способствует быстрому прогрессу;
– онлайн-игры не отвлекают от работы, а помогают сделать перерыв, чтобы с новыми силами продолжить трудовую деятельность; улучшают внимание, память, концентрацию, что, несомненно, идет только на пользу любой деятельности.
Какие игры, развивающие память и мышление, предлагает сайт Викиум? Их много. Рассмотрим некоторые из них.
«Клик-Клик» — игра на внимание
Казалось бы, ни для кого не составит труда отметить числа в порядке их возрастания. А если они расположены вразброс? А если поле и количество чисел постоянно растет? А если игра ведется на время? Игра «» великолепно тренирует не только умение концентрироваться, но и периферическое зрение, логику, быстроту и точность реакции.
«Сравнение по памяти»
Если вам предложат запомнить цифру на одной карточке, а потом сравнить ее с другой карточкой, то, скорее всего, вы быстро заскучаете. Но игра, основанная на этом принципе, получилась динамичной и интересной. Цифры движутся, на карточку попадает каждая из них, и следует вспомнить, совпадает ли карточка справа с той, что была показана одну или две карточки назад. Замечательная тренировка кратковременной памяти, гибкости мышления, умения переключаться.
«Субмарины» — тренировка мышления
Увлекательная и очень простая тренировка фокусировки внимания, когнитивного контроля и умения быстро переключаться. Маленькие желтые подводные лодки движутся в любом направлении то носом, то кормой, то боком, а вам нужно ответить на вопросы: куда движется лодка или куда направлен ее нос. Вы считаете, что это легко?сами!
«Матрицы памяти»
Вы когда-нибудь играли в «Морской бой»? «» чем-то напоминают его. Вам потребуется запомнить закрашенные клеточки на поле и отметить их. Поле и количество закрашенных областей растет с каждым вашим успехом и уменьшается с каждой ошибкой.
Какие игры способствуют эмоциональному развитию ребенка
Коваль Ольга
Развивающие игры для родителей и детей на развитие эмоциональной сферы детей
Картотека игр
Эмоции играют важную роль в жизни детей , помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции , которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Игра «Детский сад»
Публикация «Развивающие игры для родителей и детей на развитие эмоциональной сферы детей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции .
Выбираются два участника игры , остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители . Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния . Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры , родители должны выяснить , что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.
Игра «Художники»
Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге .
Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания , восприятия, памяти, распознавание различных эмоций .
Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний . Ребенок должен выделить одно состояние,которое не подходит к остальным:
-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
-грусть, обида, вина, радость;
-трудолюбие, лень, жадность, зависть;
-жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;
-радуется, веселиться, восторгается, злиться;
-радость, веселье, счастье, злость;
Игра «Кого - куда»
Цель: развивать способность распознавать различные эмоции .
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств , состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей ,которых:
-можно посадить за праздничной стол;
-нужно успокоить, подбирать;
-обидел воспитатель;
Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.
Игра «Что было бы, если бы.»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции .
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а) . Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя . Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
Игра «Что случилось?»
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний , чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину,по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно,» потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….»
Игра «Выражение эмоций »
Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции .
Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга» :
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».
Какие игры подходят для развития творчества
Картотека малоподвижных игр для детей 3-4 лет в детском саду создается с целью обеспечения, в первую очередь, физического развития ребенка. Они активно применяются на занятиях физкультурой, во время физкультминуток, на прогулках и праздничных мероприятиях. Кроме физического развития, игры обеспечивают социальную адаптацию детей, поскольку большинство игр рассчитано на участие большого количества воспитанников.
Малоподвижные игры как вид деятельности включаются в работу с целью:
- минимизации общего утомления, моторной напряженности мышц рук и ног;
- плавного перехода из состояния возбуждения к спокойствию;
- тренировки различных систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной;
- развития внимательности, быстроты реакции и ловкости;
- улучшения ориентации в окружающем пространстве;
- формирования и фиксации двигательных навыков;
- поддержания здоровья дошкольников;
Интенсивность занятий не слишком высока, но достаточна для тренировки внимания, памяти и скорости реакции у детей младшей группы, темп проведения медленный.
Игры малой подвижности, включенные в картотеку игр для детей 3-4 лет, имеют свою специфику:
- выбирается определенный способ организации детей. Многие игры подразумевают образование круга, шеренги, в конкретный момент игры дети разбегаются врассыпную. Порядок перемещения устанавливается условиями игры;
- движения в процессе активности. Правила подразумевают хлопки, махи руками, подъем колен, подкидывание мяча, приседания и другие элементы упражнений;
- темп проведения игрового занятия. Для возраста дошкольника 3-4 года используется медленный темп;
- методика проведения игры, включающая особенности выбора, место проведения, этапы игры;
- число повторов движений, варьирующееся от 3 до 6.
Картотека игр малой подвижности для детей 3-4 лет своей целью ставит и развитие детской памяти, наблюдательности и кругозора.
Воспитатель перед началом игры организует сбор детей, после чего переходит к объяснению правил. Далее следует сама игра и подведение итогов.
Малая степень подвижности позволяет переключить внимание детей, успокоить их и настроить на дальнейшее проведение занятий. В этом ключе допустимо использование игр в качестве физкультурных минуток при проведений занятий.
Перед началом следования указаниям ведущего мальчики и девочки находятся в одном из положений:
- стоя;
- сидя на стуле;
- ходят в медленном темпе, обычно по кругу.
Все движения игры просты и соответствуют возрасту воспитанника. За один раз проводится 2-3 игры, каждая из которых продолжается 1-2 минуты. Суммарное время проведения игрового занятия составляет около 5 минут. Эффективность повышается, если движения совершаются под музыку, при этом для действия не требуется много пространства.
Дошкольникам в возрасте 3-4 года требуется участие ведущего-воспитателя, который будет координировать их действия. В старшей группе взрослый уже может принимать роль наблюдателя, в то время как дети играют самостоятельно.
Примеры игр малой подвижности для детей в возрасте 3-4 года
Картотека с целями малоподвижных игр для детей 3-4 лет в детском саду включает следующие игры:
«Солнце, дождик, ветер»
Группа детей становится в круг, ведущий располагается в центре. Когда воспитатель говорит: «Солнце!» — дети идут на носочках, вытягивая руки вверх. По команде: «Дождик» — останавливают движение, прячась в «домике» из сложенных над головой рук. Когда слышат: «Ветер!» — медленно идут по кругу.
«Летает – не летает»
Дошкольники становятся в круг, лицом к ведущему, стоящему в центре. Когда воспитатель называет существительное, относящееся к полетам, дети разводят руки в сторону, имитируя крылья. Если названный ведущим объект не летает, группа садится на корточки. Например, ворона, лебедь, самолет, ракета — летают, а дом, светофор, яблоко, мышь — не летают.
«Ручки-ножки»
Дети хаотично расставлены по залу, ведущий медленно читает стихотворение и показывает движения для повторения.
Все захлопали в ладоши,
Дружнее, веселее! (дети громко хлопают);
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее! (топают ногами);
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише! (бьют ладонями по коленкам);
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше! (тянутся и поднимают руки);
Завертелись наши ручки (поворачивают кисти рук вправо-влево);
Снова опустились.
Покружились, покружились,
И остановились (опускают руки).
«Жили-были зайчики»
Расположение детей и воспитателя аналогично предыдущей игре.
Какие игры рекомендуют педагоги для детей 3-4 года
В данном случае речь не идет о специальных развивающих играх. Малышам надо время от времени просто играть. Это не только развлечение, это их основной вид деятельности, который обычно соответствует определенному возрасту. Именно в процессе такой деятельности и происходит познание окружающего мира, обучение простейшим навыкам, формирование личностных качеств, получение знаний, а главное опыта.
Ребёнок познает полноту мира через игру: в самом юном возрасте это практически единственный доступный ему способ развития. Вместо того чтобы раздражаться по этому поводу, взрослым, напротив, следует брать на вооружение этот простой, но действенный метод воспитания, чтобы развитие ребёнка шло легко, естественно и без стрессов.
К примеру, маленький мальчик испытывает страх перед темнотой, и это мешает ему по вечерам нормально засыпать. Можно, конечно, его убеждать, регулярно проверять, нет ли страшных монстров под кроватью и в шкафу, сердиться, раздражаться, но это далеко не всегда приводит к желаемому результату. И вот тогда на помощь может прийти обучающая игра.
Как правило, у детей хорошо развито воображение. Именно поэтому они видят в темных углах спальни монстров и чудовищ. Так используйте это для преодоления детского страха. Пусть кроватка вашего мальчика станет ночным походным лагерем с уютной палаткой из одеяла и подушек. А ночной светильник возле кровати — это специально зажженный факел или костер, который отпугивает всех страшных животных, спрятавшихся в ночном лесу.
Пусть это продлиться несколько дней или даже недель, но в итоге игровой метод даст возможность ребёнку самостоятельно взять под контроль свои собственные страхи. Преимущества игры заключаются в том, что дети проживают через нее окружающую реальность и в результате меняют ее (или, по крайней мере, меняют свое отношение к ней). В процессе игры ребёнок устанавливает свои правила, действует по ним, а следовательно, рано или поздно приходит к выводу, что может при необходимости влиять на окружающий мир.