Заметки о первых днях в детском саду: как помочь ребенку приспособиться к новой среде

Заметки о первых днях в детском саду: как помочь ребенку приспособиться к новой среде

  • Адаптация в детском саду. Консультации
  • Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Консультации для родителей
  • Младшая группа
  • Темочки

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает тяжелая адаптация , когда ребенок начинает длительно и тяжело болеть, снижается аппетит, ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, во время бодрствования подавлен, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым штанишкам, постоянно прижимающий к себе свою любимую домашнюю игрушку, равнодушный к воспитателям и сверстникам или , наоборот, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки,агрессивный – таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации . Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев, при этом темпы его развития замедляются по всем направлениям.

Как помочь ребенку адаптироваться к младшей группе ?

Прежде всего, нужно хорошо осознать необходимость совместной работы воспитателей и родителей . И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в сад. Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателями семьи ребенка , знакомство с ним в привычных для него условиях, налаживание контактов с родителями. Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в детском саду . Если по какой-то причине посещение семьи затруднено, можно организовать встречу с ребенком на территории детского учреждения . Мама может в течение нескольких недель приводить ребенка на детскую площадку в то время , когда на ней играют дети, познакомить его с воспитателем , помочь ему организовать совместную игру. Такое посещение должно быть достаточно регулярным, но не длительным. Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз придти в детский сад , предупредить возникновение страха перед посторонними людьми и обстановкой.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Как ты себя чувствовал, когда впервые пришел в детский сад

Ответ: Я был очень взволнован и одновременно напуган, когда впервые пришел в детский сад. Я знал, что это будет новый опыт для меня, и я был рад встретить новых друзей и участвовать в новых играх и занятиях. Но я также был немного тревожен, потому что я не знал, что ожидать, и я боялся, что мне будет не по душе.

Вопрос 2: Как ты общался с другими детьми в детском саду

Ответ: Я был немного застенчивым и не знал, как начать разговор с другими детьми в детском саду. Но я старался быть дружелюбным и улыбаться им, когда они говорили со мной. Я также пытался присоединиться к их играм и занятиям, чтобы узнать их лучше.

Вопрос 3: Какие игры и занятия ты любил в детском саду

Ответ: Я очень любил играть в игры, которые включали движение, такие как бег и прыжки. Я также любил рисовать и делать различные художественные проекты. Я был очень заинтересован в природе, поэтому я любил делать эксперименты и наблюдать за растениями и животными.

Вопрос 4: Как ты чувствовал себя, когда твой родитель оставлял тебя в детском саду

Ответ: Я был немного грустным, когда мой родитель оставлял меня в детском саду, но я быстро находил друзей и занятия, которые помогали мне забыть о своем горе. Я знал, что мой родитель вернется за мной, и я был рад узнать о том, что он делал, когда я был в детском саду.

Вопрос 5: Как ты адаптировался к новой среде детского сада

Ответ: Я быстро адаптировался к новой среде детского сада, потому что я был очень любопытным и готовым к новым опытам. Я пытался присоединиться к играм и занятиям, которые устраивали других детей, и я старался быть дружелюбным и открытым для новых друзей.

Вопрос 6: Как ты общался с воспитателями в детском саду

Ответ: Я был очень уважительным и внимательным, когда общался с воспитателями в детском саду. Я знал, что они заботятся о нас и хотят, чтобы мы были счастливы и безопасны. Я всегда старался прислушаться к их советам и рекомендациям, и я был рад, что они были готовы помочь мне, когда мне нужно было.

Вопрос 7: Как ты проводил время, когда тебя не было в детском саду

Ответ: Когда я не был в детском саду, я любил проводить время с семьей и друзьями. Я любил играть в игры, рисовать, читать книги и смотреть телевизор. Я также любил гулять и наблюдать за природой, когда мой родитель брал меня на прогулки.

Вопрос 8: Как ты думаешь, что детский сад повлиял на тебя в будущем

Ответ: Я думаю, что детский сад очень сильно повлиял на меня в будущем. Он научил меня быть дружелюбным и общительным, и он помог мне развить мои социальные и коммуникативные навыки. Он также помог мне развить мое воображение и творческие способности, и он научил меня ценить природу и окружающую среду. Я думаю, что мои первые дни в детском саду были очень важны для моего развития и становления.

Как вы подготовили ребенка к первым дням в детском саду

Фотки выкладывать не буду. просто немного расспрошу вас и расскажу как у нас!

Были мы там сегодня час с родителями! Соня вела себя как я и думала, выбрала пару детишек, которые адекватно себя вели и пыталась общаться с ними. К остальным с опаской пока.. так как не понимает почему все такие резкие и крикливые. Группа была на ушах.. а детей и половины то не было…)))

В группе 26 человек будет! на 2 воспитателя. няни нет.. так как ушла по возрасту на пенсию и решили без нее пока.

- Сколько у вас в группе человек? и сколько воспитателей?

    Помещения небольшие. игрушек много, воспитатели мне понравились.. но есть нюансы:

- У ваших детей в саду горшки или унитазы детские??

 У нас на столько народу 2 унитаза и 2 писсуара . Разве это гигиенично? мы пошли в туалет.. а там стульчак мокрый.. как быть?? как она там будет ходить без меня? или это норма приучения детей к большому туалету?

- Как проверить чем будут кормить детей помимо обещаний и слов заведующей? Хочу видеть лично хоть разок))

- Подготовили ли у вас в саду площадки для детских прогулок?

 У нас там разруха.. бурьян растет.. кругом камни,гравий.. весь инвентарь с облезлой краской, того и гляди занозы будут… Родители поохали и решили что скоро деньги с нас на ремонт попросят этого добра всего.. .

А как вообще детям в таком гулять? Почему не подготовили ничего? Это трындец.. сад то с виду приличный такой! А площадка на вид такая будто дети на ней годами не гуляли..

Сразу скажу у меня оценка не с подвохом, я знаю что такое гос.садик и я знаю что даже гос.садики бывают разные!

Какие были ваши первые впечатления от детского сада

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Как вы помогали ребенку адаптироваться к новой среде

Задалась таким вопросом… Дочке 3,8 в сад отдавать пока не хочу, ходим 6 дней в неделю на развивалки, занимаемся дома. Естественно постоянно сталкиваемся с недоумением почему ребенок не в саду и далее по списку "социализация-адаптация-необходимо-отболеть". И как окончательная точка всегда звучит, что мол вот Оле-Васе очень нравится в саду и он/она даже в выходные постоянно спрашивает когда мы пойдем в сад , а вечером не хочет идти домой. Вот как раз последний пункт у меня вызывает удивление. Точнее вызывает удивление то умиление с которым об этом рассказывают родители. Мне кажется это повод родителей насторожиться, если у ребенка настолько подменены ценности , что даже два дня в неделю , которые он может провести рядом с самыми близкими , с мамой и папой /братьями/сестрами ребенку становятся в тягость ? И почему тогда то , что так умиляет и культивируется в детском возрасте потом вызывает такое раздражение в подростковом, когда подростку скучно в семье, когда он целыми днями рвется в компанию друзей ? Восторженным мамам /бабушкам этот вопрос задать не решаюсь, но вот для себя совершенно не хочу что бы мои дети , увидев меня после 10 часов разлуки кривили личико и просили прийти попозже или в выходные дни не могли дождаться понедельника…. Я отнюдь не считаю, что садик это абсолютное зло и общение со сверстниками конечно необходимо , но мне кажется, что в норме для ребенка, семья все таки должна превалировать над коллективом, а авторитет мамы над авторитетом воспитательницы.

Что вам нравилось в детском саду

Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению .

Консультация для родителей

Адаптация (от лат. аdaptayio) – приспособление . В широком смысле – это процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования.

Публикация «Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению» размещена в разделах

  • Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
  • Темочки

Адаптация к детскому саду – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день и не неделя требуется малышу, чтобы освоиться в детском саду по-настоящему. Организм ребёнка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций . Если был недельный или двухнедельный перерыв по болезни или по другим обстоятельствам (уехали в отпуск, новогодние каникулы, то некоторое время малыш будет опять привыкать к садику, адаптироваться , как бы заново. Период адаптации можно условно разделить на три этапа:

• 1-ый этап – острый или дезадаптация

В этот период имеются разногласия между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды. Имеются изменения в деятельности нервной системы. Может быть также нарушение сна, аппетита, потеря в весе, отрицательные эмоции в контакте с окружающими;

• 2-ой этап – подострый период или собственно адаптация

В этот период ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей нормы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит несинхронно. Сначала нормализуется аппетит. Но продолжительны ещё нарушения сна и эмоциональные состояния, медленнее развивается игра и речевая активность;

• 3-ий этап – компенсация к адаптированным условиям

В этот период нормализуются все регистрируемые показатели.

Характер и особенности протекания данных этапов позволило классифицировать адаптацию по степени тяжести :

• Лёгкая адаптация – 30 дней ;

• Средняя адаптация – 40 дней ;

• Тяжёлая адаптация – 2-6 месяцев .

Как же понять, что у ребенка идет процесс адаптации к детскому саду , что ребенок начинает к нему привыкать?Это можно заметить по следующим изменениям:

• Сначала ребенок не ел в саду вообще ничего, а теперь немного ест за завтраком сидя со всеми ребятами вместе, и за обедом ест немного (например, хлеб и бульон от супа) . Через пару недель начал есть больше (например, второе блюдо) .

• Сначала тяжело оставался на тихий час, ворочался и плакал, грустил о маме безутешно, не спал. Теперь воспитателю достаточно сказать ему пару слов о том, что мама непременно придет, когда он поспит, и малыш успокаивается, засыпает или хотя бы спокойно лежит, не плачет.

• Сначала плакал при расставании с мамой сильно, долго, воспитателям трудно было его отвлечь , успокоить. А теперь расстраивается тоже, но быстро успокаивается в группе.

• Сначала ни с кем из детей не общался , грустил сам по себе, потом начал играть один, и через некоторое время стали появляться короткие игры, общение с другими детьми. Это самые распространенные варианты изменений в поведении при привыкании к детскому саду.

Окончанием периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает,что:

• восстанавливается аппетит;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые

игрушки;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка)

двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• ребенок всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе;

• нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него

появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию , зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение . Итак, что же важно для ребёнка в этот период.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный,сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Какие трудности вы столкнулись в первые дни в детском саду

Мальчик 8 ми лет постоянно плачет при входе в новую среду. Ранее, было трудно в детском саду- со слезами шел в группу, не мог пере ступить порог - цеплялся за меня ( я - бабушка ). Сейчас в школе тоже плачет: кто- то по смеялся над ним, кто-то обозвал или ударил. В бассейн не хочет идти, потому что там " новый тренер". Повели в танцевальный клуб - а преподаватель сказал ( без улыбки, строго) " Ты неправильно ноги поставил" - все, сразу заплакал. А вообще, очень умный мальчик, прекрасно собирает роботы и машины из " лего". Как справиться с этим "". Буду признательна Вам очень.

Галина, здравствуйте!

У тех реакций, которые вы описали, может быть много разных причин. И для того, чтобы понять, что стоит за проблемами именно вашего внука, важно провести полноценную диагностику. Причем не только самого, но и семейных отношений.

Как минимум очевидно несколько вещей: ваш внук не уверен в себе и испытывает повышеннуюперед незнакомыми. А оба эти параметра формируются прежде всего в контексте детско-родительских отношений. Важно разобраться не только в том, какие переживания превалируют у вашего внука, но и в том, как реагируете вы и его родители на его неудачи. Потому что родительские реакции либо усугубляют негативныеребенка, либо, наоборот, помогают ему справиться с ними и почувствовать уверенность в себе. И если ваш внук так давно страдает от такой сильной неуверенности, можно сделать вывод, что ваши реакции ему не помогают.

Я рекомендую, поэтому, обратиться на очный прием и провести полноценную диагностику ситуации. Понять, что творится в душе у вашего внука, а главное, как вы и его родители можете помочь ему стать более уверенным и смелым.

Как вы справились с разлукой с ребенком

Большинство родителей считает, что подготовить ребенка к школе необходимо. Но мало кто задумывается о том, что готовность к детскому саду не менее важна. На мой взгляд, ошибочно мнение, что решить многие проблемы, связанные с поведением и общением ребенка со сверстниками, можно, отведя малыша в детский сад. Это мнение сродни утверждению: "бросьте на глубину не умеющего плавать - научится". На самом деле, может, и выплывет, но воспоминания о пережитом кошмаре останутся с ним на всю жизнь.

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.  В последние годы получило распространение странное для меня мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет - якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Ну, что здесь сказать: как правило, ясельные дети - это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.  Поэтому сразу хочу отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее.

Как ваш ребенок реагировал на новую среду

Сегодня первый раз пришли мы в садик!

Вере 2,7. С общением есть небольшие трудности чаще с агрессивными детьми, не любит посторонних взрослых. К детям тянется, про садик говорили, ходили на экскурсию. Шла утром нормально. В раздевалке мальчик очень сильно плакал, от мамы отрывали его.

Моя забеспокоилась сразу, просилась домой. Переоделась, я сказала ей, что пойду куплю булочку в магазине и сразу приду за ней. Отдала воспитательнице в руки и ушла. Слышала, что плачет сильно. Ушла, через 15 минут подошла окнам, прислушалась- тихо. Со спокойной душой пошла домой. Через 2 часа пришла забирать, слышу в группе тихо, все играют.

Выходит воспитательница и говорит: "Она у Вас что припадочная? Сильно плакала, до истерики, упала на пол билась головой, разбила себе губу, мы испугались думали припадок После всего этого она уснула прямо на полу посреди группы. От завтрака отказалась, не позволила нянечке даже кровь с лица вытереть.

Оба воспитателя в нашей группе пожилые женщины за 60. По отзывам мамочек обе хорошие. Одна построже, другая добрая. Детки называют их баба. Группа сборная от 1,5 до 3 х лет.

Сейчас прибывают в некотором шоке, не знаю как вести себя дальше! Представьте картину: Оставила ребенка, через 2 часа прихожу, она спит на полу, лицо и майка в крови, всхлипывает , лицо опухшее, волосы растрепаные.

Мне бы конечно очень хотелось чтобы Вера ходила в садик, хотя это не необходимость для нашей семьи. Бабушка может сидеть.

Я конечно месяц повожу, посмотрю, но если не будет улучшений, может нам на год отложить сад? Конечно возможны проблемы с местом потом, но здоровье ребенка важнее.

Очень прошу совета!!!! Я так переживаю!!!!!!

Р.S. Дорогие девочки, пишу продолжение нашей истории. Подозреваю, что многие не поддержат мое решение. Но сделав перерыв, я решила попробовать еще раз. Чтобы понять обстоятельства так сложились или ребенок не готов пока. Был другой воспитатель, с которой я поговорила на тему нашего происшествия, и сказала звонить сразу если более 15 минут не успокоится ребенок. К слову сказать в последствии тот воспитатель извинялась передо мной. Сказала, что у большинства мам позиция такая, что я вам привела, а остальное ваши проблемы. Я объяснила что я не их их числа и привела ребенка для ее пользы, а не для издевательств. Короче говоря, ходим мы теперь в сад). Сама идет в группу, машет мне в окошко, не без с лез конечно, но слезы грустные не истерика. Воспитатели говорят, почти сразу успокаивается, играет с детьми, правда пока плохо кушает. Ходим до сна пока. Воспитатели со мной общаются очень мягко. И с детьми я понаблюдала, отношение хорошее, атмосфера домашняя. Посмотрим как дальше.