Как не надо учить с ребенком стихи наизусть. Зачем вообще учить стихи наизусть?

Как не надо учить с ребенком стихи наизусть. Зачем вообще учить стихи наизусть?

1) Не только дети, но и многие родители этого не понимают. Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания, — это « тренировка памяти». Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно. А зачем еще? Поскольку этот вопрос мне задавали и мои дети, и мои ученики, у меня есть примерно 15 вариантов ответ на него. Тренировка памяти – первый.

2) встроенный эстетический стандарт . Когда ты учишь наизусть хорошие стихи – а в школе обычно (если это не стихи на утренники и официальные мероприятия) – дают для заучивания хорошие стихи – это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи – как привыкаешь мерить пространство шагами, как можешь отмерить один метр руками… Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе, а это –

3) расширение твоих границ понимания мира. В них добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его. Ты выходишь на море купаться – и радуешься морю,солнцу, теплым волнам, синеве; этому ничуть не мешает «зыбь ты великая, зыбь ты морская» — это только добавляет новое измерение, в котором вы с морем существуете. И потом, уезжая от моря, ты уносишь с собой и море, и стихи, и их качающий ритм, и парус одинокий, и – прощай, свободная стихия… Ты учишься новым чувствам, привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей – и сам становишься умнее и талантливее.

4) апдейт и апгрейд мозга. Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего – и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься. Особенно важно это тогда, когда вдруг отключаются все внешние источники информации. Так бывает, например, когда болеешь и не можешь читать, сидеть за компьютером или смотреть телевизор. Бывают и более тяжелые варианты (тут я иногда рассказываю ученикам историю о том, как Татьяна Гнедич переводила байроновского «Дон Жуана» ).

5) жизнь в шкуре автора. Что запомнил – то твое, никому не отнять. Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, разговаривать с ними, понимать их. Ты пропускаешь через себя стихи – и делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства. В классе становится понятно: есть стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко. Хочешь научиться легко говорить с аудиторией – выучи Маяковского, выйди, говори с ней во весь голос, громко и свободно. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха; научись восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе. Выучи Цветаеву – научись сложно интонировать; научись рассказывать о своей боли без воплей. Выучи Ахматову – научись читать стихи звучно, царственно, — так, чтобы на последнем ряду тебя слышали, хотя ты не напрягаешь голосовых связок. Выучи Блока – пусть на тебя все смотрят зачарованно, как кролики на удава, ты услышишь сам эту мертвую тишину, которая бывает, когда хорошо читают Блока.

Как учить стихи с ребенком 4 года. Консультация для родителей "Как учить стихи с ребенком 3-4лет"

Как же приятно, когда ваш ребенок с радостью учит стишки, а потом демонстрирует стихи перед своей семьей. Но, к сожалению, такое не всегда бывает, и не все дети охотно учат детские стишки. Так что же делать в случае, если, к примеру, в садике было задано выучить стихотворение обязательно, а ребенок ни за что не соглашается на изучение стишков? Чтобы не выучивать стишки, ребенок может отказываться под всевозможными предлогами: «Я не хочу», «Я не смогу», или попросту без пояснений уйти заниматься своими личными делишками. При этом причина нежелания обычно одна: чересчур большущий объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг ребенка просто-напросто пытается защититься от такой информационной перегрузки. Маленькие уловки на выучивание стишков В случае, если ребенок не желает учить стишки, помогают несколько маленьких уловок. Во-первых, если ваш ребенок сопротивляется, надо успокоить ребенка: «Хорошо, учить стихотворение мы не будем. Давай лучше я буду рассказывать, а ты повторяй за мной». Тут есть одна очень важная рекомендация. Не следует учить с ребенком больше двух строчек в один день. В этом случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса. Позже выяснить, есть ли в стишках фразы или слова, которые неясны ребенку. Выяснять это можете просто: при повторении ребенок будет или путать неясное слово, или вовсе откажется повторять строчку, где имеется малопонятная для него фраза. Таким образом, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести чуть больше примеров, где и как еще можно использовать это слово (фразу). Когда все малопонятные слова пояснены, начинается сам процесс заучивания стишков. Вначале повторяется первая строчка стихотворения. И до того, пока малыш не начнет рассказывать эту строчку без запинки, не стоит приступать ко второй. Когда одна строчка стишка запомнилась, можно начинать учить вторую строчку. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем незамедлительно две строчки, опять же до того, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Далее можно приступать к третьей и так далее. Таким способов, малозаметно для себя, ребенок сможет выучить весь стишок. В случае, если и вышеперечисленный способ не помогает ребенку выучивать стишки, то придется воспользоваться другим путем: надо взять младенцев так же, как и нас берет реклама — бесконечным повторением. Начинайте читать стишки в присутствии ребенка сами для себя. Для начала повторите его полностью три раза, а после этого начинайте безгранично бубнить по одной-две строчки. Что самое важное, чтобы вам самим нравилось читать стишки. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стишка. Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, так как каждая строчка скрепляется с предыдущей, и последующей, а все вместе кажется выученным сразу. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка,ионсможетзапоминатьсразунесколькострочек. Несколько советов Чтобы ребенку учить стихи было без затруднений и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут стишки, загадки, потешки, скороговорки. Если с рождения мать младенца периодически рассказывает всяческие стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку все время читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка ни в коем случае не надо, он сам с удовольствием будет их повторять. Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик крохе. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда малыш познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть какая-либо картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку. Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, к примеру: «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», «Антошка-Антошка, пойдем копать картошку», и т. д. Такие рифмы придумываются без труда, и взрослые могут все время их использовать в общении с ребенком.

Как научить ребенка 8 лет учить стихи. Как учить стихи наизусть: методика запоминания в 5 шагов

Шаг1. Взрослый читает ребенку стих: медленно и с выражением. После обсуждает с ребенком, как он понял стихотворение, о чем оно, если что-то не понятно — объясняет.

Шаг2. Проговорите и объясните все слова, которые непонятны или вызывают затруднения. В стихотворениях часто встречаются устаревшие слова и афоризмы. Современные городские дети в повседневной жизни не сталкиваются со словами “сени”, “чарка” и пр. Понадобится пояснение, ведь из-за одного непонятного слова ребенок может потерять смысл всего произведения.

Шаг3. Визуализируем стихотворение. Для этого разбиваем произведение на блоки и к каждому блоку предлагаем ребенку нарисовать картинку. А затем ребенок рассказывает стихотворение с опорой на эти картинки. Есть и другой путь: ребенок закрывает глаза и представляет, о чем идет речь в стихотворении, а затем пересказывает его своими словами.

Шаг 4. Учите стихотворение кусочками, блоками, четверостишиями. Переходите от одного к другому и соединяйте воедино. Среднестатистический школьник легко запоминает 2 строки, поэтому делите стих по строкам: учите 1 и 2, потом 3-4, соединяйте их воедино и приступайте к следующим.

Шаг 5. Повторение. Любой выученный материал, в том числе и стих, нужно повторить несколько раз:
• первый раз через 20 минут после заучивания,
• потом примерно через 6 часов (если учили днем, то повторить нужно перед сном),
• третье повторение обязательно через 12-24 часа, т.е. утром или днем на следующий день,
• запомнить надолго помогает повторение материала через 7-10 дней после начала изучения.

Как научить ребенка учить стихи в школе. Аргументы о вредности заучивания произведений

Ради справедливости приведем самые часто встречающиеся аргументы не в пользу заучивания:

    Бестолковое зазубривание не развивает ребенка, а превращает его в робота, который механически запомнил стихотворение, пересказал его и тут же благополучно забыл.

Некоторые педагоги всерьез полагают, что ребенок должен учить только то, что может понять и то, что ему нравится. Но о каком развитии речи тогда можно говорить? Ведь развитие и идет как раз через преодоление трудностей и усвоение нового. Запоминание самых простых стихов и прозаических произведений оттачивает речь, развивает языковое чутье и формирует внутреннюю грамотность. Ребенок, заучивая сложные стихи, учится без ошибок писать, запоминает знаки препинания и орфограммы в сложных речевых оборотах.

Поэтому совершенно необходимо пусть даже и механически зубрить сложные произведения, которые кажутся сейчас столь ненужными. При запоминании все равно какая-то часть правильного произношения и литературной красивой речи осядет, застрянет, запишется на подкорку - и во взрослой жизни при соответствующей ситуации себя проявит.

    Многие дети и родители обижаются, что учитель литературы снижает общую оценку ребенку за несколько невыученных им стихотворений, хотя сочинения и прочие задания выполнены на отлично.

Родители говорят — почему ему снизили оценку - подумаешь, не выучил какое-то никому не нужное стихотворение. Но если выучить это стихотворение было обозначено в программе как обязательное требование к учащемуся, то преподаватель имеет право снизить общую оценку за успеваемость, если ребенок задание не выполнил.

Вот, пожалуй, и все. Это два основных аргумента, которым недовольные дети и их родители объясняют свое нежелание учить стихи в школе. Аргументы, признаться, не самые сильные. Доводов «За» гораздо больше, и они несравнимо более впечатляющи.

Как учить стихи с ребенком 5 лет. Как учить стихи с ребенком

Как не надо учить с ребенком стихи наизусть. Зачем вообще учить стихи наизусть?

КАК УЧИТЬ СТИХИ С РЕБЕНКОМ
(Дошкольный и младший школьный возраст)
1. Если есть возможность подбирать стихотворение, подбирайте стихотворение с простыми и понятными словами, желательно актуальное для ребенка (например с юмором или о том что ему важно, интересно);
2. Для начала нужно прочитать стихотворение самому, подумать, на что стоит опираться, когда будет заучивать ребенок, что будет сложно для вашего ребенка, что стоит ему объяснить;
3. Заранее ребенка предупредить (минимум за час), что скоро он будет учить стихотворение (неожиданность вызывает тревогу, напряжение);
4. Создать спокойную атмосферу (без насмешек, без давления): «Давай почитаем стихотворение. Оно интересное. Мне понравилось» или «Хочешь я прочту стихотворение. Тебе его надо выучить. Оно сложновато немного. Но ты справишься точно».
5. Читаете ребенку вслух, останавливаясь на сложных словах, объясняете их смысл (иногда вам может показаться, что слова не сложные, однако ребенок может их не понимать, уточните у него все ли он понял);
6. После прочтения стихотворения, спросите, о чем оно. Помогите ребенку понять смысл стихотворения – это очень важно. Бездумное зазубривание приносит мало пользы.
7. Далее можно начинать учить. Читаете по пару строчек. Ребенок повторяет. Все стихотворение ребенок должен повторить с вами несколько раз. Потом делаете перерыв (1-2 часа)
8. Читаете вновь по пару строчек, а ребенок повторяет. Чтение можно сопровождать разъяснениями, шутками, песнями, танцами, движениями))) И вообще на каждое слово можно придумать рисунок и по рисункам повторять стихотворение.
9. Конечно, полезно учить не за один вечер, а хотя бы дня 3.
10. Главное без насилия, давления. Больше хвалить типа: «Ты справляешься все лучше и лучше».

Как учить стихи с ребенком 3 года. 3года - не знает стихов, цвета путает, учить ничего не хочет...

Дочке 3,2года.
Стишки знает коротенькие, Барто - "Наша Таня…", "Идет бычок качается…" и пр., около десятка, но сама рассказать не может, только подставить слово - ну знаете как, Наша Таня громко… плачет. Так же знает и подставляет слова в 2-3 сказках (колобок, репка). Но чтоб сама рассказала - ни в какую. Ни хачу! Неть! Не буду! и уходит. Как подступиться - загадка. А как учить? я не знаю уже…
Рисовать тоже не умеет, требует чтоб я рисовала, а сама нарисует закорючку и говорит что это зайчик/собачка/киска и т.д. Не старается.
Цифры до 12 знает, но путается. Считает "один, два, один, два, один…" по кругу, если не подсказывать.
Цвета путает все напрочь.
Читать не любит.
Что любит - лепить, играть в куклы, в доктора, конструктор, мозайка. Пазлы не собирает! не получается - сразу бросает и теряет интерес. Мультики, конечно, обожает - я ограничиваю, отслеживаю просмотры само собой.
С речью вроде вверх пошло, до 3 лет тоже мало говорила, сейчас говорит много, слова новые запоминает, названия, но слова каверкает, не старается произносить. Магазин - какадин. Самокат - какакат. Машина - матина.

Беспокоить меня это начало не так давно. Во-первых, спасибо бабушкам, которые страшно озабочены тем что не рассказывает стишки сама, вот-де вы у нас уже поэмы наизусть знали к 3годам… Да и заметила, что у знакомых дикламируют стихи дети по поводу и без. Потешки, стихи, песенки поют. А моя поет "ля-ля-ля". В сад пойдем осенью. Сейчас вот начнутся комиссии - боюсь, припишут отставание в развитии еще…

Так в саду так стишок вдолбят, что захочешь - не забудешь, а дома, ну прочитаем мы пару раз в день одно и тоже, а на следующий день уже другая книжка в фаворе……так, что…….сад Вам в помощь в этом вопросе!

Это они могут отставание прилепить. Мы с дочкой ходили на комиссию в 4,2. Там спросили репку пересказать, и спросили сколько будет если всего 6 человек и 2 ушли. Ну еще несколько дебильных вопросов про детенышей овец и коров. Моя все назвала, благо мы считать рано научили, да и занимаемся очень много. И нам вердикт вынесли, "Ну что же, очень даже неплохо для ее возраста". Я в была в шоке, неплохо, блин, я думала она гений почти). Мы же не в школу устраиваемся, а в средней группе ДС.

Нет мы переходили из простой в логопедическую группу, там комиссия такая строгая) А я впечатлилась на открытом уроке еще в старшей группе, что звук Л их учат, что он сонорный! И это 5,5-6 леток. Наверно в подготовительной скажут что он смычно-проходной, переднеязычный. Короче, загружают я считаю, не по возрасту.

Как учить стихи с ребенком 7 лет. Как с ребёнком учить стихи: простые методики

Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.

Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.

Основные правила

  • Учите стихи небольшими порциями.
  • Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
  • Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.

Методы

Увеличивать объём постепенно

Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.

Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.

Визуализация

Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.

Театр

Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.

Пересказ

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Полезные советы

  • Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
  • Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
  • Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
  • Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Другие способы

Способ №1.
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4–5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2.
Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3.
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.