Прогнозы и ожидания: День учителя в 2025 году

Прогнозы и ожидания: День учителя в 2025 году

Дата: 5 октября

воскресенье

В осенний день, когда еще несмело подкрадываются первые морозцы, школа отмечает День учителя. Учитель – дорогое слово для каждого из нас, в его звуки вмещается наше детство и юность, первые шаги к знаниям, первое прочитанное слово, радость первых побед. День Учителя – самый светлый и замечательный праздник, потому что для каждого из нас учитель, как путеводная звезда, ведет нас с первых школьных дней по сложной, но интересной стране знаний. Любое в мире открытие начинается с учителя, трудно представить, что бы было на земле, если бы не было такой специальности как учитель.

В каком месяце день учителя в России

Согласно указу Президента РФ от 03.10.1994 N 1961 «О праздновании дня учителя», в России День учителя отмечается 5 октября. Хотя еще совсем недавно этот день праздновали в первое воскресенье этого месяца. Теперь же по решению ЮНЕСКО праздник День учителя стал Международным. В этот день ученики школ всей страны преподносят своим педагогам цветы и поздравления с Днем учителя, устраивают торжественные вечера и концерты художественной самодеятельности. В этот праздничный день за высокие заслуги педагоги получают правительственные награды.

Кто празднует

Эта дата отмечается не только учителями школ, преподавателями училищ, техникумов, но и профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений. День преподавателя – это праздник всех педагогов, которые вкладывают свой труд в развитие каждого молодого человека, в подготовку его к самостоятельной жизни и в выбор своей жизненной дороги. У каждого из нас была своя первая учительница, которая в каждого из нас вложила частичку своего тепла души и сердца. Она научила читать и писать, размышлять и созидать, радоваться каждому нашему успеху и победам. Она, как мать, учила нас любить труд, понимать красоту природы, не быть равнодушным к чужому несчастью, ценить настоящую дружбу и любить.

Немного о профессии

Всегда профессия учителя считалась самой важной и уважаемой. Именно учитель является кузнецом человеческих душ, помогает творческому развитию ребенка, способствует выявить те задатки, которые в будущем могут перерасти в одаренность, а впоследствии вылиться в талантливую личность, которая так необходима современному обществу. Учительство – это талант, особый труд, которому свойственна огромная любовь к детям, учителя обучают и воспитывают молодых людей – будущее нашей страны.

История праздника

Изначально в нашей стране этот праздник был учрежден в 1965 году Указом Президиума Верховного Совета. 5 октября 1966 года в Париже состоялась специальная конференция, которая приняла указ о статусе учителей, в результате чего участниками ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». После этого праздник стали отмечать в первое октябрьское воскресенье. А с 1994 года празднование перенесли на 5 октября, хотя во многих странах (бывших союзных республиках) так и отмечают, как и раньше.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие изменения произойдут в образовательной системе к 2025 году

К 2025 году в образовательной системе можно ожидать значительные изменения, такие как распространение онлайн-обучения, использование искусственного интеллекта и виртуальной реальности в образовательных целях, а также увеличение внимания к индивидуальным потребностям учеников.

2. Как изменится роль учителя к 2025 году

Роль учителя к 2025 году может измениться в сторону большей адаптации к индивидуальным потребностям учеников, использования технологий для повышения эффективности обучения и создания более интерактивного и интересного образовательного процесса.

3. Как изменится взаимодействие учителя с учениками к 2025 году

Взаимодействие учителя с учениками к 2025 году может стать более индивидуальным и ориентированным на потребности каждого ученика, а также использованием технологий для создания более интерактивного и интересного образовательного процесса.

4. Как изменится методы обучения к 2025 году

Методы обучения к 2025 году могут стать более индивидуальными и ориентированными на потребности каждого ученика, использованием технологий для создания более интерактивного и интересного образовательного процесса, а также акцентом на практических навыках и прикладных знаниях.

5. Как изменится оценка знаний учеников к 2025 году

Оценка знаний учеников к 2025 году может стать более индивидуальной и ориентированной на конкретные навыки и знания, а также использованием технологий для более точного и объективного измерения успехов учеников.

6. Как изменится материально-техническое обеспечение школ к 2025 году

Материально-техническое обеспечение школ к 2025 году может стать более современным и технологичным, с использованием новых образовательных технологий, таких как виртуальная реальность, искусственный интеллект и многое другое.

7. Как изменится профессиональное развитие учителей к 2025 году

Профессиональное развитие учителей к 2025 году может стать более ориентированным на использование новых образовательных технологий и методов обучения, а также акцентом на практических навыках и прикладных знаниях.

8. Как изменится отношение общества к учителю к 2025 году

Отношение общества к учителю к 2025 году может стать более уважительным и признательным, учитывая важность и значимость роли учителя в развитии личности и образовании будущих поколений.

Какие изменения можно ожидать в образовании к 2025 году

Ещё одним негативным трендом уходящего года стала тотальная цифровизация и курс на изгнание из школы девятиклассников .

Все события, которые мы наблюдали в системе школьного образования в 2024 году, явно свидетельствуют о том, что в наступившем нас ждут дальнейшие разрушительные реформы, направленные на окончательное упразднение учителя, замену его цифровыми помощниками и различными электронными платформами, говорит председатель общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова .

– Главным итогом года можно считать фактическую ликвидацию системы школьного образования. Учебные заведения больше не могут нормально учить, налаживать дисциплину, превращаясь постепенно в электронные школы, – описывает ситуацию собеседница «Октагона». – Детей заваливают двойками, обвиняют в безделье и неспособности учиться. На самом деле их просто нормально не учат, перекладывая ответственность на родителей и репетиторов. Традиционная школа уничтожается как руками чиновников от образования, так и самими учителями, которые слепо исполняют все эти вредящие указания сверху, в том числе и неформальные. А хорошие педагоги, наблюдая всё это, просто уходят из школ. Нехватка кадров достигла критического масштаба и будет только расти.

Какие изменения можно ожидать в образовании к 2025 году. Ликвидация традиционной школы Система школьного образования в России находится в кризисном состоянии. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Происходящее в школах полностью соответствует плану, заявленному в форсайте «Образование-2030»: демонтаж традиционного образования и замена его цифровым.

– Летом школы начали массово выгонять детей после девятого класса, но в этот раз активным родителями удалось отстоять право школьников на обучение в старших классах через прокуратуру, – напоминает общественница. – Предполагаю, что в этом вопросе атака на школьников продолжится и будет принимать более резкие формы. Возможно, чиновникам удастся «протащить» изменения в законодательстве, которые позволят не принимать в десятый класс с тройками и отправлять детей в колледжи. Чтобы троечников было больше, надо просто хуже учить – что и происходит.

Как изменится роль учителя в будущем

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

  • Новые роли преподавателей.
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.Обучение на цифровых платформах — учитель-координаторПо данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Какие технологии могут быть использованы в образовании к 2025 году

Сначала давайте разберемся, что такое VR. Если бы мы сравнили это с едой, то обычные уроки — это картинка бургера в меню, а VR — это процесс, когда вы действительно его пробуете! Виртуальная реальность — это способ «погрузить» себя в другой мир с помощью специальных очков и программ. Вы не просто смотрите на экран, вы становитесь частью этого мира.

Применение VR в образовании:

В последние годы VR-технологии делают огромные прорывы в образовании. Они позволяют ученикам «погрузиться» в исторические эпохи, изучать человеческое тело изнутри или даже путешествовать по галактикам. Например, «Goog le Exp editions» позволяет учителям вести своих учеников в виртуальные путешествия по историческим местам, научным лабораториям и даже в космос.

Исследование из университета Мэриленд показало, что информация, полученная с помощью VR, усваивается на 27% эффективнее, чем при традиционных методах обучения. Это как если бы после обычного урока вы бы вспомнили 10 фактов, а после VR-урока — 12 или 13. Звучит здорово, правда? Это связано с тем, что VR обеспечивает пространственное взаимодействие, что улучшает память и понимание.

Лаборатория Stanford Virtual Human Interaction Lab на протяжении многих лет проводит исследования, связанные с VR. Они рассматривают, как VR может влиять на образование, здоровье, социальное взаимодействие и многое другое. Одно из их исследований показало, что VR может улучшить эмпатию студентов к окружающей среде. Ученики практически в реальном времени могут наблюдать элементы флоры и фауны, которые ранее можно было увидеть только в учебнике — «живая учеба» делает их более неравнодушными и внимательными к экологии, а также к другим проблемам планеты.

VR — не просто «игрушка», это настоящий инструмент для улучшения качества образования. Он делает его ярким, интерактивным и, что самое главное, эффективным. На кого бы вы хотели стать с помощью VR на следующем уроке истории? Наполеоном? Клеопатрой? Возможности практически безграничны!

Стоит отметить, что, хотя VR предлагает уникальные возможности для образования, есть и определенные ограничения, такие как стоимость оборудования или возможные проблемы с здоровьем (например, головокружение). Однако потенциал VR в обучении огромен, и многие ученые и преподаватели уверены в том, что это будет играть ключевую роль в будущем образования.

Как изменится взаимодействие между учителем и учениками в будущем

Сорокина Оксана Павловна,

учитель начальных классов

МАОУ «Обдорская гимназия»,

г. Салехард

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливою.

(К. Д. Ушинский)

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Наверняка, каждый молодой педагог, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы и взаимоотношений с учителями, мечтает о том, что придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. Но переступив порог школы и проработав какое-то время, молодой педагог понимает, что не так-то легко осуществить свои мечты, а порой он сталкивается с рядом проблем, которые очень быстро разрушают его мечту и желание работать в школе. И это не только проблемы, связанные с преподаванием предмета, заполнением всякого рода документации, дисциплиной на уроках, а очень часто это проблемы, связанные с неумением правильно выстроить общение с учениками, а иногда и с учителями-стажистами.

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения.

В основе обучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

1. Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.

Как изменится система оценок и контроля знаний в будущем

Рособрнадзор готов подключиться к обсуждению введения для выпускников школ «интегральной оценки» знаний, сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства. Ранее идею ввести такую оценку поддержал президент Владимир Путин. Предполагается, что она наряду с ЕГЭ будет учитываться при поступлении в вузы.

Оценивать знания выпускников школ с помощью «интегральной» отметки предложил председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев на заседании 10 декабря. Тогда в разговоре с президентом он указал, что ученики 10-х и 11-х классов обычно сосредотачиваются только на подготовке к ЕГЭ, то есть изучают три предмета, необходимые для поступления в вуз. Остальная часть школьной программы изучается ими не в полной мере. Господин Фадеев отметил, что в первую очередь речь идет о «ценностных дисциплинах» — литературе, географии и истории, которые редко выбираются учениками для сдачи госэкзамена.

«Интегральная оценка» знаний, по словам главы СПЧ, должна отражать уровень освоения учеником всей программы или трех указанных им предметов. Этот балл может высчитываться как средняя оценка, полученная учеником за четверти или полугодия в ходе изучения конкретного предмета. Кроме того, Валерий Фадеев считает, что этот средний балл должен учитываться как часть вступительных в вузы. «Фактически это будет четвертая оценка: три экзамена плюс средний балл»,— пояснял он.

Президент предложение господина Фадеева одобрил. Владимир Путин отметил, что история, литература и география «чрезвычайно важны», так как они формируют культурный код человека. Проработать вопрос введения «интегральной оценки» он поручил правительству.

Сейчас, согласно утвержденному Минпросвещения порядку выдачи аттестатов, итоговые оценки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых (четвертных или триместровых) и годовых отметок ученика за каждый год обучения.

По регламенту Минобрнауки выпускники школ для поступления в вузы должны пройти три вступительных испытания (ВИ). ВИ-1 — одинаковое для всех — это экзамен по русскому языку. ВИ-2 предполагает сдачу ЕГЭ по профильному для вуза предмету (он выбирается ведомством). ВИ-3 — экзамен, который выбирает сам вуз. Для большинства учебных заведений достаточно трех испытаний, но некоторые устанавливают четвертое, предмет для него выбирается из перечня министерства.

О поступлении в вузы — в материале «Ъ» «ЕГЭ меняют на переправе» .

Какие новые навыки и знания должны быть приобретены учителями к 2025 году

тестовый баннер под заглавное изображение

Профессиональный дефицит – это то, чего мы все немного боимся. Сейчас любой первоклассник сможет рассказать взрослому, как быстро искать информацию и ориентироваться в Интернете. Молодежь настолько подкована в вопросах настройки гаджетов, что педагогу важно и нужно вникать в разные аспекты современных технологий. Но, к счастью, сейчас есть возможность приобретать знания не в хаотичном порядке, а целенаправленно, посредством курсов, видеоуроков и других способов самообразования. Современный педагог, знакомясь с цифровыми технологиями, имеет возможность консультироваться с наставниками и преподавателями в своей собственной образовательной среде, и здесь мы решили собрать воедино характеристики современного учителя, чтобы сразу стало ясно, какими компетенциями ему необходимо обладать.

-- Высокий уровень эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – модное на сегодняшний день понятие. Он представляет собой совокупность навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

-- Умение эффективно выстраивать коммуникацию.

«Вот задание – решайте». Такая фраза от учителя приветствуется меньше всего. Абсолютно неважно, в классе проходит занятие или по видеосвязи, – самое главное, чтобы между учителем и учениками состоялся диалог, возникло понимание, и дебаты в разумных пределах здесь тоже приветствуются.

-- Знание методик обучения одаренных детей.

Дать школьнику больше, чем предлагает школьная программа, вполне возможно, если современный учитель владеет соответствующими навыками. Расширять горизонты особенно удобно во внеурочное время посредством предлагаемых инструментов и ступеней к углубленному освоению знаний.

-- Применение эффективных технологий оценки знаний.

У каждого учителя должна быть своя система оценки и мотиваций, которая включает в себя разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

-- Использование внешнего фокуса.

Иначе такой подход к обучению можно назвать концепцией «перевернутого класса», когда традиционное обучение время от времени происходит вне учебного заведения, а «домашнее задание» выполняется в классе, во время занятия или онлайн-урока. В этой модели прямые инструкции показываются по видео (или другим способом) перед уроками, освобождая время во время занятия для действий, которые позволяют глубже исследовать и изучить контент.

-- Быть посредником, который обеспечивает групповую коммуникацию.

Групповые задания и групповые проекты – обязательное условие образовательного процесса на сегодняшний день. Командная работа крайне важна для формирования навыков успешных специалистов. И в современных интернет-приложениях проводить ее стало гораздо удобнее.

-- Знание методик обучения детей в инклюзивном классе.

Такая возможность уже есть, в частности, в инструментах Microsoft Teams – и ее остается расширять, когда на уроке присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Они подключаются к сервису и выполняют все те же задания, что и остальные ученики в классе. Однако такие школьники могут требовать отдельного внимания, и с ними возможны индивидуальные занятия, в рамках которых преподавателям нужна специальная подготовка. Сегодняшний мир формируется стремительными технологическими изменениями. Но поскольку будущее создается уже сегодня, именно преподаватель, который проводит с ребенком большую часть времени в течение дня, должен дать ученику те базовые навыки и знания, которые пригодятся ему в будущем.

Итак, подытожим. В современной школе перед педагогом стоит задача развить у ребенка как минимум четыре базовые компетенции, их еще называют 4 К:

-- креативность;

-- критическое мышление;

-- коммуникация;

-- кооперация.

Как изменится социальное положение учителя к 2025 году

Президентские тезисы были и остаются в России главными. И вот теперь появились новые, касающиеся наших многострадальных учителей. О необходимости регламентировать обязанности и учебную нагрузку учителей, о социальной, культурной и языковой адаптации детей мигрантов». И главное — о защите чести, достоинства и репутации учителей. Поручения даны кабмину, срок исполнения до 1 июля 2024 года.

Что принесут они российской школе?

тестовый баннер под заглавное изображение

Касательно пресловутой бюрократической нагрузки на учителя, казалось бы, все и так регламентировано. Минпросвещения и Рособрнадзором предписано заполнять всего 4 документа, бумагу повсеместно заменяет «цифра»… В общем, хорошая визуализация поговорки про бумаги и овраги. В школе знают, что составление отчетов по любому поводу для классного руководителя — это нагрузка в 1,5-2 часа в день. И предметники стонут от бесконечных «сценариев уроков» и регистраций на платформы, олимпиады, конкурсы и повышения квалификации…

Учителя единодушно признают, что таких изменений, как в поручениях, ждали они все. Имеется в виду не только абсурдная бюрократия, но и проблема с «инофонами» в классе, и положение учителя в школе и в обществе.

Инофонами на преподавательском сленге называют не говорящих по-русски учеников. Проблема с такими детьми в школах встала в полный рост в последние несколько лет. Особенно там, где обитает много семей гастарбайтеров, выходцев из Средней Азии и Закавказья. А это Москва и область, Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Орловская, Ивановская, Калужская и другие области Центральной России и др.

Накануне глава СПЧ и министр просвещения РФ обсуждали проблему с обучением в школах не русскоязычных детей.

«Я настаиваю на предварительном обучении не владеющих русским языком детей мигрантов в специализированных дошкольных центрах», – сказал Валерий Фадеев.

Опыт показывает, что отдельные «мигрантские» классы нежизнеспособны, если там нет программы культурной адаптации и учителей со специальной подготовкой. Хотя просто брать и «засовывать» не говорящего по-русски ребенка в обычный класс – тоже «такое себе» решение. И речь идет не только о языке, но и этнокультурной составляющей обучения, ассимиляции.

– Нужно комплексно подходить к вопросу, – говорит социальный психолог Валерий Раушинский. – Вот предлагали в Совете ввести тестирование детей на знание языка. Мне кажется, нужно начинать с тестирования родителей. На предмет того, зачем они приехали, чего хотят достичь. Мигранты-челночники, вахтовики – это одно; люди, которые покупают патент, хотят получить гражданство, – другое. И отношение к обучению детей внутри семей очень разное. Новые граждане любой страны – всегда самые большие патриоты, это известно, а гастарбайтеры зачастую отдают детей в школу, просто чтобы дома не болтался…

Из того, что я вижу в своей работе, – есть очень большой потенциал у детей, чьи родители хотят жить и работать в России. Им обязательно надо помочь в центрах адаптации и изучения языка.

Тема дискредитации учителей, защиты профессиональной чести и достоинства, в том числе в интернет-пространстве – тонкая материя. В недавно принятых поправках к Закону «Об образовании» уделено внимание части проблемы. Там говорится и о дисциплинарной ответственности школьников перед учителем.

Однако этого недостаточно. Защита учителей от травли и преследования в соцсетях – важная проблема. Взять хотя бы нашумевший случай в Новосибирске, где одна мать одной из учениц  планомерно «буллила» классного руководителя. Но не только онлайн – в офлайне тоже.

– Наказать кого-то за преследование в соцсетях, подать и выиграть суд за диффамацию, вред чести и достоинству очень сложно, – считает юрист Станислав Попов. – И не только учителю, а любому гражданину. Есть статьи, защищающие тайну частной жизни, есть порча имущества, если такое случилось. Допустим, напали родители, порвали пальто – это еще можно доказать и привлечь.

Но в реальности, по итогам, это будет или штраф, или ничего. Поэтому, если стоит задача защитить именно учителей как профессию, придется их выделить в особую категорию. Приравнять к представителям власти или чиновникам-госслужащим. Но тут надо помнить, что принадлежность к особым категориям несет не только привилегии, есть и обратная сторона. Особая финансовая отчетность, особый порядок перемещений и выезда из страны и проч. Насколько я помню, раньше уже говорили о том, чтобы сделать учителей госслужащими. И большинство в школах были против.