Развитие ребёнка 2-3 лет. Физическое развитие ребенка в 2 года
- Развитие ребёнка 2-3 лет. Физическое развитие ребенка в 2 года
- Психическое развитие детей 2-3 лет. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Развитие ребенка до 3 лет. Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет
- Что должен уметь ребенок в 3 года. Развитие ребенка в 3 года: особенности
- Как развивать ребенка в 2,5 года. Тело малыша: новые этапы развития
- Развитие ребенка в 2 года форум. А что умеют ваши детки в 2 годика?
- Как правильно развивать ребенка в 2 года. Чем занять ребенка в 2 года дома
- Развитие ребенка от 2 до 3 лет: практическое пособие. Логика и математика - что развивать?
- Ребенок 2 5 года психология. Ребенку от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет: что он должен уметь?
Развитие ребёнка 2-3 лет. Физическое развитие ребенка в 2 года
Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.
- Ходьба . В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
- Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
- Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.
В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.
- Подъем по лестнице. Часто на детских площадках излюбленным место детей становятся лестницы. Малышам 2 лет очень нравится преодолевать преграды и покорять вершины.
- Езда на самокате, беговеле, трехколесном велосипеде. К 2 годам многие родители покупают своим детям самокат или беговел. Эти приобретения не только вызывают бурную радость у ребенка, но и способствуют его физическому развитию. За велосипед дети садятся позже, ближе к 3 годам, так как малышу крутить педали совсем не просто.
Психическое развитие детей 2-3 лет. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.
Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие.
Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Это проявляется – дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией. Их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает.
До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие.
Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать.
Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память . В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.
Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.
Развитие ребенка до 3 лет. Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет
Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст . Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.
От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.
От полутора до 2 лет . Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.
От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.
Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.
Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.
Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.
В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.
Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.
В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.
Малыш, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте – это норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале – простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.
В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.
В нашем Центре работает сектор ранней помощи, его специалисты окажут психологическую и медицинскую поддержку на каждом этапе взросления https://www.instagram.com/detskiicentr27/
Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков
КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.
Что должен уметь ребенок в 3 года. Развитие ребенка в 3 года: особенности
Три года – важный возраст в жизни крохи. В это время в его психике происходят большие изменения. Спокойный, послушный ребенок вдруг становится капризным и неуправляемым, а родители недоумевают: что же произошло?
Волноваться не стоит. В психологии существует такое понятие, как кризис трех лет. Именно он и провоцирует такие изменения в поведении детей. Первые признаки начинающегося кризиса становятся заметны уже в два годика. К концу третьего года жизни кризис достигает своего пика.
Распознать кризис трех лет можно по следующим признакам:
- Негативизм. На все просьбы и предложения родителей ребенок отвечает отказом. Это сильно раздражает взрослых, но нужно понимать, что таким образом малыш учится осознавать себя как отдельную личность.
- Упрямство. Кроха становится очень упрямым. Он требует, чтобы его желания немедленно исполняли, а если этого не происходит – устраивает истерику.
- Стремление к самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам – одеваться, умываться, чистить зубы и т. д. Попытки взрослых помочь ему категорически отвергает.
- Конфликтность. Малыш становится конфликтным: перечит родителям, ругается, игнорирует их просьбы, протестует против установленных правил.
- Ревность. Кроха начинает ревновать родителей к братьям или сестрам. Если таковых не имеется, он может начать ревновать маму к папе.
Эти изменения в поведении являются возрастными особенностями, которые со временем проходят.
Как развивать ребенка в 2,5 года. Тело малыша: новые этапы развития
В 2 года ребенок становится взрослее, он меньше спит, умеет сосредотачиваться на одном занятии, палитра его эмоций становится богаче.
- Работа его сердца и сосудов стабилизируется, сердце бьется медленнее — до 115 – 120 ударов в минуту, снижается давление. В отличие от первого года жизни, сейчас мозг лучше снабжается кровью за счет вертикального положения тела, что дает мощный толчок для развития познавательных способностей.
- Кишечник работает эффективнее, увеличивается объем желудка. К 2 годам у ребенка обычно вырастают все 20 молочных зубов.
- Кости становятся крепче, движения — более скоординированными, точными, уверенными. Однако малыш еще быстро утомляется, ему нужна смена видов активности. Но от отсутствия движений он устает не меньше, чем от самих движений.
- Кора головного мозга совершенствуется, память развивается, повышается выносливость нервной системы. Ребенок дольше обходится без сна, улучшается способность концентрироваться на одном занятии (до 10 – 15 минут в 2 года и 20 – 30 минут в 3 года); малыш постепенно учится регулировать свои импульсы и желания, а эмоции становятся более разнообразными.
- Увеличивается объем мочевого пузыря (к концу 3-го года жизни — почти в 4 раза), и поэтому ребенок реже ходит в туалет. К 2 годам навык ходить на горшок обычно уже хорошо отработан, хотя могут случаться сбои, особенно при стрессе. К 3 годам малыши уже сами могут своевременно отреагировать на переполнение мочевого пузыря.
Развитие ребенка в 2 года форум. А что умеют ваши детки в 2 годика?
Девочки, а асскажите, что умеют ваши детки в 2 годика. Особенно интересно как часто и чем вы с ними занимаетесь. Нам 2, 2 и я не замечаю у ребенка особого интереса практически ни к каким занятиям. Когда мы только родились, я, как и большинство мамочек, маньячно скупала литературу по раннему развитию, карточки Домана, полное собрание сочинений ШСГ и прочую лабуду. Раньше занималась очень часто, что то показывала, что то объясняла, играла.
Последнее время ловлю себя на том, что большую часть дня ребенок просто смотрит мультики, а я занимаюсь своими делами, хотя где то до 1, 6 я вообще была ярым противником мультиков и телевизора вообще. Конечно, я ей читаю перед сном, иногда занимаюсь какими-то развивашками, но это происходит все реже. Иногда у меня случаются приступы угрызения совести, я бросаю все дела и занимаюсь только ребенком, но это бывает крайне редко, потому что домашние дела никто не отменял (помошниц у меня нет), да и себе тоже нужно уделить часок. У меня у одной так? Те, кто успевает все по дому и за собой следить и с детьми заниматься каждый день, поделитесь своим секретом, а?
пы.сы: Девочки, прежде, чем давать очередной "оригинальный"совет про совместные дела, прочтите хотя бы пару комментариев! Посильную часть домашних дел, мы действительно с дочкой делаем вместе и я ее часто к этому привлекаю. НО! Я не считаю, что ребенок должен постоянно все делать с мамой и целый день крутиться под ногами. Есть моменты, когда маме нужно быстро что то сделать самой и в этот момент ребенок должен уметь занять себя сам, чего зачастую не происходит, тогда в ход идут мультики
. Речь об этом!
Как правильно развивать ребенка в 2 года. Чем занять ребенка в 2 года дома
Игры и занятия для детей в 2 года
Выбирая, что поделать с детьми, каждый день меняйте деятельность – так вы сможете заинтересовать кроху. Ребенок будет ежедневно получать новые знания, радовать и удивлять вас своей сообразительностью. А на скуку не останется ни минутки.
Чтение развивающих книг. Обратите внимание на многоразовые рабочие тетради, книги с наклейками, магнитные книги. Все, где есть задания, которые можно выполнять вместе с малышом. Вместе читаете, играете и развиваетесь.
Сизых Анастасия
Опытная мама, консультант по юридическим вопросам
Из личного опыта
“Наблюдая за своим старшим сыном, я заметила, что ребенок более охотно занимается по книгам, где есть предметы и персонажи, которые ему интересны. Например сын в этом возрасте любила паровозы и автобусы, поэтому пособия с ними воспринимались им с удовольствием”
Занятия по развивающим карточкам. Приобретите или сделайте самостоятельно развивающие карточки. На них есть изображения по различным тематикам. Например «овощи», «животные», «геометрические фигуры», «предметы быта» и пр. Давайте ребенку карточки, называйте и описывайте предмет, предлагайте рассортировывать по категориям и цветам. Тренируйте мышление и логику малыша.
Изучение цвета и счета. В любой игре показывайте ребенку предметы и называйте их цвет. Затем просите малыша подать вам это предмет, снова назовите его цвет. Учите счет до трех: «переверни одну страницу», «дай два кубика», покажи «три пальчика».
Изучение свойств предмета. Учите малыша понятиям «большой- маленький», «толстый-тонкий», «мягкий-колючий». При обучении важно дать малышу потрогать предмет. Так вы развиваете внимательность крохи, запоминание при этом, произойдет на тактильном уровне.
Сюжетно-ролевые игры. Поиграйте с ребенком в повара, врача, строителя, механика. Для игр вам потребуется соответствующий реквизит. Предложите крохе сюжет: например, заболели все зверята - нужно их полечить; построить дом для кукол из конструктора или кубиков; организовать автомастерскую и отремонтировать машины. Побудьте главным героем сами – малыш с удовольствием начнет повторять.
Занятия с рамками-вкладышами. Это рамки, куда помещено вырезанное изображение. Деталь нужно достать, а затем поместить обратно. Для этого, возможно, потребуется поворот или переворот игрушки.
Это важно!
Начиная с возраста двух лет предлагайте малышу вкладыши с маленькими ручками. Малыш будет захватывать предмет тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Эти пальцы, в последующем, участвуют в процессе письма.
Занятия с пазлами . Пазлы из 4-8 частей можно спокойно собирать с малышом, начиная с двух лет. Для начала, покажите крохе пазл в готовом виде и предложите вытащить одну картинку. Удивитесь и попросите вставить обратно. Похвалите. Затем уберите 2 картинки и т.д.Как ни странно, в продаже бывает сложно найти простые пазлы. Мама легко может сделать их сама. Возьмите картинку, разрежьте его ножницами на 2-4 части на глазах у малыша и попросите собрать. Предлагайте изображения, которые интересуют малыша больше всего: например, кроха любит машинки, кукол, птиц и пр. Так вы максимально вовлечете ребенка в игру. Пазлы — это одно из лучших занятий для развития пространственного мышления.
Игры в мяч. Интеллектуальные занятия требуют умственного напряжения. Чередуйте их с двигательной активностью, чтобы малыш расслаблялся и отдыхал. Например, учите ребенка катать мяч, кидать его об стену, забрасывать в корзину, прокатывать через ворота и сбивать кегли. Тренируйте ловкость и физическую выносливость малыша.
Игрушки-сортеры. В возрасте 2 года малышу очень нравится подбирать фигурки и вставлять их в нужные окошки. Даже если кроха еще не играл в такую игру, можете смело предлагать варианты на 10-12 и более элементов. 2-3 занятия и малыш поймет суть и будет с удовольствием играть сам.
Тактильные игры на сортировку. Смешайте предметы и попросите малыша их рассортировать: по цветам, размеру или тематике (животные, овощи, машинки). Помогайте и хвалите. Усложняйте задания, например возьмите мелкие предметы – пуговицы, фасоль, крышечки от бутылок. Такое занятие разовьет логику и мелкую моторику малыша.
Игры на логику. Сопоставляйте, где чей хвостик, кто где живет, где чей домик. Заниматься можно по развивающим пособиям, книгам или по тематическим карточкам.
Развитие ребенка от 2 до 3 лет: практическое пособие. Логика и математика - что развивать?
1. Учить понятия «много – мало».
2. Ближе к трем годам - осваивать понятие «больше-меньше» (определять количество предметов в группе – каких больше, а каких меньше).
3. Учиться различать количество предметов «один» и «два». (Как минимум. Можно идти и дальше, учиться считать до 3 - 4, но не всем малышам в возрасте от 2 до 3 это по силам – учитывайте интерес ребенка и его способности).
4.Учиться сортировать предметы – по величине, по цвету, по типу (сортировать различные виды макарон, пуговицы, большие и маленькие предметы (кружочки, квадраты и т.д.)), пробовать другие виды сортировки.
5. Учиться ориентироваться в пространстве (усваивать понятия выше, ниже, право, лево).
6. Складывать самостоятельно, без помощи мамы, элементарные пазлы или разрезные картинки из 2-3-4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).
7. Учиться сопоставлять - играть в «кто что ест», «где чей домик», «где чей хвостик» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).
8. Играть в загадки – мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например – маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку, кто это? Кто говорит «му-му» и дает молоко? И т.п. Постепенно можно усложнять загадки).
9. Угадывать животное по описанию.
10. Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.
11. Строить башенку из кубиков/стаканчиков с убывающей величиной размера:
12. Учиться сопоставлять фигуры, геометрические тела с их проекциями (блоки Дьенеша, домашние заготовки):
13. Ближе к трем годам – конструирование простых конструкций по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):
14. Начиная с 2,5 лет – играть в "Сложи квадрат" Никитина (на первых порах - вместе с ребенком, но очень быстро дети учатся собирать его самостоятельно):
15. Начиная с 2,5 лет – играть в сборные конструкторы-пазлы:
16. Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных. Малышу предлагают разложить их на соответствующие группу (например, игрушки в коробку, еду в "холодильник", животных в "домик"). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше – долго играть с одним и тем же набором предметов (например для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).
Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу":
17. Классификация предметов - играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате мягкое и т.п.).
18. Игры с блоками Дьенеша, с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:
- найди предметы, фигуры такой же формы;
- найди предметы, фигуры такого же цвета;
- найди предметы, фигуры такого же размера;
- найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.
19. Игры с палочками Кюизенера.
20. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т.п.
21. Учиться находить фигуру по двум признакам (например, найди большой желтый круг (в группе предметов есть при этом и маленький желтый круг и круги других цветов), маленький красный квадрат и т.п.).
Ребенок 2 5 года психология. Ребенку от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет: что он должен уметь?
- В этом возрасте ребенок уже должен уметь самостоятельно представляться, знать свое имя, отвечать на вопрос «как тебя зовут».
- Почти трехлетний малыш должен знать, как называются части тела и простые предметы в его непосредственном окружении – стул, кружка, кровать, мяч и т. д.
- Трехлетний ребенок уже знает около 1000 слов, из которых он должен составлять короткие предложения – «хочу пить», «дай мяч» и т. п. Задача родителей – побудить ребенка говорить как можно больше. Например, гуляя по улице, малышу нужно показывать на различные предметы и говорить их название – машина, птицы, кошка, дерево.
- Умеет подниматься по лестнице, поочередно ставя ноги, спускаться по лестнице шаг за шагом.
- Может пинать, бросать и ловить мяч.
- Ездит на трехколесном велосипеде.
- Одевается и раздевается с помощью родителей (путает лицевую часть одежды и изнаночную, может надеть колготки задом наперед и т. п.).
- Понимает значение слов «мой», «его/ее».
- Показывает широкий спектр эмоций: грусть, гнев, радость, скука. Важно, чтобы преобладал положительный фон настроения.
- Умеет называть основные цвета, разделять фигуры, сравнивать два объекта – больше и меньше.
- Ведущая деятельность – игра, требуется взрослый, который организует игру, если детей несколько. Если ребенок играет один на один, то уже может предлагать свой сюжет игры.
- Строит предложения из 3-4 слов, выполняет двухшаговые просьбы.
- Помещает кубики один поверх другого.
- Хорошо использует ложку, пьет из открытой кружки.
- Сигнализирует о физиологических потребностях.
Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/rebenok-chto-dolzhen-znat-rebenok-k-2-3-godam