Развлечения для годовалого ребенка: как развивать их ум и тело
- Развлечения для годовалого ребенка: как развивать их ум и тело
- Связанные вопросы и ответы
- Что можно предложить годовалому ребенку для развития его умственных способностей
- Какие физические упражнения полезны для годовалого ребенка
- Как обеспечить здоровье годовалого ребенка во время беременности
- Как помочь годовалому ребенку развивать свои чувства и эмоции
- Что можно предложить годовалому ребенку для развития его моторики
- Как обеспечить безопасность годовалого ребенка во время игр и развлечений
- Какие игры и развлечения могут быть полезными для годовалого ребенка
- Как помочь годовалому ребенку развивать свои социальные навыки
Развлечения для годовалого ребенка: как развивать их ум и тело
Годовалому малышу интересно все, и он готов к новым открытиям. И игры с ребенком от года помогают утолить этот интерес. Родители в ненавязчивой форме обучают детей правильной речи, тренируют крупную и мелкую моторику, приучают к элементарному труду, формируют эстетическое восприятие и коммуникативные навыки у малыша.
Игры для развития ребенка в 1-2 года направлены на становление мелкой моторики и осязания. Для этого подойдут резиновые игрушки с прищепками. Их можно прикрепить на кроватку, коляску, а также зацеплять ими картинки с известными малышу предметами.
Понравятся крохе цветные кубики, пирамидки, матрешка и сортеры (кубики с отверстиями в комплекте с фигурками, идентичными этим отверстиям).
Игра с ребенком от года в пирамидку позволит составить целое из частей и познакомит малыша с понятиями «меньше-больше».
Игры для развития ребенка после года достаточно незатейливые. Например, большой восторг у детей вызывает игрушечный телефон с кнопочками или диском. Малыши крутят пальчиками диск, нажимают на кнопки, что развивает мелкую моторику. Многие любят расстегивать и застегивать замочки, обнаруженные на одежде, изучать содержимое карманов и др.
Отличным выбором для малыша станет детский игровой центр.
Шнуровки, фигуры на липучках, детали на кнопках, пряжки и ленточки надолго займут маленького исследователя.
Занятия для развития детей до двух лет могут быть приятными и полезными одновременно. Например, играя в любимую куклу, сопровождайте свои действия расспросами: «Где у Ляли носик, где у Ляли ручки»? Говорите с малышом, имитируя голос куклы. Покажите, как Ляля с удовольствием «ест» кашу или надевает панамку, подавая хороший пример вашему крохе.
Для совместного творчества пригодятся пальчиковые краски и пластилин. Покажите малышу, как пользоваться краской и обязательно похвалите его рисунки. Помогите ребенку размазать пластилин по листу бумаги или скатать из него шарик. Лепка отлично тренирует мелкую моторику! В свою очередь, движения рук тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.
Совет
Логопеды рекомендуют давать малышу свистки и дудки, чтобы раньше научить его говорить. Дующие движения укрепляют мышцы, участвующие в произношении звуков.
Для чтения выбирайте яркие книжки с большим количеством картинок. Необязательно читать каждый раз новую книжку: дети любят повторы и с удовольствием слушают один и тот же рассказ.
Активные игры с ребенком от года можно направить на выполнение нехитрых заданий: «Принеси зайчика, брось мячик, сложи кубики в коробку, отнеси папе яблочко».
Подбадривайте малыша — так он быстрее научится понимать и выполнять сначала простые, а потом и сложные просьбы.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие виды деятельности можно предложить годовалому ребенку
Ответ: Годовалый ребенок может заниматься различными видами деятельности, такими как игры с куклами и игрушками, рисование и лепка, прогулки на свежем воздухе, а также общение с другими детьми. Важно подбирать игрушки и занятия, которые способствуют развитию ребенка, такие как игрушки для развития координации, игрушки для развития интеллекта и игрушки для развития речи.
Вопрос 2: Как выбрать игрушки для годовалого ребенка
Ответ: При выборе игрушек для годовалого ребенка следует обратить внимание на безопасность и качество изготовления игрушек. Игрушки должны быть без острых углов и без мелких деталей, которые могут представлять опасность для ребенка. Также следует выбирать игрушки, которые способствуют развитию ребенка, такие как игрушки для развития координации, игрушки для развития интеллекта и игрушки для развития речи.
Вопрос 3: Как организовать время годовалого ребенка
Ответ: Организация времени годовалого ребенка должна быть разнообразной и насыщенной. Ребенок должен получать достаточно сна, питания и физической активности. Важно также создать расписание дня, которое будет соответствовать возрасту ребенка и его потребностям. В расписании должно быть время для игр, сна, еды, прогулок и общения с другими детьми.
Вопрос 4: Как развить речь годовалого ребенка
Ответ: Развитие речи годовалого ребенка может быть продвинуто через общение с родителями и другими взрослыми. Важно говорить с ребенком на языке, который он понимает, и повторять слова, которые он уже знает. Также можно использовать мультимедийные материалы, такие как книги и видео, чтобы развить речь ребенка.
Вопрос 5: Как обеспечить безопасность годовалого ребенка
Ответ: Безопасность годовалого ребенка является очень важным вопросом. Родители должны следить за ребенком и обеспечить его безопасность во всех ситуациях. Важно также создать безопасную среду для ребенка, такую как безопасные игрушки, безопасная мебель и безопасная одежда. Также следует учитывать возможные опасности, такие как электричество, огонь и другие опасные предметы.
Вопрос 6: Как подготовить годовалого ребенка к школе
Ответ: Подготовка годовалого ребенка к школе может быть начата уже в раннем возрасте. Важно развивать навыки ребенка, такие как внимание, память, логическое мышление и речь. Также можно использовать игры и задания, которые способствуют развитию интеллекта и речи ребенка. Важно также подготовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, чтобы он был готов к школьной жизни.
Что можно предложить годовалому ребенку для развития его умственных способностей
В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?
- Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
- Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
- Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
- Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
- Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
- Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.
Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках пальцев и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.
Какие физические упражнения полезны для годовалого ребенка
Конечно, прогулка — не единственное место для спортивных занятий. Хорошо бы, чтобы и дома малыш имел возможность поупражняться. Основу двигательной активности должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими игрушками.
Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути.
Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик и т.д. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями. В каждом занятии должны быть движения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса, спины), причём их следует чередовать. Занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5-6 упражнений) и включать паузы отдыха.
Незаменимым помощником родителям здесь станет спортивно-игровой комплекс «Ранний старт» . Этот уникальный автономный шестигранный спортивный снаряд создан специально для малышей первых лет жизни. Комплекс разработан с учетом всех физиологических особенностей маленького ребенка. Он безопасный, компактный, мобильный, многофункциональный. Благодаря своей конструкции, комплекс не требует крепления к стенам, полу или потолку, может быть установлен как в помещении, так и на улице. «Ранний старт» ставится на любую грань, кроме самой верхней, таким образом, используется в пяти различных положениях, что позволяет постоянно поддерживать интерес ребенка к спортивным занятиям и играм.
Спорткомплекс может дополняться большим набором игровых и спортивных аксессуаров, которые превратят занятия на нем в увлекательную игру. «Ранний старт» будет любимым спортивным снарядом для вашего ребенка на протяжении всего детства.
С одной стороны, «Ранний старт» небольшой, и его высота позволяет родителям всегда контролировать ситуацию и помогать малышу выполнять различные упражнения, покорять лесенки и пользоваться кольцами. С другой стороны, комплекс объемен, и подросшему ребенку по-прежнему интересно пользоваться им, открывая каждый раз новые возможности.
Для занятий с подросшим малышом дома мы рекомендуем вам упражнения, из которых вы самостоятельно можете составить небольшой комплекс.
Как обеспечить здоровье годовалого ребенка во время беременности
Как показывает статистика, беременные мамы чаще всего болеют ОРВИ, или простудой. Но хотя в большинстве случаев это не грозит осложнениями плоду, для самой женщины болезнь протекает намного тяжелее.
К сожалению, грипп — это далеко не единственная опасность, которая грозит будущим мамам. Сейчас стоит особенно ответственно отнестись к своему здоровью и пересмотреть многие привычки, касающиеся гигиены. Вот лишь несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание.
Обязательно вымойте руки или очистите их дезинфицирующими салфетками, если вы:
потрогали свежее мясо, яйца или немытые фрукты;
прикасались к животным (особенно к кошкам), убирали их туалет;
посетили общественное место, подержались за поручни в метро;
заходили в общественный туалет;
играли со своими или чужими детьми;
снимали или надевали обувь, прикасались к земле, занимались садоводством;
меняли подгузники детям.
Откажитесь от опасной еды, по возможности питайтесь дома, а не в кафе и ни в коем случае не употребляйте следующие продукты в сыром виде:
свежее непастеризованное молоко, сливки;
сырое мясо, рыбу, яйца;
свежие, непастеризованные сыры, сыры с плесенью, домашний творог и т. п.
Постарайтесь, если это возможно, не посещать без нужды места, где толпится много народа и где могут быть люди, болеющие простудой:
выберите женскую консультацию поближе к дому — ни один самый знаменитый врач не стоит того, чтобы постоянно проделывать ради него путь через весь город, да еще и в час пик;
если есть возможность, попросите кого-то из близких отводить старших детей в садик или школу и забирать их оттуда, пока их братик или сестренка живет внутри вас; при необходимости посетить детскую поликлинику обратитесь за помощью к людям из вашего ближайшего окружения — к няне, бабушке, мужу, даже к подруге;
старайтесь ограничить путешествия на самолете и поездах — в замкнутом пространстве риск подхватить простуду возрастает.
Вовремя сдавайте анализы. В период ожидания малыша можно заразиться инфекциями и «бытовым путем». Вот какие правила важно соблюдать, чтобы этого избежать:
старайтесь не садиться на унитаз в общественных местах;
ежедневно обрабатывайте дезинфицирующим средством сантехнику у себя в доме;
старайтесь долго не находиться во влажном купальнике или просто в тугом синтетическом нижнем белье.
Советуем вам завести дома свои чашку и тарелку и пользоваться только ими. Также не стоит пить напитки из одной посуды с кем-то другим.
Если в силу разных обстоятельств вам нужно подолгу находиться в помещении с большим количеством людей, особенно когда вы знаете, что среди них есть человек с простудой, лучше принять такие меры:
надевайте санитарную маску;
используйте аромалампу с маслами цитруса и кедра, это помогает обеззаразить воздух в помещении;
проветривайте комнату как можно чаще, откажитесь от кондиционера;
ежедневно проводите влажную уборку.
Ваш иммунитет помогает вам защитить организм от инфекций каждый день. Но во время беременности особенно важно ограждать себя от стрессов, правильно питаться, отдыхать и заниматься приятным для вас видом физической активности. Все это даст поддержку вашему иммунитету.
Как помочь годовалому ребенку развивать свои чувства и эмоции
В начальной стадии, пока не развита речь, ребенок общается с окружающими его взрослыми или детьми именно через проявление различных эмоций. Чтобы выразить свои чувства, желания или требования ребенок должен уметь выражать различные эмоции – позитивные и негативные.
В сравнении со взрослыми, дети выражают свои эмоции более резко, сильно и бурно, они еще не умеют контролировать себя, им нужно для этого время. Они непосредственно и живо, сразу же реагируют на любые события целыми эмоциональными потоками, которые могут не контролироваться. Чем младше ребенок, тем менее осознанными они будут и тем более неустойчивыми и длительными будут проявления Источник:
Бегенева Е.А., Макарова Л.Ю., Твердохлебова Е.В. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста и его методы // Инновационная наука №12-1, с. 151 - 153, 2023 г. .
Так, если ребенок расстроен или раздражен, он может горько плакать, практически безутешно рыдать, но если что-то отвлекло и переключило его внимание, через пару минут он уже заливисто смеется.
Основная задача родителей – развитие эмоционального интеллекта путем создания максимально благоприятной среды в окружающей ребенка обстановке. Если кроха растет в общей атмосфере доброжелательности и любви, внимания к его потребностям, он почти всегда выражает позитивные эмоции, жизнерадостный и активный. И такой подход крайне важен для того, чтобы происходило формирование полноценной личности, закладывало основы позитивного отношения к окружающим людям. Если эмоции ребенка развиваются по устойчивому естественному сценарию, его нервно-психическое развитие формируется правильно Источник:
Мустафаева З.С. Исследование взаимосвязи между языком и психологическим развитием детей дошкольного возраста // Экономика и социум №3 (118)-1, с. 739 - 741, 2024 г. .
Что можно предложить годовалому ребенку для развития его моторики
К 1 году у ребенка уже есть достижения, в том числе:
Появился пинцетный захват предметов – большим и указательным пальцами, когда они держатся параллельно по отношению друг к другу. Затем пинцетный захват становится щипковым – пальцы округляются, там намного проще брать маленькие предметы.
Отточился навык отправки еды (и не только!) прямиком в рот. К году обычно детки уже переходят на общий стол, начинают орудовать первой ложкой, брать стаканчик или бутылочку в руки, чтобы попить. Но если с ложкой пока отношения складываются плохо, то щипковый захват пригодится и тут, макароны отлично берутся руками.
Есть указательный жест. Ребенок с помощью взрослых учится выделять отдельно указательный палец, остальные зажимая в кулак. Иногда учат выделять отдельно большой палец, показывать «класс».
Ребенок перекладывает предметы из одной руки в другую , берет и кладет игрушки, может складывать их в коробку и доставать обратно. Среди игрушек занимают максимальное внимание пирамидки, кубики, матрешки.
Есть интерес к маленьким предметам , перебиранию пальцами ниточек, найденных где-нибудь на полу, веревочек от одежды, пуговиц.
Если в годик в руки вложить мелок , могут получиться слабые каракули, но пока процесс рисования нельзя назвать произвольным.
В целом вас будет радовать, что ребенок показывает на картинки и предметы, с первого раза берет игрушки, а не раскачивает рукой, будто прицеливаясь. Годовалый ребенок уже хозяин своего тела и своих пальцев, даже если пока что-то не умеет, то скоро научится. Следующий год ему предстоит сделать большой скачок, до 2 лет он научится рисовать, пить и есть самостоятельно, раскладывать детали по сортеру, обращаться с большинством бытовых предметов, в том числе, с элементами одежды, зубной щеткой. Только ближе к 2 годам у ребенка может появиться небольшой перевес в сторону ведущей руки, до этого времени он орудует двумя одинаково.
Как обеспечить безопасность годовалого ребенка во время игр и развлечений
Особое внимание детские психологи уделяют играм, способствующим развитию у детей:
- логического мышления;
- наблюдательности;
- памяти;
- речи.
Например, прятки с предметами. Нужно спрятать любимую игрушку ребенка и попросить ее найти, дав при этом подсказку: игрушка находится в желтой коробке, на диване. Можно использовать музыкальные лампы или шкатулки, предложив ребенку найти ее по звуку.
Развивающие игры для детей от одного года позволяют облегчить детям тяжелый труд познания окружающего мира
Очень важны игры для развития памяти и внимания:
- Рассмотрите с ребенком картинку;
- Подробно опишите и покажите, что на ней изображено;
- Затем попросите ребенка самому найти на картине дом, собаку, кошку.
Изучить цвета помогут ребенку цветные карандаши, мелки, цветная бумага. Выучив название какого-либо цвета, обязательно попросите малыша найти такого же цвета предмет в комнате, на картинке, на одежде.
Помочь ребенку запомнить формы фигур, таких как круг, квадрат, треугольник и прямоугольник можно начертив их на бумаге, показав на картинке или с помощью предметов в комнате. Когда ребенок будет хорошо ориентироваться в этих фигурах, можно начать играть с ним в такие настольные игры как мозаика, геометрическое лото, начать делать аппликации.
Полезные, развивающие речь постановочные игры, всегда любимы детьми. Говорящие голосом мамы, папы, бабушки герои любимых сказок, вызывают у детей массу положительных эмоций. Исполняющий главную роль малыш, начинает фантазировать, нередко изменяя ход представления.
Если дома есть кукольный театр можно поставить пьесу с настоящими говорящими куклами.
К двум годам ребенок предпочитает все еще играть с родителями, чем общаться со сверстниками. Иногда дети предпочитают играть одни в различные ролевые игры. У девочек появляются любимые куклы, а у мальчиков - машины. Дети любого пола очень любят играть с говорящими зверушками.
Какие игры и развлечения могут быть полезными для годовалого ребенка
Социальные навыки нужно развивать с дошкольного возраста, но дети постарше и даже подростки вполне могут научиться взаимодействовать с миром.
Рекомендуется обратить внимание на сферы жизни, которые приносят ребенку дискомфорт, заметно усложняют будни.
- Друзья, интересные собеседники: малыш не умеет вливаться в коллектив, предпочитает сидеть в углу, пока остальные играют.
- Вербальные трудности. Ребенок не понимает правил ведения разговора, плохо ориентируется в формулах этикета (когда нужно здороваться, прощаться, предлагать помощь).
- Проблемы с невербальной стороной общения. Такой малыш не распознает оттенки эмоций, с трудом понимает, как окружающие относятся к нему. Не умеет «читать» лица и жесты.
- Не знает меры в выражении точки зрения: слишком пассивен или, наоборот, агрессивен.
- Ребенок издевается над одноклассниками (участвует в травле) либо является жертвой.
При сильных моральных травмах следует обратиться к психологу: например, школьные издевательства — сложная проблема, с которой дети не способны справиться самостоятельно. Требуется вовлеченность родителей и педагогов.
В иных случаях члены семьи вполне могут помочь ребенку в развитии социальных навыков.
Каковы общие рекомендации?
1. Будьте терпеливы
Не подгоняйте ребенка, чтобы быстрее закончить дело. Дайте проявить инициативу: например, во время сборов в школу не бросайтесь на помощь, пусть малыш работает над проблемой самостоятельно. Так же с уроками и другими занятиями.
2. Поддерживайте начинания
Детские мечты кажутся взрослым пустяковыми, но инициатива с годами превращается в привычку и помогает открывать новые проекты, знакомиться с людьми, экспериментировать.
3. Критикуйте правильно
Высказывая негатив, помните о золотом правиле критики: нужно анализировать работу, выделяя и положительные, и отрицательные стороны в вежливой форме. Комментируйте конкретные поступки ребенка, а не его личность или внешность — это приведет к проблемам с самооценкой.
4. Право выбора
Детям важно ощущать, что их голос учитывается, влияет на ход событий. Предлагайте ребенку лично выбирать одежду, книги, мультфильмы. Спрашивайте об идеях, планах: «Мы собираемся отдохнуть вместе на выходных. Какие у тебя предложения?»
5. Личное пространство
Позаботьтесь, чтобы у малыша было место, где можно побыть в одиночестве, отдохнуть от разговоров. Личные вещи трогать нельзя: делать перестановку без предварительного обсуждения, читать переписки с друзьями, проверять карманы и т. д.
Дети, замечая уважительное отношение взрослых, быстро начинают платить той же монетой; обстановка в семье становится теплой и доверительной.
Как помочь годовалому ребенку развивать свои социальные навыки
Вопрос о том, как питаться при беременности, актуален для многих женщин. Придерживаться строгих диет нужно лишь тогда, когда есть определенные проблемы, к примеру, склонность к появлению сильных отеков, стремительному набору лишней массы тела, развитию проблем с работой желудочно-кишечного тракта. При отсутствии подобных неприятностей достаточно придерживаться общих принципов здорового питания, не забывая о растущих потребностях организма в полезных витаминах и микроэлементах.
При подборе меню необходимо руководствоваться не только основными правилами здорового питания для беременных, но также потребностями и особенностями организма женщины. К примеру, при наличии столь деликатной проблемы, как систематические запоры, важно обогатить рацион растительной пищей. В подобных ситуациях при беременности не менее полезна клетчатка. Для стимуляции работы кишечника нужно есть приготовленные на воде каши из цельных злаков, чернослив, тыкву, кабачки и свеклу. Употреблять овощи можно как в свежем, так и в отварном виде.
Не менее распространенная проблема беременных женщин — избыточная масса тела, поэтому важно знать, что можно есть, чтобы сохранить вес в рамках. В первую очередь необходимо обратить внимание на способы приготовления пищи. Лучше отдать предпочтение тушеным и приготовленным на пару блюдам. Такая пища содержит минимум калорий, а также сохраняет максимум полезных веществ. Кроме того, важно ограничить количество сладких фруктов, полностью отказаться от кондитерских и мучных изделий, состав которых включает быстрые углеводы.
В целом же в период беременности есть можно практически все, но в умеренных количествах и за исключением вредной и тяжелой пищи. Итак, что можно кушать беременным, — список будет следующим:
- Мясо постных и средней жирности сортов: индейка, курица, телятина.
- Различные виды фруктов, овощей, ягод и зелени. Однако при беременности рекомендуется ограничить экзотические плоды и цитрусовые, которые могут спровоцировать аллергию.
- Злаки. Для сохранения полезных веществ необходимо есть каши из цельных злаков, приготовленные на воде.
- Молочная и кисломолочная продукция. При наличии избыточной массы тела нужно отдать предпочтение продуктам с низким содержанием жиров.
- Растительные масла: оливковое, льняное.
- Морепродукты, рыба.
- Орехи, сухофрукты.
Мнения специалистов о том, какие фрукты и овощи особенно полезны беременным, несколько расходятся. Большинство специалистов уверяют, что одинаковой пользой обладают все виды фруктов, в том числе экзотические. Иные же настаивают на том, что максимальное количество важных для организма веществ содержится только в сезонных плодах в период их естественного созревания.
Задумываясь о том, как правильно питаться беременным, будущей матери не стоит забывать о гастрономических причудах, которые беспокоят большую часть женщин на протяжении всего перинатального периода. Желание съесть что-то необычное или запрещенное чаще всего является результатом дефицита витаминов и минералов. Чтобы справиться с этим, необходимо питаться не только полноценно, но и регулярно.