Как быстро выучить стихотворение наизусть. Какой вид памяти отвечает за заучивание стихов

Как быстро выучить стихотворение наизусть. Какой вид памяти отвечает за заучивание стихов

Старший методист по русскому языку и литературе Домашней школы «ИнтернетУрок»объясняет, что в таком процессе, как заучивание стихотворений наизусть, задействован не один вид памяти, а сразу несколько:

«В первую очередь, высший ее вид у человека – словесно-логическая. Дошкольники (дети до пяти-шести лет) нередко очень хорошо учат стихи благодаря только механическому запоминанию информации, но уже с шести-семи лет они стремятся использовать логические связи в тексте. Эмоциональная и образная память тоже при этом задействуются».

По словам психолога Солтан, выбор подходящих способов быстро выучить стихотворение наизусть будет зависеть от того, как ребенок лучше воспринимает информацию:

«Визуалам важно несколько раз прочитать или даже переписать стихотворение. Дети, которые эффективнее воспринимают на слух, могут выучить стихотворение, когда кто-то читает его вслух. Кинестетикам необходимо расхаживать по комнате, подкидывать мяч или даже прыгать».

Сегодня школьникам, которые полагаются на слуховую память, часто рекомендуют: «запишите стих на диктофон». А для детей с сильной визуальной памятью в книге должны быть простые картинки, а само стихотворение нужно прочитать много раз.

«Нарисуйте стихотворение в виде комикса, или используя символы для «изложения» сюжета. Удерживая в памяти картинки-подсказки, будет гораздо проще выучить сам стишок», – советует психолог.

Помимо визуалов, аудиалов и кинестетиков, есть еще одна категория людей с уникальной памятью.

Педагог Ольга Семенова называет их счастливчиками, которые, не зная ничего о законах стихосложения, прекрасно чувствуют ритм, метр, особенности рифмы поэтического произведения:

«Обычно это люди с развитым музыкальным слухом. При заучивании стихов им достаточно создать в воображении последовательность сменяющихся словесных картин, такую своеобразную мысленную киноленту, и слова сами укладываются в нужной последовательности. Но это получается далеко не у всех».

Лень учить стих. Учим стихотворение за один день

Слуховая, зрительная и моторная память у всех людей имеют различное развитие. Для того чтобы быстро выучить стих, важно задействовать все упомянутые выше виды памяти одновременно.

План действий:

  1. Сначала надо внимательно и вдумчиво прочитать несколько раз вслух стихотворение . Действия и картины, которые в нем описаны нужно как можно ярче и полно визуализировать перед глазами. Обдумайте прочитанное, отложите стих на некоторое время и продекларируйте второй раз.
  2. Затем текст стихотворения нужно переписать , но при этом проговаривать то, что вы пишите. Дальше следует заниматься лишь с текстом, который вы сами написали от руки. Стихотворение следует читать по четверостишьям или законченным смысловым предложениям в том случае, если они длинные. После прочтения нужно повторить, но лист с текстом должен быть в стороне. Если не выходит сразу, то читайте и повторяйте до тех пор, пока первое четверостишье не будет осилено. Теперь приступаем к следующей строфе, а затем повторяем оба одновременно.
  3. Работаем дальше по приведенной выше схеме , и когда третья строфа будет осилена, нужно повторить уже три строфы вместе, а затем учить следующие абзацы. Таким образом, когда вы будете прибавлять по одному выученному четверостишью к выученному, то скоро вы осилите все стихотворение.
  4. На переходы между строфами следует заострить повышенное внимание . Необходимый к заучиванию стих запишите на диктофон и прослушивайте по одному абзацу, повторяя то, что услышали. Такой алгоритм будет эффективней стандартного чтения в том случае, если вы на слух лучше воспринимаете информацию.
  5. Не нужно геройствовать и стараться заучить без перерыва все строфы  — это не даст желаемого результата. Эффект запоминания наступит тогда, тогда вы прерываетесь на 10–15 минут после заучивания каждых две–три строфы. Когда вы несколько раз повторите заученный текст, отвлекитесь и займитесь посторонними делами. Перед сном рекомендует 2–4 раза продекларировать стихотворение, это поможет отложить его в вашей памяти надолго.
  6. Когда проснетесь, попробуйте без подсказки прочитать заученное стихотворение , не прибегая к помощи подсказок. Пропускайте строки, которые забыли, вспомните все, что осталось в памяти. Теперь нужно взять написанный текст, прочесть его пару раз и повторить наизусть.

Метод снежного кома стих. Методы быстрого запоминания стихотворения

Метод снежного кома стих. Методы быстрого запоминания стихотворения

Предлагаем рекомендации тем, кто желает улучшить свою память, качественно подготовиться к предстоящему выступлению или быстро выучить стихотворение к грядущему уроку литературы.

Методы тренировки памяти, или какие способы помогут легко запомнить рифмованный (и не только) текст. Чтение стихотворения вслух. Особенно этот метод подойдет аудиалам – людям со слуховым восприятием. Желательно не просто читать вслух, а делать это стоя перед зеркалом, четко проговаривая слова, расставляя смысловые акценты, делая паузы, соблюдая интонационные «волны». Чтение вслух способствует улавливанию и запоминанию ритма, который отпечатывается в памяти.

Записывание текста на бумаге. В данном случае задействуется двигательная память. Прочитав несколько раз текст, нужно записать то, что запомнилось. Таким образом, будет понятно, где существуют «пробелы», и каким моментам стоит уделить больше внимания. Произнося стихотворение или прозу вслух, записывая их, вы задействуете сразу несколько каналов памяти: зрительную, слуховую и двигательную. Это ускоряет и облегчает процесс запоминания в несколько раз.

Чтение нараспев. Небольшие стихи можно положить на знакомую или любимую мелодию. Напевая их, в памяти возникают ассоциативные связи, облегчающие запоминание.

Разъяснение непонятных слов. Поэтическая речь несколько отличается от привычной разговорной манеры. В стихотворениях часто встречаются малопонятные или устаревшие слова и выражения, сложно сконструированные фразы. В произведении, заучиваемом на память, все должно быть понятно. Для облегчения восприятия следует разобраться с «непонятостями». Например, изучая стихотворение А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», стоит поинтересоваться и узнать что: Александрийский столп – это памятник царю Александру I в Санкт-Петербурге; слово «пиит» устаревшее «поэт»; а тунгусы – не имеют отношения к Тунгусскому метеориту, это название народа «эвенки». После предварительного разбора, становится понятно, о чем говорится в стихотворении и его содержание легко представить в воображении. Иногда кроме разъяснения слов, не мешает познакомиться с историей написания и литературным анализом произведения. Это расширяет представление о смысле написанного.

Использование ассоциаций. Прием составления ассоциаций помогает запомнить текст надолго, в отличие от простого механического зазубривания. Всегда легче запомнить стоки, придумав к ним свои ассоциативные образы. Так легче запоминается любая необходимая информация. Например, читая первые строки стихотворения Б. Пастернака «Февраль», можно представить идущего сквозь метель человека, который плачет навзрыд и достает из кармана налитые в него чернила:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд… »
Разыгравшаяся фантазия и приложенные усилия дадут желаемые результаты незамедлительно.

Заучивание методом «снежного кома». Если логика, анализ и подбор ассоциаций не приносят должные плоды, стоит прибегнуть к заучиванию по методу «снежного кома». Это значит, что следует прочесть несколько раз первую строчку, и повторить ее, затем запомнить вторую строку, и проговорить уже две строки, после этого «подключить» к ним третью и так далее. Перед выступлением вам придется только повторить первую строку – последующие возникнут сами по себе.

Вспомогательные рекомендации. Облегчит и ускорит запоминание ряд дополнительных советов.

  • Необходимо создать комфортную обстановку, благоприятствующую запоминанию. Если вы любитель тишину – воспользуйтесь отсутствием близких, если нужен фоновый шум – включите приятную негромкую музыку и т.д.
  • Можно попросить помощи у другого человека. Ему можно прочесть стихотворение, или попросить почитать вместе с ним по очереди: строчка за строчкой или что-то вроде того.
  • Подготовить шпаргалку-напоминание. На листочке можно выписать основные слова или фазы, составить понятную только вам схему текста, нарисовать образные картинки-подсказки.
  • Повторить стихотворение на ночь. Небольшой перерыв и повторение на отдохнувшую голову перед сном поможет распределить необходимую для запоминания информацию разложить по полочкам.

Учить стихи для памяти. Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым

Взрослым тоже нужно учить хорошие стихи. Нужно учить стихи на всю жизнь. Нужно учить только те стихи, которые стоит учить. Нужноучить стихи, которые трогают до глубины души. Нужно учить особенные стихи Пушкина, Некрасова, Тютчева, Есенина, Ахматовой. Есть просто стихи, а есть глубокие стихи.

Мы подобрали стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым людям. В конце статьи также есть стихи для детей, короткие и также поучительные.

Стихи, которые стоит выучить наизусть на всю жизнь (легко учащиеся, потому что со смыслом)

Короткий стих «ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ..» (АЛЕКСАНДР ПУШКИН )

Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам Ее порывы благотворны, Как бури вешние полям: В дожде страстей они свежеют, И обновляются, и зреют — И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод. Но в возраст поздний и бесплодный, На повороте наших лет, Печален страсти мертвый след: Так бури осени холодной В болото обращают луг И обнажают лес вокруг.

Учить стихи для памяти. Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым

Стихотворение Пушкина "Красавица"

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

1832

Если жизнь тебя обманет…(Пушкин)

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

1825

Чем меньше женщину мы любим (А.С. Пушкин)

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.

Я помню чудное мгновенье (к Керн)

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Учить стихи для памяти. Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым

Как не учить стих и не получит. Стихи "на завтра"

Евы, скажите мне, нормально ли задавать первоклассникам выучить стихотворение из 4-х четверостиший (т.е. из 16 строк) таким образом, что сегодня задали - а завтра уже будут спрашивать? Стих не самый легкий, с довольно сложными речевыми оборотами.
Я, конечно, понимаю, что официально первоклассникам запрещено задавать д/з, но по факту, естесственно, задают. Но такое д/з у нас уже не в первый раз (учить стих помимо заданий по мат-ке и письму), и вчера у меня поднялось возмущение. Мы с ребенком честно пытались выучить, но получилось только первые два четверостишия, дальше - ступор, она не смогла запомнить ни строчки. Успеваемость в целом очень хорошая.
Если бы этот стих задали хотя бы не на завтра, а на послезавтра - проблем бы не было, выучили бы за 2 вечера. Но за один вечер - по-моему, перебор.
Как считаете? Это у моего ребенка проблемы с памятью, или так действительно нельзя? Спасибо за мнения.
П.С. Школа самая обычная, безо всяких уклонов. Ребенку 7 лет и 6 месяцев.

Да не переживайте вы так!
Всё равно она всех не спросит :)
Как минимум ваша дочка начала учить. Преподаватель это увидит.
Наша преподаватель тоже даёт очень много "тренировочных заданий". Кто-то игнорит, кто-то делает в силу своих способностей. Недавно у меня был похожий случай. Дочке задали серьёзный стих, а она в это время готовилась к вокальному конкурсу. Я подошла к преподавателю и попросила отсрочку на неделю.
Всё выучится, не переживайте.

нормальное задание. У дочки в 1 классе задавали учить по 4 стихотворения в неделю, то есть практически каждый день. К середине года абсолютно все дети втянулись и легко с этим справлялись. А вот в школе у сына-первоклассника д/з не задают вобще. Ни по одному предмету. Ни учить, ни читать, ни пересказывать. Вот это ужас, если честно.

Также задавали. У дочки память не самая хорошая, однако прогресс в течение года значительный - т.е. как метод тренировки памяти это работает.
И не забывайте, что спрашивают не всех. А те, кто хотя бы начал учить, великолепно доучивают заданное пока отвечают предыдущие три товарища:)

Не могу поверить, что кто-то считает, что это много. Считаю, что это у вашего ребенка проблемы с памятью, задание абсолютно нормальное.
Могу порекомендовать учить так. С вечера, уже лежа в кровати несколько раз прочитать вслух. Утром, не вставая повторить несколько раз.

Почему стих забывается. Что делать если выучила стих и сразу забыла??? Как выучить???

Повторять стих несколько раз, разбивая его на части и концентрируясь на каждой части. Использовать мнемонические приемы, например, связывать слова стиха с изображениями в воображении. Также полезно будет записать стих на бумаге или смартфоне и повторять его вслух до запоминания.

Хочешь пообщаться с искуственным интеллектом? Попробуй бесплатного телеграм бота Brain Bot

Статьи для ответа на вопрос:

Как запомнить стихи: простые и эффективные способы
Запоминание стихов может быть не только увлекательным, но и полезным. Этот навык может помочь развивать память, улучшать лингвистические способности и привить любовь к поэзии. В этой статье мы рассмотрим простые и эффективные способы запоминания стихов.

Ошибки, которые мешают запомнить стихи: как избежать их
Запоминание стихотворений - это мощный инструмент, который может помочь человеку не только научиться лучшему пониманию языка, но и развивать память. Однако, как и при любом другом занятии, в процессе запоминания стихов можно сделать некоторые ошибки.

Тренировки памяти для запоминания стихов: от начинающих до более продвинутых методов
Запоминание стихотворений является важной задачей для людей всех возрастов. Помимо того, что владение поэтическим языком делает нашу жизнь более насыщенной, это также помогает развивать нашу память и концентрацию. Некоторые люди могут считать, что запоминание стихов – это непростая задача, однако с помощью специальных тренировок памяти, кто угодно может научиться этому умению. В этой статье мы разберем некоторые простые и продвинутые методы тренировок памяти для запоминания стихов.

Как не учить стих и получит. Вижу цель!

Сначала надо осмыслить, зачем мы собираемся учить стихотворение.

Может быть, мы готовимся к конкурсу чтецов?

Или нам понравилось какое-то стихотворение до такой степени, что хочется его повторять и повторять все время, где бы мы ни находились?

Или мы готовимся к экзамену по литературе?

Наконец, стремимся выполнить домашнее задание к уроку: не выучишь — получишь «пару».

Методы в этих случаях могут отчасти и не совпадать. Так, чтобы блеснуть на конкурсе или вспомнить произведение через полгода на экзамене, учить его надо начинать по крайней мере за три дня. А просто «чтоб двойку не поставили», выучить можно и за один вечер. Но и забудется оно так же быстро, а если мы внезапно собьемся, отвечая, то припомнить продолжение нам будет трудно.

Сразу можно сказать, что последняя мотивация — самая неудачная. Педагоги называют ее «внешней». Это значит, что цель не связана собственно с заучиванием стиха: ученику не стихи интересны, а возможность избежать плохой отметки. И отсутствие правильной мотивации может в данном случае сыграть злую шутку. Наверное, со всеми так бывало: учишь, учишь, уже измучился, а ничего не выучено. Это потому происходит, что мозг человека — орган вовсе не простой. Наше сознание ощущает бессмысленность дела, и память не включается в работу.

Итак, первый ответ на вопрос, как же выучить стихи, будет немного странным: надо заставить себя захотеть выучить это произведение. Представим себе, как мы его выучим и с выражением продекламируем, как все удивятся, как рада будет учительница, как восхитятся одноклассники и родители. Перестанем называть произведение даже в мыслях «дурацким стишком» или еще как-то нехорошо. Постараемся отнестись к нему с симпатией — оно тогда запомнится быстрее и легче. Парадоксально, но факт: дело, которое нравится, всегда удается лучше.