Как развить ребенка в 1 год самостоятельно. Что должен уметь ребенок к 1 году и как помочь дальнейшему развитию годовалого малыша?

Содержание
  1. Как развить ребенка в 1 год самостоятельно. Что должен уметь ребенок к 1 году и как помочь дальнейшему развитию годовалого малыша?
  2. Занятия с ребенком 1 год дома. Как развивать ребенка в 1 год
  3. Что должен уметь ребенок в 1 год комаровский. Физические параметры малыша в год
  4. Психология ребенка 1 год. Что должен уметь ребенок в 1 год: календарь развития
  5. Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет
  6. Что должен уметь ребенок в 1,5 года. Ребенок 1,5 года
  7. Как развивать ребенка 1 5 года дома. Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Как развить ребенка в 1 год самостоятельно. Что должен уметь ребенок к 1 году и как помочь дальнейшему развитию годовалого малыша?

Год - первый серьёзный возрастной рубеж вашего малыша, первый его День Рождения. Время летит быстро, и в таком нежном возрасте малыш нуждается в постоянной опеке и родительском контроле. В том числе, и в контроле его физического и психологического развития. Очень важен этот возраст потому, что именно в этот период можно начинать постепенно воспитательный процесс. И многие мамы обеспокоены, правильно ли развивается ребёнок, всего ли ему хватает, и как лучше продолжить его развитие?

Что касается физиологического развития , то к годовалому возрасту малыш обычно весит где-то в диапазоне 10-10,6 кг, а рост - 76-77 см. (это средние показатели, конечно, малыши не бывают все, как на подбор, всё ещё и от родителей зависит в значительной степени). Во рту у годовалого уже должны быть 12 зубов, и это один из аргументов к прекращению грудного кормления. К этому возрасту организм маленького человечка уже достаточно сформировался, чтобы получать все необходимые ему элементы из "взрослой пищи". Но некоторые продолжают в этом возрасте кормить малыша грудью. Но, как правило, никаких особых проблем с переходом на взрослый стол у ребёнка не возникает. Единственное предостережение на этот счёт - не стоит отнимать ребёнка от груди в жаркое время года, если ему нездоровится, в таком случае можно ещё какое-то время продолжить грудное кормление.

Двигательные навыки годовалого уже довольно развиты. В этом возрасте они так быстро растут, что не успеваешь за ними уследить. То, чего ребёнок не умел ещё вчера, он может научиться сегодня. Годовалые начинают потихоньку ходить ножками, а не ползать. Бегать они ещё не могут, а любая попытка заканчивается падением. Малыш часто плюхается на попу, что вызывает тревожные вздохи бабушек и дедушек. Но сам ребёнок такие аварии воспринимает совершенно безболезненно, позаботьтесь только, чтобы все его тренировки проходили на мягком и тёплом коврике. Постепенно малыш учится приседать всё более мягко, не вызывая землетрясений. С помощью взрослого ребёнок может даже восходить и спускаться по лесенке, что занимает его и требует немало умственных усилий. Заниматься с ребёнком хождением по лесенке, а также стимулировать его карабкаться по наклонным поверхностям, пролезать под низкими препятствиями и позволять пытаться ходить самостоятельно (больше 5-7 шагов без падения у них пока не выходит) - это хорошая тренировка двигательных навыков.

Занятия с ребенком 1 год дома. Как развивать ребенка в 1 год

Годовалый ребенок очень активен и любознателен. В этом возрасте малыш уверенно ходит и бегает, проявляет интерес ко всем окружающим предметам, хорошо понимает речь и взаимодействует со взрослыми, начинает говорить первые слова и фразы. Неудивительно, что родители стремятся разобраться, как развивать ребенка в 1 год, чтобы не упустить время, которое летит очень быстро.

Развитие речи малыша

В 12-15 месяцев словарный запас ребенка состоит из 10-15 односложных слов или коротких фраз. Особенно интенсивно речь начинает развиваться по достижению полутора лет. Сначала малыш, как эхо, повторяет услышанные от родителей слова, затем старается воспроизвести их самостоятельно. К концу второго года жизни ребенок начинает уверенно оперировать словосочетаниями и небольшими предложениями из 2-4 слов. 

Чтобы ускорить речевое развитие малыша в 1 год, можно делать это в игровой форме:

  • пропевать с ребенком звуки и слоги, постепенно увеличивая и усложняя слова;
  • чтение несложных стишков, побуждающих к произнесению слов и звуков;
  • игра “кто так говорит?” - взрослый показывает картинки с животными и просит ребенка воспроизвести их характерные звуки.

Интеллектуальное развитие

Изучая вопрос, как развивать ребенка в 1 год, не следует также забывать о памяти, мышлении и умении концентрировать внимание. Активность малыша должна быть направлена на получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений. 

Игры, которые могут использовать родители:

  • игры с сортером помогут научиться различать различные геометрические формы;
  • использовать картинки для названий фруктов, овощей, животных, предметов мебели и одежды;
  • применение в игровой форме пирамидки, кубики и несложных пазлов;
  • разглядывание книжек с толстыми картонными страницами и красочными иллюстрациями с комментариями и призывом к действию “покажи”, “скажи”, “повтори”.

Для развития малыша в один год не следует злоупотреблять длительным просмотром мультиков или игрой с планшетом. 

  Как развить ребенка в 1 год самостоятельно. Что должен уметь ребенок к 1 году и как помочь дальнейшему развитию годовалого малыша?

Физическое развитие годовалого ребенка

К концу первого года жизни ребенок начинает уверенно ходить, самостоятельно становиться на ножки, залезать и слезать с дивана, подниматься и спускаться по лестнице с опорой. На втором году жизни он овладевает навыками преодоления препятствий, игры в мяч, катания машинки, снятия одежды. Среди важных физических навыков к концу второго года жизни - умение пользоваться горшком, убирать игрушки, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.

Игры, которые помогут с физическим развитием ребенка: использование мяча, выполнение гимнастических упражнений, танцевальные движения под музыку, приобщение к выполнению несложных поручений по дому в игровой форме. 

Развитие моторики и сенсорики

Развитие малыша в 1 год предусматривает лепку из пластилина или глины, рисование пальчиковыми красками, игры с цветным рисом, фасолью, макаронами, игры с сортером. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, дают тактильный опыт, стимулируют мозговую деятельность и ускоряют развитие речи.

Как развить ребенка в 1 год самостоятельно. Что должен уметь ребенок к 1 году и как помочь дальнейшему развитию годовалого малыша? 01

Что должен уметь ребенок в 1 год комаровский. Физические параметры малыша в год

Если ориентироваться на нормативы ВОЗ, то рост мальчика в год составляет примерно от 71 см до 80 см, а рост девочки этого же возраста находится в диапазоне от 69 см до 78 см. Весят мальчики примерно от 8 до 12 кг, а масса девочки в 1 год колеблется между 7 кг и 11 кг.

В целом, по своему физическому развитию мальчики опережают девочек. На вес и рост ребенка влияет множество факторов, в том числе срок рождения. Недоношенные малыши развиваются в другом темпе, поэтому у них другие медицинские критерии оценки.

Развитие ребенка за первые 12 месяцев скачкообразное. Самая высокая скорость прибавки в росте приходится на первые три месяца крохи. Затем от 3 до 6 месяцев малыш вырастает в среднем на 7,5 см, с 6 до 9 месяцев прибавка в росте уменьшается до 1,5 см в месяц, с 9 до 12 месяцев ребенок каждый месяц вырастает на 1 см.

С весом дела обстоят проще, потому что у малышей он колеблется в достаточно широком диапазоне, который приведен выше. Врачи рекомендуют избегать двух моментов: дефицита массы тела и ожирения. Недобор массы часто случается из-за недостаточного питания и витаминов. Необходимо проверить у ребенка показатели железа, витамина Д, кальция. Если вес значительно превышает верхнюю границу нормы в 1 год, то рекомендуется консультация детского эндокринолога, снижение углеводов и повышение физической активности малыша.

Из-за того, что малыш до года так быстро растет, размер его одежды постоянно меняется, потому что ему все становится мало. Размер одежды ребенку следует выбирать исходя из показателей роста, в 1 год он соответствует примерно 80-86 см.

Психология ребенка 1 год. Что должен уметь ребенок в 1 год: календарь развития

Что должен уметь ребенок в 1 год: календарь развития: Pexels / Hasan Albari

За первые 12 месяцев жизни малыш превратился из беспомощного новорожденного в активного и любознательного живчика. Впереди у него много открытий, и родители должны знать, чего ожидать от этого возраста и как стимулировать развитие малыша. Что должен уметь годовалый ребенок, рассказывают доктора Карисса Стивенс, Эмбер Лоре и Рене А. Алли.

Физическое развитие малыша в 1 год

К году вес ребенка увеличился втрое. Девочки в среднем весят 8,9 кг, а мальчики — 9,6 кг, пишет . После невероятного годовалого скачка рост и набор веса ребенка начнет замедляться, а уровень его активности будет расти. В 12 месяцев рост младенцев в среднем увеличивается на 50% от того, что был в момент рождения. Рост годовалых мальчиков в среднем достигает 75,7 см, а девочек — 74 см, пишет . Детский мозг составляет примерно 60% размера этого органа взрослого.

Физическое развитие малыша в 1 год: Pexels / cottonbro

До года малыш меньше спит днем ​​и больше ночью. Большинство детей в этом возрасте все еще нуждаются в послеобеденном сне, но некоторые малыши отказываются от утреннего сна и дольше отдыхают в середине дня. Суточная норма сна для детей этого возраста — минимум 13,25 часа в сутки. (11–12 часов ночью и 2–3 часа сна в 2 приема днем). Большинству детей в этом возрасте требуется 3,25–4 часа бодрствования между периодами сна.

Во сколько должен ложиться спать ребенок в 1 год? В идеале 12–месячные дети спят ночью 11–12 часов, поэтому между утренним пробуждением и вечерним отходом ко сну должно быть 12–13 часов, пишет. Если ребенок спит вечером, между бодрствованием и ночным сном должно быть не менее 4 часов.

У ребенка такого возраста родители замечают короткие регрессии сна, поскольку появляются новые навыки, такие как ползание и ходьба, а также болезненные периоды прорезывания зубов.

В год можно переходить с грудного молока или смеси на коровье молоко, но использовать следует не молоко с рынка, а витаминизированное, специально предназначенное для детского питания. Ребенку требуется дополнительный жир для здорового роста и развития мозга. Не переходите, пока ребенку не исполнится 2 года, на молоко с низким содержанием жира или любую другую пищу с низким содержанием жира.

Теперь, когда ребенок ест больше столовой пищи, повышается опасность удушья. Избегайте давать годовалому малышу целый виноград, кусочки хот-догов, попкорн или любую другую пищу, которая может застрять в горле. Всегда оставайтесь рядом с ребенком во время еды.

Уже можно давать продукты, содержащие мед. Яйца и ореховое масло также приемлемы, пишет доктор медицины. Детям этого возраста нужно примерно 1000 калорий, распределенных между тремя приемами пищи и двумя перекусами в день.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/novosti/vospitanie-detey-vtorogo-goda-zhizni-osobennosti-vospitaniya-i-razvitiya-detey-vtorogo-goda

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

Решила составить список игрушек, которые пользовались спросом у младшей дочери в возрасте от 1 года до 2 лет. Игрушки разноплановые, от развивающих до сюжетно-ролевых. Добро пожаловать под кат))

Сразу обозначу, что игрушек много, но в доступе все одновременно не бывали никогда. Если интереса не возникало, игрушку упоминать не буду. Итак, начнем:

Развивающие игрушки

1. Крупная мозаика

С 1 года и до сих пор

Сначала вставляла просто так, с 2-х лет - по цветам.

У нас Beezy Toys, но есть много вариаций по разным ценам.

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

2. Мелкая мозаика

С 1,5 лет

Применение разнообразное - можно вставлять в поле, можно в пластилин))

Десятое королевство.

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

3. Стучалка

С 1 года

Не скажу, что прям хит, но периодически достается и используется по назначению до сих пор.

У нас Voila. Качество супер! Это стучалка с качелями - один гвоздь забиваешь, плашка выдвигает другой, и так до бесконечности стучать можно.

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

4. Сортеры

С 1 года, по назначению с простыми фигурами - после 1,5 лет. Остальные - ближе к 2.

Даже в 2 года интерес сохраняется, игрушки отличные.

Полесье - теремок с ключами. Не просто сортер, а еще ключики, цвета, разные задвижки.

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

Оранжевый верблюд - сортер с мышками. Тут цвета и цифры (цифры не используем). Увидела эту игрушку на развивашках, потом и домой купили. Мышки вставляются в дырочки, окрашенные в соответствующий цвет, при этом дырки не только сверху, а во всех плоскостях - снизу тоже есть.

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

Learning Resources - пирог с фруктами. Эта игрушка прельщала младшую задолго до того, как она поняла ее суть. Игрушка отличная и долгоиграющая)) К двум годам она научилась щипцами захватывать круглые фрукты. Сортировка по цветам тоже только после двух пошла.

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

5. Шнуровки

С 1 года простейшие

Винтик и Шпунтик. Вот изначально ничего лучше и не придумаешь - удобно держать, удобно просовывать гусеничку. Яблоко заинтересовало на самом деле еще до года.

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

ELC. Вот эта не очень удачная шнуровка оказалась - детали очень крупные, поэтому сложно просунуть шнурок и при этом умудриться перехватить его маленькими пальчиками на другом конце фигурки. Но тем не менее пыхтит и пытается. Фигурки сами устойчивые, можно для игры использовать, а еще из них можно башенки строить=) Эта игра заинтересовала ближе к 1,9.

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

Вот эта игрушка оказалась супер-вещью! Это и нанизывалка - детали нужно на штырь насадить, и кубики - можно башни строить, и шнуровка - на шнурок нанизывать удобно, отверстия большие, и логической игрой - есть карточки с заданиями, чтобы собирать по образцу. Последний вариант еще не освоен, поэтому интерес сохраняется. И да, все же дерево, и это чувствуется. В активном использовании с 1,8.

Краснокамская игрушка

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

На развивашках еще понравилась вот такая игра, но домой покупать не стала, возможно, и зря… Она тоже огромным спросом у детей пользуется, просто моя к тому моменту насаживание деталей совсем освоила, вот и не стала покупать. Актуальна с 1,5 лет. Дутали там крупные, по фото размер не очень понятен.

Как развивать ребенка в 1 5 года. Игрушки от 1 года до 2 лет

Что должен уметь ребенок в 1,5 года. Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров

1 год 6 месяцевНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг10,213,0
Вес девочек, кг9,812,2
Рост мальчиков, см78,485,9
Рост девочек, см77,184,5
Окружность головы мальчиков, см46,650,2
Окружность головы девочек, см45,849,0
Окружность груди мальчиков, см47,453,9
Окружность груди девочек, см47,852,9

Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ

1 год 6 месяцевНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг8,813,7
Вес девочек, кг8,113,2
Рост мальчиков, см76,987,7
Рост девочек, см74,986,5
Окружность головы мальчиков, см44,750,0
Окружность головы девочек, см43,549,0

В возрасте до полутора лет ребенок:

  • окончательно осваивает ложку и чашку;
  • предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:
Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки ребенка в полтора года

Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.

Как развивать ребенка 1 5 года дома. Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание;
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость;
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему . Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Источник: https://sovremennayamama.ru/novosti/razvitie-rebenka-o-6-do-2-let-razvitie-detey-ot-1-goda-do-2-let