Развитие ребенка в 3 года. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ

Развитие ребенка в 3 года. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ

Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно помогут в этом «сказки-воспиталки». Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить.

Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.

В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока. Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется все вокруг. Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.

Совет

Помните, что малыш в этот период активно перенимает стиль общения и поведения окружающих его взрослых. Избегайте агрессии, учите его диалогу с окружающими, учите следовать установленным в конкретном социуме правилам (распорядок в детском саду, поведение в коллективе).

Чему учить ребенка в 3 года. Развитие ребенка в 3 года: особенности

Три года – важный возраст в жизни крохи. В это время в его психике происходят большие изменения. Спокойный, послушный ребенок вдруг становится капризным и неуправляемым, а родители недоумевают: что же произошло?

Волноваться не стоит. В психологии существует такое понятие, как кризис трех лет. Именно он и провоцирует такие изменения в поведении детей. Первые признаки начинающегося кризиса становятся заметны уже в два годика. К концу третьего года жизни кризис достигает своего пика.

Распознать кризис трех лет можно по следующим признакам:

  • Негативизм. На все просьбы и предложения родителей ребенок отвечает отказом. Это сильно раздражает взрослых, но нужно понимать, что таким образом малыш учится осознавать себя как отдельную личность.
  • Упрямство. Кроха становится очень упрямым. Он требует, чтобы его желания немедленно исполняли, а если этого не происходит – устраивает истерику.
  • Стремление к самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам – одеваться, умываться, чистить зубы и т. д. Попытки взрослых помочь ему категорически отвергает.
  • Конфликтность. Малыш становится конфликтным: перечит родителям, ругается, игнорирует их просьбы, протестует против установленных правил.
  • Ревность. Кроха начинает ревновать родителей к братьям или сестрам. Если таковых не имеется, он может начать ревновать маму к папе.

Эти изменения в поведении являются возрастными особенностями, которые со временем проходят.

Источник: https://sovremennayamama.ru/stati/chemu-uchit-rebenka-v-4-goda-malchika-fizicheskoe-razvitie-rebenka-v-4-goda

Что должен уметь ребенок в 3 года в детском саду. Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 3–4 лет?»

Развитие ребенка в 3 года. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ Легошина Екатерина
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 3–4 лет?»

Консультация для родителей

Воспитатель Легошина Е. А.

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.

Общение у детей 3 лет носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

Готовность ребенка для посещения детского сада включает в себя гораздо больше, чем просто стандартные навыки самообслуживания и моторики. В первую очередь малыш должен быть морально готовым общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, соблюдать определенные правила и уметь приспосабливаться к режиму группы.

Таким образом, уровень развития Вашего малыша, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, можно определить по следующим навыкам.

В возрасте от 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь следующее .

Речевое развитие

Если ваш ребенок не очень разговорчив, то, скорее всего, ситуация изменится в ближайшее время. В этом возрасте речь развивается достаточно быстро, и ребенок всего за месяц-два может наверстать упущенное.

1. Называть свое имя и возраст

2. Отвечать на простые вопросы

3. Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями

4. Говорить четко

5. Рассказывать простые сказки и истории

Развитие мыслительных процессов

Ваш ребенок в 3 года начинает задавать много-много вопросов. «Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?» Вопросы, вопросы и снова вопросы! Хотя родителей время от времени это может раздражать, задавать вопросы для этого возраста — абсолютно нормально. Поэтому возраст от трех до пяти называют возрастом почемучки. В дополнение к постоянным вопросам «почему?» ваш 3-х летний малыш должен уметь следующее :

1. Правильно называть знакомые цвета.

2. Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.

3. Выполнять три простых команды взрослых подряд( «принеси» , «отнеси» , «подай» )

4. Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.

5. Любить сказки и песенки, особенно перед сном.

6. Сортировать предметы по форме и цвету.

7. Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.

Двигательные навыки

Двигательные навыки ребенка в 3 года продолжают активно развиваться .

1. Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом.

2. Бить по мячу, бросать мяч, ловить его.

3. Прыгать на одной и двух ножках.

4. Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде.

5. Стоять на одной ноге до пяти секунд.

7. Наклоняться, не падая при этом.

Эмоциональное и социальное развитие

Ваш 3-х летний малыш становится более независимым физически и эмоционально. У него уже реже случаются истерики, когда вы оставляете его в детском саду.

Кроме того, ваш 3-х летний малыш становится все более социальным. Ваш ребенок теперь умеет играть и мириться со своими друзьями, что-то делать по очереди, и может показывать простые навыки решения своих первых детских проблем.

В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками.

1. Подражать родителям и друзьям

2. Понимать, что такое «мое» и «его /ее»

3. Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука

Бытовые навыки

1. Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.

2. Аккуратно складывать свою одежду перед сном.

Ребенок 3 года не слушается. 10 подсказок для родителей 3-летнего ребенка

От автора: Узнайте о том, как справляться с непослушным поведение 3-летнего ребенка на пользу ему и всей семье.

Развитие ребенка в 3 года. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ 01

Если у вас есть трехлетний ребенок и с ним бывает нелегко - вы не одиноки. Вот несколько рекомендаций, как сделать жизнь с 3-леткой немного проще и значительно полезнее. Я узнал о них от Кэтлин Беркельманн - доктора, профессора педиатрии и мамы шестерых детей, и выбрал те из них, с которыми согласен и сам:

1. Меньше крика, больше любви. Научные данные подтверждают здравый смысл: крик на ребенка (особенно регулярный) тормозит развитие его мозга. Крик ничего не объясняет ребенку и ничему не учит, поэтому лучше всего разговаривать со своими детьми о мыслях, чувствах и поведении и использовать позитивное, а не негативное воспитание.

2. Со-настройтесь с ребенком. Для этого не просто реагируйте на непослушное, упрямое или вызывающее поведение 3-летки, а задавайте себе вопрос "Почему он ведет себя так сейчас?". Обнаружив потребности ребенка (например, во внимании или защите от тревоги или др.), вы сможете придумать наиболее подходящий ответ, чтобы помочь ему удовлетворять их приемлемыми способами. Например, поговорить с ним о его недовольстве, а не устраивать истерику. Или попросить, а не отбирать игрушки у других детей.

3. Называйте поведение. Ребенку нужно знать, что и как он делает, чтобы лучше понимать свое поведение. Используйте слова "доброта", "старание", "обжорство" и др., чтобы обозначать поведение, а не только "плохо" или "хорошо". Пусть ребенок знает, что, когда он поделился с кем-то - это доброта, а если он выпрашивает очередную и явно лишнюю конфету - это обжорство.

4. Уделяйте ребенку свое полное внимание небольшими кусочками, но часто. У родителей много занятий, а дети в 3 года хотят их внимания и стараются добиваться его разными способами, если не получают. Отвлекитесь от дела на несколько секунд, посмотрите в глаза ребенку, послушайте его или спросите о чем-то. Затем предложите ему идею, которой он сможет заняться, пока вы снова вернетесь к делам.

5. Прикасайтесь к своему 3-летнему ребенку почаще. В этом возрасте дети по-настоящему нуждаются в том, чтобы их погладили или обняли несколько раз за день. И это не только приятно, но и полезно для их эмоционального развития и укрепления хороших отношений с вами.

6. Будьте готовы повторять. Не стоит надеяться, что ребенок будет учиться всему с первого раза. Это так не работает. Непослушание может повторяться неоднократно пока ребенок не освоит правило. Ищите подходящие способы объяснять и побуждать ребенка к позитивным способам поведения по несколько, а иногда и по много раз.

7. Хвалите детей чаще, чем ругаете. В несколько раз. Но хвалите правильно - в первую очередь усилия, и только потом результат. Слишком много необдуманной похвалы может привести к парадоксальному обратному эффекту - страху неудачи у ребенка.

8. Правильные правила. Устанавливайте меньше правил, но соблюдайте их. А также старайтесь, чтобы правила как дома с родителями, так и с бабушками и дедушками, а также в саду были похожи.

9. Когда все остальное не работает - используйте "тайм-аут". Постарайтесь не злиться и сделайте перерыв, на столько минут сколько лет ребенку (для 3-леток - 3 минуты). Не говорите с ребенком в это время, не спорьте, а просто оставьте его в безопасном месте успокоиться (но не теряйте из виду). Если ребенок пытается вас ударить или кричать на вас, протестуя против "тайм-аута", просто скажите ему, что любите его, и что он сможет вернуться к вам, когда успокоится. И еще раз - не спорьте с ним, он 3-летний ребенок и не может контролировать себя всегда.

10. Позаботьтесь о себе. Когда это необходимо - обратитесь за поддержкой к человеку, которому вы можете доверять, или психологу, чтобы обсудить, как действовать на благо ребенку и всей семье в конкретных ситуациях.

Как развивать ребенка в 3 года. Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)

С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.

Развитие ребенка в 3 года. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ 02

Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:

  • Спускаться и подниматься по лестнице;
  • Прыгать на одной и двух ногах;
  • Ловить и пинать мяч;
  • Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
  • Перешагивать препятствия;
  • Рвать бумагу;
  • Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • Строить башни из кубиков;
  • Играть в игры с простыми правилами;
  • Называть свой пол;
  • Ориентироваться в пространстве.

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

Развитие ребенка в 3 года. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ 03

Развитие ребенка 3 года занятия. Интеллектуальное и творческое развитие

В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?

  • Поиск нужного цвета по образцу/названию.
  • Собирание матрёшек, пирамидок, формочек разных размеров.
  • Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
  • Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
  • Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
  • Поиск целой картинки по ее кусочку.
  • Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
  • Игра в мозаику, лото, домино.
  • Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
  • Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
  • Добавление недостающих деталей.
  • Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.

Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.

Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.

Для развития творческого мышления специалисты центра «Каркуша» советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения :

  • игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
  • собирание несложных пазлов;
  • рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
  • рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
  • лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
  • аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
  • вырезание ножницами по контуру и т.д.

Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.

Развитие ребенка 3-4 года. Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет: какие чувства испытывает ребенок при общении со взрослым?

В этом возрасте ребенок всегда хочет быть хорошим, ждет похвалы и одобрения. Малыш испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить самостоятельно какое-то дело, а так же проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").

Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

В повседневных делах малыш:

  • Проявляет инициативу, независимость.
  • Любознателен, любопытен.
  • Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
  • Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
  • Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  • Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
  • Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
  • Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
  • Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  • Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
  • Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
  • Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
  • Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
  • Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
  • Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
  • Проявляет интерес к рисованию, лепке.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Развитие ребенка в 3 года форум. Почему малыш не говорит в 3 года?

Основным показателем здоровья ребенка является речевая активность, начиная с 3 лет. Но что делать, если малыш не заговорил к этому периоду времени? Возможны какие-то проблемы со здоровьем и нужно срочно бить тревогу.

К трем годам ребенок, слушая речь родителей и окружающих, запоминает слова и потихоньку начинает говорить. Речь ограничивается простыми бытовыми словами. В возрасте до пяти лет очень важно исключить все проблемы в развитии речи ребенка, так как активно формируется нервная система .

В 3 года ребенок должен уметь:

  1. знает свое имя, свой возраст, как зовут маму и папу;
  2. играя, проговаривает название вещей, которые его окружают;
  3. смотрит со вниманием мультфильмы и слушает стихотворения и сказки;
  4. словарный запас ребенка к этому возрасту состоит примерно из 1 тысячи слов;
  5. понимает, когда к нему обращаются и что от него требуется;
  6. произносит предложения, состоящие из более трех слов.

Каждый ребенок развивается индивидуально, но есть общие для всех показатели, при отклонении которых необходимо обратиться к врачу с целью проведения диагностики. Только специализированный врач сможет правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Родителям стоит обратить внимание на поведение малыша, если он не пытается заговорить со сверстниками или близкими людьми. Не знает, как выразить словами то, что видит и что его окружает.

Есть причины для беспокойства, если:

  1. ребенок говорит невнятно, проглатывает слова, его плохо слышно и речь неразборчива;
  2. ограничивается фразами, состоящими максимум из двух-трех слов;
  3. не знает, как его зовут, какие имена мамы и папы. Не может ответить, сколько ему лет;
  4. на речь и на просьбу что-то сделать откликается неохотно.

Еще одной из причин того, что ребенок не умеет говорить, могут быть, проблемы со слухом . В этом случае необходимо как можно скорее обратиться к детскому отоларингологу.

Выделяют проблемы речи у детей:

  1. задержка речевого развития ;
  2. патология речевой деятельности – сенсомоторная алалия;
  3. нарушение формирования речи .

В выявлении симптомов данных нарушений, необходимо обратиться к дефектологу.

Существует множество причин, вызывающих дефекты речи у ребенка:

  1. нарушения или патологии в период беременности ;
  2. генетическая наследственность;
  3. различные заболевания, травмы ребенка;
  4. невнимание к развитию ребенка.

Болезни родителей, которые передаются генетически, также могут стать причиной позднего развития ребенка. Болезни, связанные с головным мозгом , травмы и осложнения после болезней. Также малая активность ребенка, времяпровождения у телевизора, планшета могут негативно сказаться на восприятии малышом действительности. Что тоже создаст негативный фон в развитии.

Программа лечения при этом может быть различной. Врач поставит диагноз и назначит пройти диагностику. Также возможно назначение препаратов, активизирующих мозговую активность. Различные упражнения и индивидуальные программы для малышей способны значительно улучшить состояние организма.

Родители должны принимать активное участие в жизни малыша. Гулять на свежем воздухе, играть в активные игры, читать больше стихов и сказок, слушать классическую музыку, учить проговаривать все то, что видит. Развитие мелкой моторики , массаж , гимнастика – это все окажет положительное воздействие на организм в целом.

Каковы причины отказа от лечения?

Многие родители, оказавшись в такой ситуации, недооценивают всю серьезность проблемы, думая, что ребенок вырастит и сам заговорит. Следует их огорчить, так как последствия чаще необратимы:

  1. плохое владение оборотами речи ;
  2. произношение звуков : неверное и нечеткое;
  3. ограниченность в словарном запасе;
  4. плохое воображение;
  5. неспособность составить сложные предложения.

В итоге, ребёнок может замкнуться в себе и не проявлять интерес к окружающему миру. Пропадет потребность общения со сверстниками, так как ребенок может полностью замкнуться в себе.

В случае диагностирования заболевания есть шанс полного восстановления организма к 6-7 годам, если ребенок получил полноценное лечение.

Малышу необходимо уделять максимум внимания с самого его рождения. Внимательно следить за развитием и изменениями в его поведении. Общаться, играть, читать книжки.