Учить стихи для детей: простые и эффективные методы
- Учить стихи для детей: простые и эффективные методы
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое стихи и почему они важны для развития детей
- Какие методы помогают детям лучше запоминать стихи
- Как можно заинтересовать ребенка изучением стихов
- Какие стихи подойдут для детей разного возраста
- Детские стихи для дошкольников для заучивания наизусть
- Стих — РОДИТЕЛЬСКИЙ ЗАПРЕТ (Елена Кононова)
- Стих короткий — ХНЫКАЛКА
- Короткий стих — Пирог из снега
- Красивый стих — Мама спит, она устала (Елена Благинина)
- Стих- Летом дождик не беда (Галина Хлебникова)
- Маленькая мама
- Ёж и дождь (Елена Кононова)
- Помощница (стих Барто)
- Потеплело
- МЫЛЬНЫЙ ШАРИК (Галкина Елена)
- Как можно использовать стихи для развития речи и языковых навыков у детей
- Какие стихи можно использовать для развития эмоционального интеллекта у детей
- Как можно использовать стихи для развития творческого мышления у детей
- Какие стихи можно использовать для развития внимания и концентрации у детей
- Стихи для запоминания правил по русскому языку
- Названия падежей:
- Одеть или надеть?
- Фраза, которая содержит только глухие согласные:
- Только звонкие согласные:
- О после шипящих в корне, исключения:
- Буква Ы после Ц в корне слова:
- Н и НН в прилагательных:
- Двойные согласные:
- Множественное число:
- Носки и чулки:
- Проверяем безударные гласные в корне слова:
- Запоминаем непроверяемые гласные:
- Чередование гласных:
- Наречия на шипящую – исключения:
- Непроизносимые согласные в корне слова:
- Стих про глаголы-исключения второго спряжения:
- Стихи для запоминания ударения
- Как можно использовать стихи для развития памяти и запоминания информации у детей
Учить стихи для детей: простые и эффективные методы
Приведенные методики подойдут и для разных возрастов, но особенно они пригодятся школьникам.
- Стихи хорошо учатся под иллюстрации. Заучили строку – изобразили, переходим к следующей. Так к моменту окончания зубрежки будет и стих, и альбом картинок к нему.
- Хороший способ — стих, который необходимо запомнить, много раз просто прочитать вечером перед сном, а утром закончить обучение. Ночью мозг продолжает обрабатывать потоки информации, поэтому запоминание будет более эффективным.
- Начитайте текст на диктофон и прослушивайте его урывками по несколько строк. Прослушав один фрагмент останавливайте запись и повторяйте услышанное. Слушать стих подросший ребенок может и в наушниках, играя или занимаясь другими делами.
- Можно переложить слова на любимый мотив и читая, как бы петь его, затем повторять уже без помощи книги. Такой способ позволяет всего на 10-15 минут справиться с несколькими четверостишиями, кроме того, это очень весело.
- Учим стих по частям. Стих нужно прочитать три-четыре раза. Первые разы быстро, для ознакомления, далее медленнее. Читать необходимо вслух, проговаривание — один из хороших способов запоминания. Потом читаете две строки, отворачиваетесь от книги – повторяете. Запомнили, учите следующие две строки, соедините с предыдущими. Так, каждый раз выучивая новую строку, нужно повторять ее вместе с началом произведения.
- Выпишите особые слова текста – те, на которых постоянно «спотыкаетесь», на бумагу, положите листик перед собой и рассказывайте ориентируясь на эти «знаковые» места.
- Чтобы запомнить длинный стих его, также как и любой другой, необходимо прочитать вслух несколько раз. Разобраться со всеми непонятными словами и выражениями, представить мысленно образы, о которых идет речь в стихотворении. Потом возьмите лист бумаги и ручку и перепишите весь стих, диктуя себе вслух его строки. Продолжайте учить по написанному вашей рукой тексту – подключится зрительная и ассоциативная память. Техника учения – традиционная по две строки. Первые запомнили, берите следующие, запомнили, соединяете с ранее выученными. После удачных двух-трех строф делайте перерыв минут 10-15, потом продолжайте. Когда почувствуете, что почти справились, занимайтесь другими делами, но вслух повторяйте стихотворение, стараясь больше внимания уделять сложным для запоминания местам. Перед сном прочтите весь текст, а после пробуждения расскажите его без шпаргалок. При необходимости прочтите еще два-три раза перед выступлением.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие методы можно использовать для помощи детям запоминать стихи
Ответ: Для помощи детям запоминать стихи можно использовать различные методы, такие как:
* повторение стихов вслух или напевание под мелодию;
* создание ассоциаций между словами в стихе и реальными объектами или событиями;
* использование ритмичных и музыкальных приемов для улучшения запоминания;
* создание иллюстраций или рисунков, которые помогают запомнить содержание стиха;
* игра в игры, которые задействуют память и внимание, такие как "запоминай слова" или "запоминай последовательность".
Вопрос 2: Как можно заинтересовать детей изучением стихов
Ответ: Чтобы заинтересовать детей изучением стихов, можно использовать следующие подходы:
* выбирать стихи, которые интересны детям по теме или стилю;
* создавать атмосферу игры и творчества во время занятий по стихам;
* организовывать конкурсы и игры, которые задействуют умение запоминать стихи;
* использовать мультимедийные материалы, такие как аудиозаписи или видеоклипы, чтобы разнообразить занятия;
* давать возможность детям сочинять свои собственные стихи и делиться ими с другими.
Вопрос 3: Как можно помочь детям лучше понимать содержание стихов
Ответ: Чтобы помочь детям лучше понимать содержание стихов, можно использовать следующие подходы:
* объяснять сложные слова и выражения, используемые в стихах;
* рассказывать историю или сюжет, который лежит в основе стиха;
* анализировать структуру стиха, такую как рифму, метр и ритм;
* сравнивать стихи с другими произведениями литературы или искусства;
* проводить дискуссии и обсуждения, чтобы дети могли выразить свои мысли и чувства относительно содержания стихов.
Вопрос 4: Как можно помочь детям развить навыки чтения стихов
Ответ: Чтобы помочь детям развить навыки чтения стихов, можно использовать следующие подходы:
* обучать детей правильному произношению слов и акцентуации;
* заниматься чтением стихов вслух, чтобы улучшить произношение и интонацию;
* использовать музыку и ритм, чтобы помочь детям лучше понимать метр и рифму стихов;
* проводить упражнения, которые задействуют слух и внимание, такие как "запоминай слова" или "запоминай рифму";
* давать возможность детям читать стихи на публике, чтобы улучшить их уверенность в себе и мастерство чтения.
Вопрос 5: Как можно помочь детям развить навыки написания стихов
Ответ: Чтобы помочь детям развить навыки написания стихов, можно использовать следующие подходы:
Что такое стихи и почему они важны для развития детей
Тренировка памяти
Поэзия необходима для всестороннего развития детского интеллекта. Стихи тренируют память и скорость мышления. Чем больше стихотворений учит человек, тем быстрее он воспринимает новую информацию. Например, в школах актерского мастерства ученики заучивают большие объемы из прозы и поэзии, чтобы натренировать память.
Формирование словарного запаса
Многие стихотворения были созданы в прошлом и даже позапрошлом веке, благодаря чему в них содержится много устаревших и редких слов, которые однако применяются и в наше время. Изучая поэзию, дети знакомятся с новыми понятиями, узнают их значение, усваивают правильное сочетание слов и формирование фраз. Многие слова они берут на вооружение и начинают использовать в обычной жизни. Их речь приобретает образность, красоту и разнообразие, происходит активное речевое развитие ребенка.
Совет! Для закрепления «пройденного материала» создавайте в детско-родительском общении такие ситуации, которые помогут вспомнить новое слово и произнести его в разговоре.
Формирование фонематического слуха
На занятиях с логопедом для детей ученики часто разучивают поэтические произведения. Это помогает ясно различать звуки в речи и четко произносить их. Дети прислушиваются к звучанию слов, запоминают их верное звучание. Кстати, именно нарушения фонематического слуха может сформировать нарушения в речи, вызвать сложности на уроках пения для детей и стать источником дискомфорта и комплексов.
Эмоциональное и психическое развитие ребенка
На языке поэзии говорит душа, и поэтому поэзия помогает не только улучшить детскую память или быстроту мышления, но и сформировать эмоциональный интеллект. Благодаря стихам, маленький человек увидит насколько разным может быть мир, научится различать оттенки чувств и эмоций, научится тонко чувствовать красоту природы и искусства.
Совет! Знакомя ученика с новой темой в искусствоведении, актерском мастерстве или даже в английском языке для детей, предлагайте выучить небольшое поэтическое произведение на данную тему для более глубокого погружения в нее.
Какие методы помогают детям лучше запоминать стихи
Увеличивать объём постепенно
Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.
Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.
Визуализация
Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.
Театр
Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.
Пересказ
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.
Как можно заинтересовать ребенка изучением стихов
Рассказать стихотворение Деду Морозу и получить сладкий подарок на новогоднем утреннике — традиция, которая живет практически в каждом регионе России. Многие родители дошкольников и младших школьников задумываются, как помочь ребенку выучить стихотворение. О том, как заучивание стихов влияет на процесс воспитания и развития, почему учить стихи полезно и какие произведения выбирать – рассказала Наталья Казначеева , кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, специалист Центра экспертизы Института изучения детства, семьи и воспитания
Как учить стихи с детьми?
Для того чтобы ребенок запомнил стихотворение и захотел его выучить, ему важно почувствовать эмоциональный настрой родителей и положительное отношение к поэзии. Помните, маленькие дети легко запоминают стихи, поэтому тщательно выбирайте лучшие образцы стихов из детской поэзии. Чем меньше ребенок, тем чётче должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем отражаются. Однако эта простота не должна быть примитивной.
Для лучшего запоминания стихи должны быть ясными, небольшими по объему, без описательных моментов, то есть, ребенку важно узнавать в стихотворении знакомые образы, эмоционально на них откликаясь. Если ребенку непонятны слова или выражения в стихотворении, то их нужно объяснить. Можно подобрать иллюстрации к стихотворениям, как правило, они есть в книгах для детей.
Интересно также использовать зрительные образы — символы: сначала знакомить детей с ними, их значением, затем подбирать к стихам, конкретным предложениям или словам и читать произведение, акцентируя внимание детей на них. С помощью символов ребенок легко вспомнит и расскажет знакомое стихотворение. Так у ребенка развивается связь зрительной и слуховой памяти, он лучше понимает содержание произведения и запоминает его. Например, можно показать снежинку, если в стихотворении встречается слово «иней».
Больше играйте с ребенком – с помощью игры легче запоминать стихи, вдумываться в их содержание, смысл. Детям нравятся игры со звуками и рифмами. Легче запоминаются короткие стихи с повторяющимися фразами, в которых много глаголов и существительных, где конкретность и образность сочетается с действием. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок по стихотворению, подобрать музыку и пропеть его, можно «показать» стихи с помощью театрализованных действий или рассказать историю о том, что происходит в стихе. Импровизируйте, сочетайте различные подходы и виды искусства – тогда вашему ребенку понравится учить стихи!
Почему полезно учить стихи, что это развивает?
Чтение и заучивание стихов позволяет детям услышать их мелодику, сформировать звуковую культуру речи, овладеть средствами звуковой выразительности и выработать четкую дикцию. Заучивание наизусть формирует словарный запас ребёнка, его речевую культуру влияет на его эмоции и интеллект.
Поэзия вызывает у детей большой эмоциональный отклик. Ребенок впитывает впечатления, полученные от чтения и заучивания стихотворений, его воображение развивается, он фантазирует, играет, его речь обогащается. Образное восприятие мира оказывает большое эстетическое воздействие на юного читателя. Красота стихов, их гармоничность формирует душевный настрой ребенка, успокаивает его, пробуждая положительные эмоции радости и счастья от встречи с прекрасным. Читая и заучивая стихи, ребенок погружается в мир волшебных звуков и смыслов – это очень важно для ребенка, так формируется его личный опыт и внутренний мир.
Какую воспитательную составляющую это содержит?
Чтение и заучивание лучших образцов русской поэзии погружает детей в мир российской культуры, традиций, обычаев, помогает постигать окружающую действительность. Родителям с самого младенчества необходимо читать детям стихи Александра Пушкина, Петра Ершова, Афанасия Фета, Фёдора Тютчева, Сергея Есенина, Александра Блока, Владимира Маяковского, Корнея Чуковского, Николая Рубцова и многих других поэтов. Важно вместе с ребенком погружаться в мелодику русской речи, чувствовать её благозвучие, гармоничный строй образов, звуков и ритмов. С помощью стихотворений ребёнок узнает о русском языке, природе России, взаимоотношениях между людьми, освоит национальные культурные коды.
Какие стихи подойдут для детей разного возраста
У старших дошкольников 5-6-7 лет очень много дел: нужно учить стихи Пушкина и Барто, цифры, буквы, гулять и развиваться. Дети часто выступают на конкурсах чтецов со стихами про родину, Россию, войну, природу и любимых животных. Мы подобрали картотеку стихов для дошкольников 5-6-7 лет про все, что должен знать ребенок в этом возрасте. Это очень удобно, сохраняйте в закладки, пишите комментарии — какие стихи выбрали вы и ваши дети.
Детские стихи для дошкольников для заучивания наизусть
Учить стихи наизусть очень полезно для детей. Здесь вы найдете много интересных детских новых и старых стихов для дошкольников. Много стихов для детского сада — на утренники, выпускные, творческие вечера и уроки.
Скачать стихи для дошкольников — stihi-dlya-doshkolnikov Скачать
Стих — РОДИТЕЛЬСКИЙ ЗАПРЕТ (Елена Кононова)
Папа кот и мама кошка
Вывели гулять котят,
А котятки так хотят
Прыгать, бегать без оглядки,
Солнышку подставить бок,
Игорька поймать за пятки,
Димке развязать шнурок.
Небо в синий цвет одето,
И как вата облака.
Разве можно деткам лето
Наблюдать издалека?
В мяч играют ребятишки,
Только котики в тени,
Знают,что шалили слишком,
И наказаны они.
Всё вокруг, как будто, дразнит,
Но родительский запрет…
Это справедливо разве-
Лето есть, а их в нём нет?
Стих короткий — ХНЫКАЛКА
КАХныкалка Анджела
просто надоела!
Целый день канючит.
Маму она мучит,
Бабушку, сестричку.
Хныкалка Анджела
Очень хочет птичку.
Короткий стих — Пирог из снега
Падал снег на порог
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки,
Не из снега,из муки.
Красивый стих — Мама спит, она устала (Елена Благинина)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
Стих- Летом дождик не беда (Галина Хлебникова)
Тихий дождь идёт с утра,
Летом дождик – не беда,
Мы и в дождик погуляем,
Мы ж не сахар, не растаем…
Лужи тоже не беда,
В лужах чистая вода.
Пробежаться босиком
Так забавно под дождём!
Можно зонтик взять с собой —
Яркий, яркий и большой
И ходить воображать…
Летом незачем скучать!
Дома я не усижу,
Всё равно гулять пойду!
Маленькая мама
Нянчу куклу я сейчас,
А подружка, в тот же час,
Подошла поговорить.
Не велю я ей шутить!
Кукле-дочке спать пора!
Будет разговор с утра.
Ёж и дождь (Елена Кононова)
Продырявил кто-то тучку.
С неба сильный дождь полил!
-Спинка вся моя в колючках,
Видно, тучку зацепил.
Быстро бегал по дорожке,-
Думал ёжик. -Как я мог
Поступить неосторожно?
Вот и сам насквозь промок!
Помощница (стих Барто)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, —
Он с утра конфеты ел.
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила дверь для кошки,
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Потеплело
На дворе проснулось лето,
Очень нравится мне это,
Платье летнее надела,
Не могу сидеть без дела.
Подставляю солнцу руки,
Не скучало чтоб от скуки.
Голубого небо цвета,
Скоро, ведь, макушка лета
В летнем месяце июле.
Но немножко нас » надули».
Был июнь совсем холодный,
Для купанья не пригодный.
Вот дождусь с работы папу,
Пляжную надену шляпу,
Я пойду с ним к синей речке.
В небе белые колечки
Побегут во след за нами,
Что зовутся облаками,
Окуну их тоже в реку,
Жарко им как человеку.
Искупаться жарким летом,
Загореть медовым цветом,
И здоровья поднабраться.
Как же здорово — то братцы!
МЫЛЬНЫЙ ШАРИК (Галкина Елена)
— Мыльный шарик — вот так чудо!
Взялся ты сейчас откуда?
С разноцветными боками
Ты паришь сейчас над нами.
Улыбнулся шарик Лене:
— Родился я сам из пены.
Подмигнул и мне чуток,
Показав волшебный бок.
Шарик наш заметил ветер
— Это что у вас там, дети,
Пляшет, словно акробат?
Шарик ветру очень рад:
— Ты возьми меня с собой,
Я ведь шарик озорной.
Помахал он нам ладошкой:
— Полетаю я немножко.
Мир увидеть весь хочу.
После – к вам я прилечу.
Как можно использовать стихи для развития речи и языковых навыков у детей
Галина Гамагина
Речевое развитие детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»
В последние пять-десять лет уровень речевого развития детей заметно снизился . Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео., они редко делают что-то своими руками , потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.) Наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школьному обучению также в сфере моторики, произвольного внимания и в сфере эмоционального развития .
Публикация «Речевое развитие детей посредством использования методики „Расскажи стихи руками“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Эти проблемы можно решить эффективней, если использовать методики , проверенные опытом многих поколений,а именно: специальные игровые методики , так как только игра – естественная деятельность ребенка.
Одну из таких методик мы открыли для своей работы: игровая методика « Расскажи стихи руками » (Алябьевой Е. А) . Используя данную методику можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи. Дело в том, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга . Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз , снижает психическое напряжение. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие . Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка , способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Данная методика одновременно решает множество задач,а именно:
- работа над звукопроизношением;
-расширение словарного запаса
- овладение лексикой родного языка
- совершенствование выразительности речи
- развитие эмоциональной сферы .
Работа по дифференциации и автоматизации звуков строится с использованием стихотворных упражнений , которые позволяют воспитателю занимаясь с подгруппой, активизировать каждого ребенка, используя разнообразный речевой материал . Истории и сказки детям интересны по содержанию, поэтому они их внимательно слушают, быстрее запоминают, что улучшает процесс выделения слов с нужным звуком. Предложенные вопросы помогут взрослым направить внимание ребенка на нужное слово, произнести его. Выделенный ряд слов с определенным звуком в заданиях упрощает работу с данным материалом.
Недовольная сова (с)
-Ох, ох, ох –
Устало стонет
На сухом сучке сова –
Что-то нынче от погоды
Разболелась голова.
Что-то сон мой неглубокий,
Что-то силы нет совсем.
Даже ночью темной мышек
Я почти уже не ем.
Я совсем осоловела
И осунулась слегла
На сосну свою присела
И чешу свои бока.
Сосны шумом раздражают,
Солнце будит по утрам,
Серп луны стал очень бледным,
Плохо светит по ночам.
Стала старой я совсем,
Вечно недовольна всем.
Хорошо, пришла весна!
Птицам будет не до сна.
Свежеть леса, шум ручья
Силы вновь вольют в меня.
Какие стихи можно использовать для развития эмоционального интеллекта у детей
Всестороннее развитие интеллекта дошкольников посредством заучивания стихотворений
Ни для кого не секрет, что одним из важных качеств, способствующих успешной учёбе – это хорошая память. Из своего опыта мы все прекрасно знаем, что детям, которые легко и быстро запоминали учебный материал, учиться было легче.Для чего учить стихи?
Память развивается с детства, чем раньше мы начинаем её тренировать, тем лучше. И один из самых эффективных способов развития памяти, это заучивание стихов.Начиная с небольших простых стихотворений и постепенно увеличивая и усложняя их, мы тем самым увеличиваем объём механической памяти, а повторяя стихи, которые выучили давно, мы тренируем и развиваем долговременную память.Рифмованные строки, мелодичность, напевность, чёткий ритм – всё это способствует лёгкому восприятию и заучиванию стихотворных форм, развитию интонационной выразительности речи.Осознанное, вдумчивое чтение, обсуждение смысла стихотворения помогает натренировать логическую память ребёнка.Регулярная визуализация стихотворных сюжетов развивает воображение и образное мышление.Стихотворения наполнены разнообразной (и иногда - редко используемой в обычной жизни) лексикой и словосочетаниями. В процессе заучивания ребёнок запоминает новые слова, контекст их использования, расстановку акцентов, тем самым обогащая свою речь, делая её осмысленной, выразительной, структурной, образной.Поэзия открывает ребёнку исключительный мир чувств, глубоких переживаний, эмоциональных открытий. Благодаря стихотворениям, ребёнок увидит, насколько разной может быть окружающая его действительность, научится различать оттенки чувств и эмоций, тонко чувствовать красоту природы и искусства, тем самым формируя свой эмоциональный интеллект.Регулярное выразительное чтение и декламирование стихов приучает ребёнка к правильному темпо-ритмическому и интонационному оформлению речи. Развивает фонематический слух и формирует слоговую структуру слова.Советы родителям по эффективному заучиванию стихотворений с детьми
Всестороннее развитие интеллекта дошкольников посредством заучивания стихотворений
Образование интеллекта – это сложный процесс, требующий многогранного подхода. Один из эффективных способов развития эмоционального интеллекта у детей – заучивание стихотворений.
Для чего учить стихи?
Зачем учить стихи? В чем их значение для развития интеллекта? Стихи – это не только форма художественного самовыражения, но и мощный инструмент для формирования эмоциональной сферы, развития языка, памяти, внимания и логического мышления.
Какие стихи можно использовать для развития эмоционального интеллекта у детей?
- «Я люблю тебя, мама» – для развития эмоциональной связи с близкими
- «Мороз, мороз, золотой» – для развития памяти и языка
- «В лесу родилась ёлка» – для развития фантазии и воображения
- «Девочка с улицы» – для развития эмоциональной чувствительности
- «Мальчик с рыбацкой лодки» – для развития логического мышления
Советы родителям по эффективному заучиванию стихотворений с детьми
Чтобы заучивание стихотворений было эффективным, родителям нужно:
- Выбрать стихи, соответствующие возрасту и интересам ребенка
- Помочь ребенку запомнить стих, используя различные методы, такие как повторение, игра, создание иллюстраций
- Обсудить стих с ребенком, обсуждая его содержание, значение и эмоциональный аспект
- Провести игры и задания, связанные с стихом, чтобы ребенок мог применить свои знания в практической жизни
Зачем учить стихи? Потому что это эффективный способ развития эмоционального интеллекта, языка, памяти, внимания и логического мышления у детей. А также это возможность создать сильные эмоциональные связи с детьми и помочь им развить свои навыки общения.
Важно помнить! Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов, прилагательных должно быть в тексте.Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников - 3- 5 четверостиший.Выбирая стихотворение для заучивания важно учитывать личные предпочтения ребёнка! Перед тем как учить стихотворение необходимо: - прочесть стихотворение ребёнку полностью;- объяснить смысл незнакомых и непонятных слов, речевых оборотов;- обсудить смысл прочитанного текста;- попросить рассказать ребёнка о чём говорится в стихотворении (соблюдая смысловую последовательность);- ещё раз эмоционально прочесть стихотворение ребёнку.Начиная учить стихотворение следует вспомнить об эффективных способах заучивания стихов: • Метод визуализации – во время заучивания стихотворения используют картинки, соответствующие стихотворным строкам;• Метод «Мнемотехника» - используют графическое или частично графическое изображение персонажей, действий, явлений природы стихотворения, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета;• Метод «Шифрование» (ТРИЗ) – используют графические символы, придуманные детьми;• Слуховой метод – самый распространённый, в данном случае стихотворение разучивается на слух, с опорой на рифму;• Двигательный метод – при заучивании стихотворения используют выразительные движения и жесты.Как можно использовать стихи для развития творческого мышления у детей
Организация: МАОУ «СОШ №10»
Населенный пункт: Республика Мордовия, г.Саранск
Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.
И. Бродский
Введение
Представьте нашу жизнь без поэзии…. Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Есенина, Цветаевой и современных авторов…. Это будет скучная жизнь без взрыва эмоций, выраженных простыми буквами на листе бумаги, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.
Поэтические произведения воспитывают в детях сострадание, сочувствие, милосердие, душевную доброту, патриотические чувства, учат преданности, семейным ценностям, дружбе, укрепляют веру в себя, формируют образы поведения настоящих героев. Через поэзию мир открывается детям образнее, ярче, глубже. Поэзия – удивительно доступное детскому восприятию важнейшее средство, позволяющее научить ребёнка думать.
Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.
По мнению психологов, для того чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве. В соответствии с этим обозначается задача: как можно раньше создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности.
Одним из основных направлений в организации образовательного процесса является создание условий для развития «коммуникативной (способной создавать тексты) и культурной (получать удовольствие от художественного творчества, использовать художественные средства для творческого самовыражения и творческой самореализации) компетенций».
Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества позволяет изучение стихосложения. Развитие навыка стихосложения выполняет очень важные функции.
Во-первых, изучение стихосложения и обучение ученика сочинять стихи позволяет ребенку обогатить свой словарный запас, так как он, читая поэтические тексты, так или иначе знакомится с новыми для него словами.
Во-вторых, позволяет развивать грамотность, так как, упражняясь в стихосложении, он учится грамотно писать.
В-третьих, ввиду того, что творческая деятельность не направлена на освоение новых знаний, то данный вид деятельности на I ступени обучения будет очень полезен, так как позволит ребёнку реализовывать собственные идеи.
В-четвертых, развитие творческих способностей посредством сочинения стихотворных текстов формирует у обучающихся эстетический вкус.
Актуальность исследования определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках литературы средств, направленных на развитие творческих способностей, в частности изучение основ стихосложения и обучение сочинению собственных стихов.
Исходя из этого определена тема методических рекомендаций: «Мастерская стихосложения» как способ развития творческих и индивидуальных способностей учащихся».
Целью данного исследования является изучение методических подходов к обучению стихосложения учащихся, систематизировать приемы и нестандартные методы, способствующие привитию интереса к сочинительству, развитию творчества у детей.
В исследовании рассматривались следующие вопросы:
Эффективен ли какой-то один метод при изучении стихосложения у обучающихся или целесообразна их совокупность?
Имеют ли значение рифмы для сочинительства стихов детьми?
Нужна ли работа по стихосложению как средство развития творческих и индивидуальных способностей детей?
Задачи :
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Определить понимание рифмы в научной и методической литературе.
3. Систематизировать приемы и творческие методы, способствующие привитию интереса к сочинительству, развитию творчества у детей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования на уроках русского языка, родного (русского) языка и литературы с целью активизации мыследеятельности учащихся.
- Теоретические основы использования методических подходов
к изучению стихосложения
как способа развития творческих способностей обучающихся
«Стихотворец - «это тот, кто творит, умеет слагать стихи…….. это тот, кто обладает Божьим даром, кто может сказать стихами, чего никто до него не говорил». Причем период ученичества обязателен и для стихотворцев, и для больших, настоящих поэтов.
Какие стихи можно использовать для развития внимания и концентрации у детей
«Баба Фёкла копала свёклу, а Коко Шанель любила щавель». «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»…
Веселые стишки, мнемонические приемы, школьные фразы для заучивания помогут запомнить что угодно: от цветов радуги до билетов по вождению и химических реакций.
Стихи для запоминания правил по русскому языкуНазвания падежей:Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку. Иван Родионович, Дайте Вашу Трубку Покурить! Иван Рубил Дрова, Василиса Таскала Поленья. Одеть или надеть?Надевают одежду, одевают Надежду. Фраза, которая содержит только глухие согласные:СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! Только звонкие согласные:Где жизнь была в мире + й О после шипящих в корне, исключения:Шомпол, чопорный и шоры, Буква Ы после Ц в корне слова:Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку «Цыц!» Н и НН в прилагательных:Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один! Двойные согласные:МошеННик у тружеНика одну Н украл! Сожжены вожжи и дрожжи. Жужжит можжевельник. Множественное число:В детской сказке Колобок Шесть гектаров апельсинов, Носки и чулки:Носки короткие – слово длинное: носков, Проверяем безударные гласные в корне слова:Если буква гласная вызвала сомнение – Запоминаем непроверяемые гласные:В городе Бордо, На вЕранде вЕтер, ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету. Чередование гласных:Если после корня — А, СКАК напишем только так, Наречия на шипящую – исключения:Уж замуж невтерпеж. Непроизносимые согласные в корне слова:Не чудесно, не прекрасно, Стих про глаголы-исключения второго спряжения:Гнать, держать, смотреть и видеть, | Стихи для запоминания ударенияДолго ели тОрты – *** ЗвонИт звонарь, *** Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль *** Не говори катАлог, а только каталОг. *** ФенОмен звонИт по средАм, *** А у нашей Марфы *** Для строителей в момент *** МолЯщий в списки вас включИт, *** КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров. *** В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд. *** БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг. *** Семьдесят прОцентов дОцентов лОжат докУменты в пОртфель, *** Заучив весь алфавИт, *** Кто ни в чём не знает меры, *** Мама сына баловАла, Он был немного скованный, *** Девочки надели бАнты *** А жизнь бежит зигзагами *** У неё была мечта, *** Нам телефон необходим, |
Как можно использовать стихи для развития памяти и запоминания информации у детей
Многие слышали о старом способе заучивания: сначала зазубрить первую строку стихотворения, затем выучить вторую строчку. Однако этот метод станет эффективнее, если его превратить в увлекательную игру для ребенка.
Валерия Солтан предлагает собрать «паззл» из фрагментов стихотворения: «Распечатайте стихотворение и разрежьте его на строчки. Затем перемешайте строчки и предложите малышу восстановить стихотворение в нужном порядке. Так текст лучше запомнится, вы сможете перевести его из кратковременной памяти в долговременную».
Чтобы выучить стих быстрее и легче, психолог рекомендует задействовать игры не только «для ума», но «для тела»:
«Хороший способ привести мозг в тонус — заставить тело искать равновесие. Пусть ребенок учит стихотворение, стоя на балансировочной подушке или доске. Если такого инвентаря дома нет, подойдет даже плотная диванная подушка».
Эксперт по здоровому развитию детей советует подключать и движения: «Зачитывайте с ребенком по очереди по одной строчке из стихотворения, перекидывая друг другу мяч: бросок — одна строка, бросок — другая строка и так далее».
Также психолог подчеркивает, что дети плохо воспринимают монотонную речь — им нужна экспрессия:
«Читайте стихотворение с выражением. Можно превратить его в маленький спектакль: изображать все, о чем говорится в строфах, даже танцевать. Так устроена память – с большим успехом запоминается то, что приносит удовольствие».