Как развивать ребёнка в 4,5 года в домашних условиях. Психологическое развитие
- Как развивать ребёнка в 4,5 года в домашних условиях. Психологическое развитие
- Что должен уметь ребенок в 4 года комаровский. Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»
- Чем заняться с ребенком 4-5 лет. Консультация для родителей «Как и чем заниматься с ребенком 4–5 лет в выходные дни»
- Психоэмоциональное развитие ребенка в 4 года. Что происходит в первые 4 года жизни
- Развивающие игры с ребенком 4 года.
- Программа развивающих занятий для детей 4-5 лет. Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2022–2022 уч. года для детей 4–5 лет
- Занятия с ребенком 4 года дома. Ка провести занятие с ребенком?
- Занятия для детей 4, 5 лет на каждый день распечатать. Распечатать развивашки для детей. Чем занять ребенка дома?
- Что должен уметь ребенок в 4-5 лет. Развитие ребенка в 4–5 лет: что должны знать ваши дети
Как развивать ребёнка в 4,5 года в домашних условиях. Психологическое развитие
Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.
Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.
В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий. Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии. От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.
Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.
Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.
Что должен уметь ребенок в 4 года комаровский. Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»
Алина Будыльская
Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»
Занятия для детей 4 лет
Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание. Навыки у малыша 4 лет
Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:
- осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;
- знать несколько профессий, названия деревьев и животных;
- демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;
- сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;
- различать, где один предмет, а где их много;
- раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;
- уметь нанизывать бусины и пуговицы;
- определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;
- речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;
- пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;
- различать разные погодные явления, времена года и суток;
- называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;
- разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.
Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.
Развитие речи ребенка в 4 года
В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.
Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.
Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т. д.).
Он умеет поддержать беседу и свободно отвечать на такие вопросы: "Где гулял сегодня?", "Что тебе купили?", "Кого видел на улице?", "Как ты был одет?"
Что еще должен уметь ребенок? 4 года - тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.
Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.
Развитие памяти, внимания, логического мышления
Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года. В этом возрасте ребенок уже может:
-Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.
-Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.
-Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.
-Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.
-Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.
-Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.
-Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т. д.).
-Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.
-Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.
-Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.
-Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.
-Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: "Зачем зимой мы надеваем перчатки?", "Для чего дома двери и окна?" И так далее.
Чем заняться с ребенком 4-5 лет. Консультация для родителей «Как и чем заниматься с ребенком 4–5 лет в выходные дни»
Анна Сафронова
Консультация для родителей «Как и чем заниматься с ребенком 4–5 лет в выходные дни»
Возраст начиная с 4 лет – период активного и очень интенсивного развития детского организма. Ребенок растет «не по дням, а по часам» . Он осваивает сложные движения – лепит, вырезает, манипулирует мелкими предметами, учится ездить на велосипеде, кататься на коньках и лыжах.
Приучайте ребенка к занятиям постепенно. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если все будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребенка . Обязательно хвалите и поощряйте его. Объясните ребенку , что заниматься - это прекрасно , это вызывает уважение и гордость!
Ребенка 4-6 лет не стоит «заставлять» что-либо делать. Зачастую, если малыш отказывается, он скорее всего не «не хочет» , а «не может» . Гораздо эффективнее – не «заставлять» , а развивать те функции, которые обеспечивают выполнение различных видов деятельности.
Игровые занятия для детей с 4 лет.
В этом возрасте полезны задания на умение дифференцировать и различать буквы, такие как «Сложи букву из частей» . Для этого возьмите разрезную азбуку и каждый квадратик разрежьте на 4 части. Начинать следует со складывания одной буквы, затем можно «перепутать» части разных букв, затем можно дать части букв, из которых складываются простые слова – КОТ, ДОМ и т. д.
Игра-занятие 1. Что изменилось?
Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.
Предложите ребенку запомнить , кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза) . Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной» . А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка : «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.
Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.
Если малышу трудно назвать, что изменилось,немного подскажите ему:» Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь!
Игру можно повторять несколько раз с разными игрушками и предметами.
Игра-занятие 2 для детей 4 лет: складывание пазлов.
Это наверняка самое любимое занятие для детей 4 лет. К тому же оно и полезное, при помощи него тренируется память, развивается моторика и речь, напористость и любознательность.
Игра 3. «Какой? Какая?» .
Вы называете какой-нибудь предмет, а ребенок старается дать ему как можно больше определений, описывающих свойства предмета.
— Какие у нас на стенке висят часы?
— Большие.
— А еще какие?
— Красные сбоку.
— А циферблат какой?
— Белый, а на нем стрелки.
— А еще какие у нас есть часы?
— Маленькие, круглые.
Чем больше определений, тем лучше. Если ребенок затрудняется с ответом, вам надо ему помочь, давая ответы по очереди. Такие вопросы можно задавать о чем угодно.
Игра 4. «Сравнения» .
— Этот листик зеленый, как…
— Лягушка!
— А еще?
— Как огурец.
— А еще?
— Как травка, как кузнечик!
Придумывайте, на что похожи облака, разлитый чай или молоко или просто клякса на рисунке малыша. Очень скоро вы заметите, что сравнения бывают на редкость точными и меткими, что вас удивит, а иной раз это будет просто фантазия. Неважно, это все равно проявление творчества.
Игра 5. «Поговорим наоборот» .
Вы говорите: «Высокий» , а ребенок отвечает : «Низкий» , толстый — худой, маленький — большой, горячо — холодно, чистый — грязный, красивый — безобразный, веселый — грустный и т. д.
Игра 6. «Съедобное — несъедобное» .
На съедобное ребенок хлопает в ладоши .
Булка — шкатулка; варенье — печенье; гайка — майка; сыр — рыбий жир; мед — самолет;
ватрушка — погремушка; вагоны — макароны; шоколад — мармелад; суп — зуб; паруса — колбаса.
Вы можете усложнять задание, называя три съедобных и одно несъедобное или наоборот.
Самое главное чем бы вы не занимались с ребенком , главное для него это ваше внимание. Не принуждайте его к каким-то занятиям, если ребенку что-то не нравится , он капризничает, отложите это дело и просто поиграйте с ним в те игры, которые ему больше всего по душе. Успехов!
Психоэмоциональное развитие ребенка в 4 года. Что происходит в первые 4 года жизни
Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:
- моторика;
- сенсорика;
- речь;
- эмоциональная сфера и т.д.
Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.
В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.
Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.
Развивающие игры с ребенком 4 года.
Развивающие игры для детей 3-4 лет
Играем дома!
Игры с детьми 3-4 года для развития основных навыков
Развивающие подвижные игры дом
1. Игра «Преодолей препятствия». Постройте препятствия из игрушек, кубиков, бутылок, игрушек. Малыш должен преодолеть эти препятствия и приди к старту. Если дома есть велосипед, можно проходить препятствия на велосипеде или самокате.
2. Танцевальные игры для детей 3-4 лет
Эти игры станут настоящей находкой на праздники с детьми. Также если к вам пришли гости другие дети, можно организовать такие игры. Дети любят веселиться и танцевать, водить хороводы.
«Изобрази обезьянку». Малыши встают в круг, в центре круга стоит ведущий-взрослый. Ведущий показывает движения, а дети должны повторять за ним как можно точнее.
Память. Внимание
Игры для развития памяти и внимания
Мы подобрали топ 5 игр, в которые можно играть везде! Они не требуют специальных предметов и игрушек. Играйте дома, на улице, в магазине!
Игра 1 «Волшебное слово»
Цели : развитие внимания; освоение правил этикета.
Описание: ребенок должен внимательно слушать, что сказал взрослый и выполнять просьбу только если взрослый произнес слово «пожалуйста».
Например: взрослый говорит «Подпрыгни!» - ребенок не должен реагировать на слова.
Если взрослый сказал «Сядь на диван, пожалуйста», «Принеси книгу, пожалуйста», то малыш должен сесть, принести книгу итд, выполнить просьбу, так как прозвучало слово «пожалуйста».
Игра 2 «Я скажу, а ты - запомни»
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.
Описание: очень простая игра, которая прекрасно развивает память у детей 3-4 лет. Предложите ребенку повторить перечисленные вами предметы. Начните с небольшого количества предметов. В первые несколько раз группруйте предметы по типу - мебель, игрушки, фрукты, овощи. В дальнейшем можно увеличивать количество предметов, добавлять предметы из других смысловых категорий: диван, стол, кресло, кукла, чашка, мяч и т. п.
Забавная игра 3 на развитие памяти "В магазин" (любимая игра всех детей)
Дети любят играть играть в магазин.
Игра развивает слуховую краткосрочную память
Описание: Отправьте малыша в магазин, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с 2х покупок, увеличивая их количество до 4-5. Девочкам называйте предметы из женского обихода, мальчикам - из мужского. Так будет интереснее играть.
- Меняйтесь ролями.
- Сделайте игрушечные деньги для игры.
- А как все запомнить? Например, купить шоколадку, батон, печенье, молоко, сметану? Сметану лучше есть с молоком, шоколадку купим для малыша, с батоном мы кушаем суп, а печенье любит папа. Задействуйте ассоциации и играть будет еще интереснее.
Интеллектуальные игры для детей 3-4 лет
«Накрой на стол». Игра научит малыша помогать маме, а также считать. Более того, Вы весело проведете время. Попросите ребенка помочь накрыть на стол, принести две ложки и вилки для папы и мамы, принести яблочки итд.
«Сложи квадрат». Десять разноцветных квадратов из картона – каждый разрезают в произвольном порядке. Малыш должен восстановить и сосчитать из скольки кусочков состоит каждая фигура.
«Осенний листопад». Соберите во время прогулки разные листья. На бумаге обведите их контур. Затем кроха должен угадать, где какой листочек изображен, не прикладывая последний к рисунку.
«Исправь ошибку». Используя заранее приготовленные «неправильные» картинки, малыша просят разобраться, что на них не так. Например, синий медвежонок клюет зернышки, ребенок, должен подметить, что у медведей окрас другого цвета, и зернами этот зверь не лакомиться.
Развивающая игра для расширения словарного запаса малыша
Веселая игра «Скажи какой?». Объясните малышу, что у каждого предмета есть признаки, делайте это в позитивной форме. Например, яблоко – круглое, красное, большое, сладкое. Положите в ящик разные предметы и предложите ребенку поочередно доставать их и называть признаки. Можете даже сочинить сказку из этих предметов.
«Кто, что умеет?». Малыш 3х лет уже знает многих животных, птичек, а также профессии. Называйте ему животное, профессию, а он должен сказать, что этот объект умеет делать.
Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
- «Дочки-матери».
- «Праздник». Подготовьте вместе День рождение. Сделайте сюрпризы-подарки папе или бабушке. Дети с удовольствием готовят подарки именинникам, помогают накрыть на стол, затем принимаются за главное лакомство.
- «Строительство дома». Сюжет, позволяющий расширить кругозор ребенка знаниями о строительной технике и профессиях. Малышки задействуются в процессе создания красивого интерьера и домашнего уюта, мальчишки - примеряют роли главы семейства.
Говорите и показывайте движения. Пусть ребенок повторяет за Вами. Можете видоизменять движения. Эта очень простая игра станет Вашей любимой. Ребенок выучит стишок для памяти, будет выполнять движения для развития мелкой моторики и одновременно кормить куклу.
Программа развивающих занятий для детей 4-5 лет. Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2022–2022 уч. года для детей 4–5 лет
Ирина Рыбакова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет
Рабочая программа
кружка « Развивай-ка » на 2016-2017 уч. года
для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата» )
Руководитель кружка Рыбакова Ирина Викторовна
Паспорт программы
1. Полное название « Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»
2. Автор программы воспитатель Рыбакова Ирина Викторовна
4. Характеристика программы предусматривает :
- развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
- развитие общения и речи ;
- развитие внимания , памяти, восприятия, мышления;
5.Направление деятельности: Познавательное развитие
6.Сроки реализации: 1 год
7.Возраст дошкольников: 4-5 лет
8. Цель программы : Развитие умственных способностей в комфортной среде.
Задачи:
Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание) .
Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.
Развивать самостоятельность и инициативу.
Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей .
Обогащать опыт самопознания дошкольников.
Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
Воспитывать коммуникативные навыки.
9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления , памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.
9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.
10. Прогнозируемые результаты
10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные
решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.
10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение , мышление, любознательность.
11. Перспективы развития .
# У детей будут развиты :
- мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) ;
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение) ;
- мелкая моторика рук и глазомер.
- творческие способности и фантазия, способность к моделированию и
конструированию.
# Проявится интерес к интеллектуальным играм.
# Сформируется стремление доводить дело до конца.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка обеспечивает , восприятия, мышления в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия с ребенком 4 года дома. Ка провести занятие с ребенком?
Как утверждают психологи, занятия для детей 3–4 лет лучше проводить в первой половине дня или после дневного сна. Малыш должен быть здоровым, сытым, с хорошим настроением. Важен и положительный настрой родителя. Место для уроков должно быть удобным и нравиться ребенку. Со стола следует убрать посторонние предметы, иначе малыш будет отвлекаться.
Обучающие занятия необходимо проводить регулярно. Перед этим нужно составить план, придумать сценарий и подготовить необходимые предметы. Планирование осуществляется раз в неделю с учетом того, что малыш уже знает и умеет благодаря предыдущим урокам.
Чтобы занятия с ребенком были плодотворными, важно соблюдать ряд рекомендаций, учитывающих особенности физического и психологического развития детей 3–4 лет:
- Они должны проходить в игровой форме. Игра продолжает оставаться ведущей деятельностью. Чтобы занятия были интересными, нужно использовать новые, яркие, привлекающие внимание ребенка предметы.
- Не следует учить малыша тому, что он еще не в силах осилить. Если он что-то не понимает или у него что-то не получается, не стоит давить и пытаться многократно объяснить тему, лучше отложить урок на другое время.
- Поддерживать и одобрять малыша. Искренне радуйтесь, когда у него что-то получается. Ваши положительные эмоции побудят чадо стараться еще больше.
- Не ругать ребенка, если он не справляется. Недовольство родителя способно отбить у него желание к дальнейшим занятиям.
- Для того, чтобы малыш учился доводить дело до конца, уроки не должны быть слишком длинными, достаточно 15 минут. Постепенно длительность увеличивают до 20, но не более, чем до 25 минут.
- В каждый урок необходимо включать физические упражнения – танцы, игры с мячом, зарядку.
Занятия для детей 4, 5 лет на каждый день распечатать. Распечатать развивашки для детей. Чем занять ребенка дома?
Распечатать развивашки для детей и быстро решить вопрос: чем занять ребенка дома в плохую погоду, во время болезни, на длинных неожиданных каникулах, например на карантине — раз и навсегда!
Когда во все игрушки уже поиграли, мультики посмотрели, остается заниматься творчеством и развитием .
Предлагаем подборку качественных развивашек, заданий для детей, настольных игр, поделок, масок, активных игр, подборку детской литературы.
Предложенный материал — это комментированный перечень предложенных на сайте заданий, занятий, упражнений, игр для развития детей. Переходите по ссылке и скачивайте материалы бесплатно для личного пользования.
Распечатать развивашки: занять ребенка дома с пользой
Если скачать развивающие задания для детей, соответствующие возрасту вашего ребенка, распечатать на принтере (желательно цветном) и заламинировать — такому пособию позавидуют и школа 7 гномов, и Кумон, и Ломоносовская школа.
Аналоги дорогих развивающих пособий сделать совсем несложно. Ориентируйтесь на интересы и потребности вашего ребенка, не забывайте и про разнообразие.
Предлагая каждый раз разные развивашки, вы добьетесь максимального эффекта в занятиях с детьми!
Распечатать развивашки для развития речи у детей
Логопедические игры органично вписываются в повседневную жизнь дошкольника и формируют активный и пассивный словарный запас, умение употреблять лексические обороты, падежи, времена, предлоги, навык аудирования и много другое.
Чем занять ребенка дома? Конечно же, побольше разговаривать и общаться с ним!
В последние годы резко увеличилось количество первоклассников, имеющих нечеткую речь, недостаточно развитый фонематический слух, нарушения в произношении, слабый навык связной речи, плохо развитое языковое чутье. Освоить стандартную школьную программу с такими проблемами почти невозможно. Поэтому все логопедические проблемы важно решить до школы .
Веселые стихи для развития речи
Распечатать развивашки для развития логики
Развивающие задания на логику подготавливают ребенка к пониманию математики, формируют понятия выполнения письменного и устного задания, тренируют усидчивость и терпение, мелкую моторику.
Что должен уметь ребенок в 4-5 лет. Развитие ребенка в 4–5 лет: что должны знать ваши дети
Юлия Тхагапсо
Развитие ребенка в 4–5 лет: что должны знать ваши дети
Показатели развития ребёнка с возрастом претерпевают изменения и становятся более устойчивыми и определёнными. К 4-5 годам уже можно конкретно назвать основные навыки, которыми должны владеть дети этого возраста . Выявленные отклонения необходимо скорректировать, и вовремя восполнить недостающие знания.
Проверка детей на внимательность и память
Родителям необходимо проводить каждодневные занятия, стимулирующие память и концентрацию ребёнка. Организовывать уроки дошкольного развития ребенка лучше в игровой форме, предлагая различные задания и помогая в процессе выполнения.
В 4-5 лет ребёнок должен уметь :
запоминать и рассказывать о наиболее ярких случаях, которые произошли в течение нескольких последних дней;
быстро заучивать несложные детские стишки и рассказы;
узнавать сказку по описанию персонажа или рассказанному событию;
разбирать предметы по группам, связно объясняя, в чём их отличие;
складывать пазлы, состоящие из 6-10 кусочков;
повторять сказанную родителями или другими взрослыми связку слов;
рассказывать историю по картинкам с сюжетом;
концентрироваться на одном деле до 7 минут, удерживая взглядом до 5 предметов.
Занятия для детей, тренирующие память, необходимо подбирать по возрасту, усложняя их, когда ребёнок начнёт быстро справляться с заданием.
Проверка мышления в развитии ребёнка
Нередки случаи, когда родители начинают обучение малышей до школы. Занятия не вредят ребёнку, если его мозг достаточно развился . В этом возрасте дети способны изучать иностранные языки, интуитивно отличая их от родного. Начинать уроки можно при условии, что ребёнок:
может устно сосчитать до десяти и соотнести звуки с написанными буквами;
способен без усилий находить пары к предметам, выбирая из большого ассортимента;
сравнивает и расставляет предметы по категориям (по возрастанию, цвету, размерам) ;
решает простые логические задачки, отгадывает загадки, подбирает синонимы и антонимы к заданному слову;
знает несколько сложных геометрических фигур;
может собрать несложный конструктор;
различает право и лево.
Развитие ребёнка должно проходить ненавязчиво и в форме игры. Если малыш отказывается от занятия или не проявляет к нему интереса, то не стоит настаивать, а нужно просто отложить его до подходящего времени.
Занятия для детей, определяющие развитие речи и социальную приспособленность
К 4-5 годам родители отмечают существенное увеличение словарного запаса малыша. Текст становится структурированным, предложения связаны между собой по смыслу. Малыш даёт ответы на заданные вопросы, поддерживает диалог, чётко произнося звуки; составляет описание к картинкам, может рассказать историю, состоящую из 5-6 предложений; помнит и называет своё имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и воспитателей; различает интонации, копирует чужие звуки и управляет собственным голосом. В занятия для детей необходимо включить уроки правильного произношения звуков, чтобы в дальнейшем не происходило западание шипящих и звука «р» .
В бытовых вопросах намечается полная самостоятельность: чистка зубов, умывание рук и лица проходит без напоминаний. В процессе еды ребёнок пользуется столовыми приборами, на прогулку одевается самостоятельно.
Для развития ребёнка и закрепления этих навыков важен регулярный пример, нельзя пропускать гигиенические процедуры, необходимо давать малышу выбор в предметах гардероба, поощрять общение со сверстниками.
Другие параметры, требующие внимания родителей
При выборе занятий для детей важно учитывать, насколько развита их мелкая моторика . К пяти годам малыш должен уметь застёгивать пуговицы, завязывать узелки и правильно захватывать карандаш или ручку. Во время рисования дошкольник способен раскрашивать картинки, не выходя за их линии, сочетать трафареты так, чтобы из фигур получались домики, башенки и другие предметы. При помощи ножниц ребенок уже должен уметь вырезать фигуры; из пластилина складывать простенькие композиции и предметы.
В физическом плане, развитие ребёнка в этом возрасте характеризуется высокой степенью подвижности: он быстро перемещается, поднимается и спускается по вертикальным лестницам, подтягивается при помощи взрослых, кидает мяч в заданном направлении. В качестве дополнительных занятий для детей 4-5 лет существуют спортивные кружки и секции.