Как учат стихи дети. Методика для заучивания стихотворений
- Как учат стихи дети. Методика для заучивания стихотворений
- Как научить ребенка 8 лет учить стихи. Какие игры помогут запоминать стихотворения лучше?
- Как учить стихи с ребенком 4 года. "Как учить стихи с ребенком 3-4 лет" Консультация для родителей
- Учить стихи с ребенком 3 лет. Консультация «Как учить стихи с детьми 2–3 лет»
- Как учить стихи с ребенком 3 года. Консультация для родителей "Как учить стихи с ребенком 3-4лет"
- Как учить стихи с ребенком 7 лет. Как с ребёнком учить стихи: простые методики
- В каком возрасте дети учат стихи. В каком возрасте ребенок может выучить стишок?
- Как учить стихи с ребенком 5 лет. Какие стихи учить с ребенком?
Как учат стихи дети. Методика для заучивания стихотворений
Стих отличается от прозы ритмом и рифмой — это первое, что должен понять ребенок. Сразу требовать от малыша учить стих наизусть не нужно. Вместо этого выберите небольшое стихотворение и чаще читайте его. Сначала ребенок выучит конец каждой строчки (рифму), который вам лучше сопровождать действиями. Например:
Мишка косолапый по лесу идет (на слове «идет» изображаете шаг, а малыш, скорее всего, повторит за вами),
Шишки собирает и в карман кладет (показываете на карман).
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопаете по лбу),
Испугался мишка и ногою – топ (топаете ногой).
Малыш, слушая вас и наблюдая, начнет повторять движения, а затем слова, обозначающие эти движения. Потом вам нужно будет произносить только первую часть строчки, а конец он закончит сам. После этого вы можете проиллюстрировать остальные части стиха. Помните, что просто учить что-то дошкольнику не интересно, а вот в игре он быстро схватывает информацию.
Когда у малыша получится выучить хотя бы одну строчку полностью, можно переходить к этапу «рассказываем по строчке». Первую строчку рассказываете вы, а вторую – ребенок. Чтобы ему было весело, включите
В старшем дошкольном возрасте и младшем школьном ребенку проще запоминать стих, используя иллюстрации-ассоциации. Главное правило: ребенок должен сам их нарисовать. Прочитав строчку, попросите малыша изобразить, с чем она у него ассоциируется. Затем он должен рассказать вам, что обозначают рисунки, чтобы позже не запутаться. Потом читайте стихотворение вместе (если ребенок уже умеет читать, то делает это самостоятельно) и раскладывайте иллюстрации по ходу стиха.
Пример:
Ветер-ветер, ты могуч! (ребенок может нарисовать поток воздуха и даже вентилятор)
Ты гоняешь стаи туч (здесь чаще всего изображаются облака).
Если малыш будет сомневаться, не бойтесь задавать наводящие вопросы: «На что похож ветер? Стая — это большое количество чего-то или маленькое?».
После того, как у ребенка получится рассказать стихотворение с опорой на рисунки-подсказки, вы должны попросить его убрать их и попробовать сделать это снова. Если стих большой, то учить его можно по частям, особенно когда у малыша серьезные трудности с запоминанием стихов – ведь перечисленные этапы не обязательно проделывать сразу. Можно сначала подготовить изображения и вычитывать стих, глядя на них. На следующий день постараться запомнить стих и рассказывать по картинками. И только на третий день убрать изображения полностью.
Как научить ребенка 8 лет учить стихи. Какие игры помогут запоминать стихотворения лучше?
- Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
- Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
- Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
- Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
- Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например: кисуля-раскисуля, "ах, какое блюдо, понравится даже верблюду", Антошка-картошка, "иди на горшок — получишь семечек мешок", "кашка для Сашки" и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.
Как учить стихи с ребенком 4 года. "Как учить стихи с ребенком 3-4 лет" Консультация для родителей
Как учить стихи с ребенком 3-4 лет
Как же приятно, когда ваш ребенок с радостью учит стишки, а потом демонстрирует стихи перед своей семьей. Но, к сожалению, такое не всегда бывает, и не все дети охотно учат детские стишки. Так что же делать в случае, если, к примеру, в садике было задано выучить стихотворение обязательно, а ребенок ни за что не соглашается на изучение стишков?
Чтобы не выучивать стишки, ребенок может отказываться под всевозможными предлогами: «Я не хочу», «Я не смогу», или попросту без пояснений уйти заниматься своими личными делишками. При этом причина нежелания обычно одна: чересчур большущий объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг ребенка просто-напросто пытается защититься от такой информационной перегрузки.
Маленькие уловки на выучивание стишков
В случае, если ребенок не желает учить стишки, помогают несколько маленьких уловок. Во-первых, если ваш ребенок сопротивляется, надо успокоить ребенка: «Хорошо, учить стихотворение мы не будем. Давай лучше я буду рассказывать, а ты повторяй за мной». Тут есть одна очень важная рекомендация. Не следует учить с ребенком больше двух строчек в один день. В этом случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Позже выяснить, есть ли в стишках фразы или слова, которые неясны ребенку. Выяснять это можете просто: при повторении ребенок будет или путать неясное слово, или вовсе откажется повторять строчку, где имеется малопонятная для него фраза. Таким образом, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести чуть больше примеров, где и как еще можно использовать это слово (фразу).
Когда все малопонятные слова пояснены, начинается сам процесс заучивания стишков. Вначале повторяется первая строчка стихотворения. И до того, пока малыш не начнет рассказывать эту строчку без запинки, не стоит приступать ко второй. Когда одна строчка стишка запомнилась, можно начинать учить вторую строчку. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем незамедлительно две строчки, опять же до того, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Далее можно приступать к третьей и так далее. Таким способов, малозаметно для себя, ребенок сможет выучить весь стишок.
В случае, если и вышеперечисленный способ не помогает ребенку выучивать стишки, то придется воспользоваться другим путем: надо взять младенцев так же, как и нас берет реклама — бесконечным повторением. Начинайте читать стишки в присутствии ребенка сами для себя. Для начала повторите его полностью три раза, а после этого начинайте безгранично бубнить по одной-две строчки. Что самое важное, чтобы вам самим нравилось читать стишки. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стишка.
Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, так как каждая строчка скрепляется с предыдущей, и последующей, а все вместе кажется выученным сразу. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек.
Несколько советов
Чтобы ребенку учить стихи было без затруднений и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут стишки, загадки, потешки, скороговорки. Если с рождения мать младенца периодически рассказывает всяческие стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку все время читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка ни в коем случае не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик крохе. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда малыш познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках.
Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть какая-либо картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, к примеру: «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», «Антошка-Антошка, пойдеи копать картошку», и т. д. Такие рифмы придумываются без труда, и взрослые могут все время их использовать в общении с ребенком.
Учить стихи с ребенком 3 лет. Консультация «Как учить стихи с детьми 2–3 лет»
Черемушкина Наталья Леонидовна
Консультация «Как учить стихи с детьми 2–3 лет»
При заучивании стихов мама читает ребенку первую строчку. Ребенок повторяет. Мама читает вторую строчку. Ребенок повторяет и эту фразу. Мама читает третью строчку. Сын повторяет и её и т. д. Мама рада – выучили! Но вот беда – рассказать стихотворение полностью ребенок не может. Тогда мама быстро подсказывает ему следующую строчку. Малыш повторяет. Стихотворение разучено . И навык неправильного заучивания закреплен.
Публикация «Консультация „Как учить стихи с детьми 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Ребенку в детском саду очень нравятся музыкальные занятия, он хочет петь. Но запоминает только одну строчку и повторяет ее. Причина этого – неправильное заучивание стихов . Теперь педагоги терпеливо и умело должны исправить ошибку родителей.
Стихи для детей 2-3 лет подбирают небольшие, интересные, образные, понятные для того, чтобы ребенок понял содержание стихотворения .
Вначале нужно ребенку выразительно прочитать все стихотворение от начала до конца .Заинтересовав ребенка спросить: «Почитать еще?» И после утвердительного ответа прочитать еще раз.
На второй день сначала надо прочитать стихотворение от начала до конца два раза, а затем только первые две строчки вместе с ребенком (2-3 раза) . Затем надо прочитать третью и четвертую строчки и заучить их , повторяя вместе с ребенком. Заучивание должно длиться не более 2-3 минут. Для музыкального руководителя важно, чтобы дети научились читать стихи вместе , в унисон со взрослым, ведь ребенок будет петь со всеми вместе. Поэтому при разучивании песен не надо просить малыша повторить текст самостоятельно.
На третий день занятие по заучиванию стихотворения надо повторить точно так же, как и в прошлый раз, 1-2 минуты.
И на следующий день надо читать вместе с ребенком, а не просить его читать самостоятельно (1-2 минуты) .
Лишь на пятый день можно предложить ребенку прочитать стихотворение самостоятельно , без взрослого. Обязательно нужно похвалить малыша.
Практика показывает, что некоторые дети могут достаточно быстро и свободно запоминать и более сложные и объемные стихи . А вам предложили лишь четыре строчки. Почему? Да потому, что детский утренник длится всего 20 – 25 минут. И за счет стихов нельзя отнимать время от любимых детьми игр , слушанья музыки, движений и плясок под музыку.
Как учить стихи с ребенком 3 года. Консультация для родителей "Как учить стихи с ребенком 3-4лет"
Как же приятно, когда ваш ребенок с радостью учит стишки, а потом демонстрирует стихи перед своей семьей. Но, к сожалению, такое не всегда бывает, и не все дети охотно учат детские стишки. Так что же делать в случае, если, к примеру, в садике было задано выучить стихотворение обязательно, а ребенок ни за что не соглашается на изучение стишков? Чтобы не выучивать стишки, ребенок может отказываться под всевозможными предлогами: «Я не хочу», «Я не смогу», или попросту без пояснений уйти заниматься своими личными делишками. При этом причина нежелания обычно одна: чересчур большущий объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг ребенка просто-напросто пытается защититься от такой информационной перегрузки. Маленькие уловки на выучивание стишков В случае, если ребенок не желает учить стишки, помогают несколько маленьких уловок. Во-первых, если ваш ребенок сопротивляется, надо успокоить ребенка: «Хорошо, учить стихотворение мы не будем. Давай лучше я буду рассказывать, а ты повторяй за мной». Тут есть одна очень важная рекомендация. Не следует учить с ребенком больше двух строчек в один день. В этом случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса. Позже выяснить, есть ли в стишках фразы или слова, которые неясны ребенку. Выяснять это можете просто: при повторении ребенок будет или путать неясное слово, или вовсе откажется повторять строчку, где имеется малопонятная для него фраза. Таким образом, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести чуть больше примеров, где и как еще можно использовать это слово (фразу). Когда все малопонятные слова пояснены, начинается сам процесс заучивания стишков. Вначале повторяется первая строчка стихотворения. И до того, пока малыш не начнет рассказывать эту строчку без запинки, не стоит приступать ко второй. Когда одна строчка стишка запомнилась, можно начинать учить вторую строчку. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем незамедлительно две строчки, опять же до того, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки.
Далее можно приступать к третьей и так далее. Таким способов, малозаметно для себя, ребенок сможет выучить весь стишок. В случае, если и вышеперечисленный способ не помогает ребенку выучивать стишки, то придется воспользоваться другим путем: надо взять младенцев так же, как и нас берет реклама — бесконечным повторением. Начинайте читать стишки в присутствии ребенка сами для себя. Для начала повторите его полностью три раза, а после этого начинайте безгранично бубнить по одной-две строчки. Что самое важное, чтобы вам самим нравилось читать стишки. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стишка. Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, так как каждая строчка скрепляется с предыдущей, и последующей, а все вместе кажется выученным сразу. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка,ионсможетзапоминатьсразунесколькострочек. Несколько советов Чтобы ребенку учить стихи было без затруднений и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут стишки, загадки, потешки, скороговорки. Если с рождения мать младенца периодически рассказывает всяческие стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку все время читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка ни в коем случае не надо, он сам с удовольствием будет их повторять. Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик крохе. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда малыш познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть какая-либо картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку. Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, к примеру: «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», «Антошка-Антошка, пойдем копать картошку», и т. д. Такие рифмы придумываются без труда, и взрослые могут все время их использовать в общении с ребенком.
Как учить стихи с ребенком 7 лет. Как с ребёнком учить стихи: простые методики
Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.
Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.
Основные правила
- Учите стихи небольшими порциями.
- Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
- Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.
Методы
Увеличивать объём постепенно
Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.
Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.
Визуализация
Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.
Театр
Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.
Пересказ
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.
Полезные советы
- Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
- Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
- Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
- Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.
Другие способы
Способ №1.
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4–5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2.
Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
В каком возрасте дети учат стихи. В каком возрасте ребенок может выучить стишок?
Только в сентябре: получи кредитку по акции с бонусом 2000р. и годом без % Получить карту
С какого возраста ребенок может выучить стих? Какие стишки самые легкие для маленьких деток?
2 ответа
У меня двое деток, младший в этом году в первый класс пойдет, а старшая скоро закончит начальную школу, поэтому буду говорить, опираясь на свой опыт и опыт знакомых мамочек.
Итак, мои детки начали говорить где-то к году, но это были первые слова, в связное предложение они смогли трансформироваться только годам к 2. Но у всех по разному, поэтому смотрите по своим наблюдениям.
Так вот именно после того, как дети спокойно смогли произносить предложения в 3-5 слова , мы и начали учить стишки. Доска первый стишок выучила где-то в 2,5, а вот сын несколько позже, что-то около 3-х лет.
Что касается самих стихов, то учили мы стихотворения известной А. Барто, думаю, каждый знает стихи про бычка (идет бычок качается …), про зайки (зайку бросила хозяйка…0, так вот именно их и учили. Я просто читала детям, а там они уже сами мне рассказывали. Вот и вам советую учить четверостишия не позднее 3-х.
У знакомой дочка, ходит с моим сыном в подготовительную группу, так вот они никогда до этого не ходили в садик и стихи не учили, начали только в подготовке. Что касается развития памяти девочки, то могу с уверенностью сказать, что отсутствие занятий на нее не повлияло. Сейчас девочка читает такие поэмы, что любой школьник позавидует.
Важно:или развить память у ребенка .
Как выучить стих с ребенком?
Если хотите выучить стих с ребенком, который еще не умеет читать, то просто прочитайте ему сам стих несколько раз, затем попросите его вам пересказать. Далее еще раз прочитайте ему первые две строчки и попросите их повторить, тоже самое проделайте с остальными строчками стиха.
Как учить стихи с ребенком 5 лет. Какие стихи учить с ребенком?
Подбор произведений должен осуществляться с учетом возраста детей.
Чаще стихи для детей для заучивания наизусть выбирают такие:
- При развитии малышей в возрасте 3-4 года особое внимание следует уделить произведениям, изобилующим сочетанием глаголов и существительных. Например, это стихи Агнии Барто «Мячик», «Грузовик» или «Мишка».
- С малышами в возрасте 4-5 лет рекомендуют учить стихи, с несколько усложненным содержанием текста. Такие произведения могут включать в себя элементы абстракции. Потому важно разобраться, как легко выучить стих Маршака С.Я. «Усатый-полосатый» или Чуковского К.И. «Муха-цокотуха».
- Малышам 6-7-милетнего возраста смысл заучиваемого произведения усложняется, а объем – увеличивается. Таким требованиям соответствуют произведения Чуковского К.И. «Мойдодыр», Маршака С.Я. «Багаж» и другие.
Для развития памяти школьников разучивают поэзию Ершова П., Пушкина А.С., Тютчева Ф. и других авторов. Однако тут существует некий парадокс. Легче учатся произведения тех авторов, у которых естественный слог. При этом лучше мозг развивают стихи «чуждых» по своей манере изложения писателей. Считается, что они прекрасно раскрывают потенциал мозга.
Вот почему перед тем как быстро выучить стих, нужно еще правильно подобрать произведение. Согласно недавним исследованиям, особое влияние на интеллектуальные способности старшеклассников оказывают такие труды Пушкина:
- поэма «Граф Нулин»;
- произведение «Евгений Онегин».