Гимнастика для детей в 3-4 года. Комплекс упражнений утренней гимнастики «Забавные ассоциации» для детей 3–4 лет в младшей группе
- Гимнастика для детей в 3-4 года. Комплекс упражнений утренней гимнастики «Забавные ассоциации» для детей 3–4 лет в младшей группе
- Гимнастика для детей 3 лет упражнения. Утренняя гимнастика для детей 2–3 лет (подборка игровых упражнений)
- Гимнастика для детей 3 лет дома. Комплексы утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) на весь учебный год
- Упражнения для детей 3-4 лет. Подвижные игры и упражнения для детей 3–4 лет
- Физические упражнения для детей 3 лет. Игровая гимнастика для детей 2–3 лет
- Гимнастические упражнения для детей 4-5 лет. Физические упражнения для детей 4-5 лет
- Художественная гимнастика для детей 3 лет. м. Бибирево, м. Алтуфьево, м. Отрадное, м. Бабушкинская, м. Медведково (пл. Лось), м. Свиблово
- Упражнения для детей 4 лет. Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет
Гимнастика для детей в 3-4 года. Комплекс упражнений утренней гимнастики «Забавные ассоциации» для детей 3–4 лет в младшей группе
Данилова Анна
Комплекс упражнений утренней гимнастики «Забавные ассоциации» для детей 3–4 лет в младшей группе
Комплекс упражнений утренней гимнастики
« Забавные ассоциации » для детей младшей группы (3-4 года)
Цель: физическое развитие детей .
Задачи:
- здоровое пробуждение организма ото сна;
- развитие и укрепление различных групп мышц ;
- поднятие настроения у ребят.
Ход утренней гимнастики
1 упражнение «Росточек»
Встали ровно, ножки – вместе, поднимаем ручки к солнышку и тянемся, стоя на носочках, все выше и выше, мы растем. Молодцы! Опустились (повторяем упражнение несколько раз ) .
2 упражнение «Солдатик»
Встали в исходную позицию: ровно, ножки вместе. Поднимаем поочередно согнутые в коленях ножки как можно выше, маршируем, как солдатики. Колени – выше, к груди. Молодцы! (Повторяем упражнение несколько раз ) .
3 упражнение «Шустрые рыбки»
Исходная позиция та же. Вращаем поочередно ручками, словно плывем,как рыбки: красивые, разноцветные, большие и маленькие. Молодцы!
4 упражнение «Собираем грибочки и ягодки»
Исходная позиция: встали ровно, ножки расставили (по ширине плеч) . Наклоняемся, колени не сгибаем, собираем грибочки, ягодки. Вот так, молодцы! (Повторяем упражнение несколько раз ) .
5 упражнение «Березки»
Исходная позиция: встали ровно, ножки – вместе. Отставляем ножку правую в сторону, поднимаем правую руку, наклоняемся влево. Мы березки на ветру.
Отставляем левую ножку в сторону, поднимаем левую руку, наклоняемся вправо. Молодцы! (Повторяем упражнение несколько раз ) .
6 упражнение «Лягушата»
Встали в исходную позицию: ровно, ножки – вместе, ручки поставили на пояс. Приседаем, ручки вытягиваем вперед. Встаем, ручки снова – на пояс. Молодцы, мы с вами,как лягушата: «Ква-ква!» (Повторяем приседание несколько раз) .
7 упражнение «Зайчики – попрыгайчики»
Исходная позиция: встали ровно, ножки – вместе. Прыгаем, точно зайчики. Вот так, кто выше? Молодцы!
8 упражнение «Паровозик»
Дети, встали друг за другом. Кто первый, тот у нас паровозик, а остальные его вагончики.
Гимнастика для детей 3 лет упражнения. Утренняя гимнастика для детей 2–3 лет (подборка игровых упражнений)
Вера Геннадиевна
Утренняя гимнастика для детей 2–3 лет (подборка игровых упражнений)
Физическое воспитание детей любого возраста должно включать гимнастику . Маленькие непоседы 2-3 лет не всегда готовы выполнять скучные упражнения , но если превратить занятие в игру, то это принесет пользу и удовольствие. Не забывайте о том, что физическая нагрузка вместе с ребенком является отличным вариантом совместного времяпрепровождения и общения. Предлагаем рассмотреть примеры игровой гимнастики для маленьких детей .
Медленно показывать движения самим, медленно проговаривая движения словами.
Обыгрывать каждое упражнение весёлыми прибаутками, песнями, звуками, используя темы, близкие и понятные ребёнку. Привлекать к упражнениям любимые игрушки . Хвалить ребёнка за старания.
Длительность зарядки примерно 5 минут. Достаточно, чтобы ребёнок усвоил 2-3 упражнения . После их усвоения можно пробовать другие, т. е. менять комплекс упражнений примерно каждую неделю.
Комплекс «Бабочка»
Встать на носочки и потянуться руками вверх на вдохе. Бабочка проснулась, сладко потянулась.
Опустить руки через стороны, отводя назад, выдохнуть, улыбнуться. Солнцу улыбнулась.
Руки расправить в стороны, согнуть в локтях на уровне плеч, пальцы касаются плеч. Крылышки расправила.
Свести локти перед собой, завести назад. Раз-два, раз-два.
Наклон вправо, выпрямиться. Платьишко поправила.
Наклон влево, выпрямиться. Раз-два, раз-два.
Ходьба, переходящая в бег. Полетела на цветок выпить сладкий сок.
Бегать и махать руками, как крыльями. И легко порхая, над травой кружит. А трава от ветра весело дрожит.
Присесть, обхватить ноги руками и наклонить голову вперёд. На лужайке бабочка на цветочек села.
Встать, заложив руки за спину. И цветочную пыльцу аппетитно съела.
Повторить приседание. Аппетитно уплетая аж за обе щёки
Встать. И росою запивала с лепестков осоки.
Руки на пояс, наклоны в стороны. Отраженьем любовалась в капельках росинки. Ах, красивая какая! Словно на картинке!
Руки в стороны, помахать кистями рук. Крылышки свои расправив, полетела дальше.
Бегать по кругу и махать руками, как крыльями. На клубничную поляну, пить нектар, там слаще.
Остановиться, указательный палец к губам. «Тссссс»
Маршировать на месте. Я в руки взял большой сачок, немножко подождал.
Прыгать, тянуться вверх руками, сжимая-разжимая кисти. Теперь прыжок, теперь скачок, я бабочку поймал. Ещё прыжок, ещё скачок, ещё одну поймал.
Сложить ладоши ковшиком и подуть на них. Я ей на крылышки подул, немножко погрустил, потом взглянул, потом вздохнул
Встать на носочки, поднять руки вверх на вдохе. А после — отпустил.
Опустить руки, выдохнуть.
Ещё раз руки вверх и опустить.
Комплекс «Зайчик»
Посадить зайку в середину.
Встать на носочки и потянуться руками вверх на вдохе. Утром на лужайке просыпались зайки. Здравствуй солнце красное.
Опустить руки через стороны, отводя назад. Здравствуй небо ясное!
Правую руку в сторону. Здравствуй ёлка,
Левую руку в сторону. Здравствуй пень!
Наклониться вперёд и выпрямиться. Здравствуй, здравствуй, новый день!
Марш на месте. Зайчики по лесу шли, раз-два, раз-два, зайку нового нашли, раз-два, раз-два.
Наклоны вперёд. Ни один не поленился, зайке в пояс поклонился.
Наклон вправо, наклон вправо, наклон вперёд, выпрямиться. Здравствуй, здравствуй, друг ушастый.
Руки на пояс, кивать головой. Зайка новый им кивал.
Повороты головы вправо, влево. Обе щёчки подставлял: чмок, чмок, чмок, чмок.
Присесть, обхватить ноги руками, наклонить голову вперёд, пальчиками касаться пола, сжимая и разжимая кулачки. Зайка в поле ловко дёргает морковку.
Встать и повторить приседание. Ать, ать, ать, ать, тяжело морковку рвать.
Прыгать, руки на поясе. Прыгают зайчишки, серы шалунишки.
Гимнастика для детей 3 лет дома. Комплексы утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) на весь учебный год
Елена Ковалева
Комплексы утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) на весь учебный год
Комплекс утренней гимнастики – сентябрь - I
1.«ЛАДОШКИ»
И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.
Выполнение: руки вперед, ладони вверх; сказать: «Вот» – опустить руки.
Повторить: 5 раз.
2. «ГДЕ КОЛЕНИ?»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки за спиной.
Выполнение: наклон вперед; руки на колени (приучать выпрямлять ноги); сказать: «Тут» – выпрямиться.
Повторить: 4 раза.
3. «ВЕЛОСИПЕД»
И. п. : лежа на спине, руки и ноги выпрямлены.
Выполнение: сгибание и разгибание ног в коленях — «поехали на велосипеде» – опустить ноги.
Повторить: 2—3 раза, чередуя с дыхательными упражнениями.
4. «ШАГАЮТ НОЖКИ»
И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.
Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахивая руками.
Комплекс утренней гимнастики – сентябрь - II
1. «ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки внизу.
Выполнение: наклоны в стороны, руки вверху.
Повторить: 5-6 раз.
2. «СОБИРАЕМ ГРИБЫ»
И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.
Выполнение: присесть; изобразить собирание грибов; выпрямиться.
Повторить: 5-6 раз.
3. «ЛИСТОЧКИ»
И. п. : лежа на спине, руки свободно.
Выполнение: перевернуться на живот, повернуться на спину.
Повторить: 5-6 раз.
4. «ЗАЙЧИКИ»
И. п. : произвольно, руки перед грудью.
Выполнение: прыжки на месте.
Повторить: 8-10 раз, чередуя с ходьбой.
5. «ШАГАЮТ НОЖКИ»
И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.
Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахивая руками.
Комплекс утренней гимнастики – октябрь - I
1. «ПОКАЖИ ФЛАЖОК»
И. п. : ноги слегка расставить, флажок опущен.
Выполнение: флажок вперед, сказать «вот», опустить флажок, выпрямиться.
Повторить: 5-6 раз.
Упражнения для детей 3-4 лет. Подвижные игры и упражнения для детей 3–4 лет
Татьяна Попова
Подвижные игры и упражнения для детей 3–4 лет
"СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА"
Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры . Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова, соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги, дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.
"САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ"
Цель . Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры . Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая р взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок», кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
"КАКТУС И ИВА"
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактус» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены.
"БАБА – ЯГА"
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры . Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.
Бабка-Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
(Дети идут врассыпную по залу.)
А потом и говорит: «У меня нога болит!».
(Дети останавливаются.)
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар!
Вышла на лужайку – испугала зайку!
(Дети продолжают движение, напрягая сначала
левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)
"Птички"
Дети – «птички» садятся на стульчики, расставленные за начертанной линией. На слова воспитателя: «Ай, птички полетели!» птички летают по всей площадке, кто куда хочет. На слова воспитателя: «Птички в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо. Игра повторяется.
"Дети в лесу".
Дети сидят на стульчиках, которые стоят с одной стороны площадки. На слова воспитателя:
Дети по лесочку гуляют,
Листья желтые и красные собирают,
В букеты красиво собирают,
В небо высоко поднимают
Дети расходятся по всей площадке и выполняют соответствующие движения. На слова: «На свои места!» дети бегут к своим стульчикам и садятся на них. Выигрывает тот участник игры, который ни разу не ошибся, правильно выполнял движения.
"Игра с косынками"
Дети сидят на стульчиках с одной стороны площадки. У каждого из них в руках косынки. Воспитатель стоит в стороне в нарисованном кругу и спрашивает: «Дети, у всех у вас есть косынки?» Дети отвечают, что у всех они есть. На слова воспитателя:
Вы скорей сюда бегите,
И косынки покажите!
Дети бегут к воспитателю, встают возле него и показывают косынки в правой и в левой руке. На слова воспитателя: «Походим, побегаем» дети ходят, куда кто хочет. Под бубен воспитателя в конце игры дети садятся на корточки и закрывают свое лицо косынкой. Воспитатель тихонько перебегает в другой круг, который нарисован дальше от детей, и говорит: «Посмотрите, дети, вот где я» и снова завет к себе детей. Игра повторяется.
"Пузыри"
Дети – это как бы не надутые «пузыри». Они приседают в разных концах площадки, а на слова воспитателя: «Пузыри надуваются» дети поднимаются, медленно отводя руки в стороны, как можно дальше назад. На слова воспитателя: «Из пузырей выходит воздух» дети приседают снова на корточки, выдыхая воздух, произносят звук «С- с- с». Воспитатель, стоя на одном месте, претворяется, что надувает пузыри (дети в это время поднимаются). Дальше он произносит: «Пузыри полетели по площадке». После этих слов дети начинают кружиться, прыгать, бегать по площадке. На слова воспитателя: «Пузыри сели!» дети садятся на заранее подготовленные стульчики.
Физические упражнения для детей 3 лет. Игровая гимнастика для детей 2–3 лет
Маевская Людмила
Игровая гимнастика для детей 2–3 лет
Уважаемые родители даже в режиме самоизоляции можно время провести весело. Маленькие непоседы 2-3 лет очень много двигаются, но не всегда готовы выполнять скучные упражнения, но если превратить занятие в игру, то это принесет пользу и удовольствие. Не забывайте о том, что физическая нагрузка вместе с ребенком является отличным вариантом совместного времяпрепровождения и общения. Предлагаю рассмотреть примеры игровой гимнастики для детей 2-3 лет.
Подними игрушку
Польза: работа мышц спины.
Предметы: любые небольшие игрушки, кубики.
Дети часто играют сидя на полу, что задействует мышцы плечевого пояса, но не мышцы спины. Очень важно во время гимнастики для детей 2-3 лет уделить внимание укреплению мышц этой области тела и ног. Наиболее легко это сделать с помощью наклонов. Ребенка нужно прижать к себе и аккуратно своей рукой зафиксировать его колени. Попросите малыша наклониться и дотянуться до игрушки, которая лежит на полу. Ее можно поднять, передать маме или положить в коробку.
Ходим по дорожке
Польза: работа ног, улучшение координации движений.
Предметы: ленты, веревки или другие предметы для имитации границы дорожки, коврики с ребристой поверхностью.
Нельзя недооценивать пользу обычной ходьбы. Предложите малышу пройти по небольшой дорожке шириной около 15 см. Такое упражнение не только влияет на мышцы ног, но и помогает тренировать правильную ходьбу и хорошую координацию движений.
Для профилактики плоскостопия помогает ходьба по ребристой и рельефной поверхности. Для этих целей в продаже можно найти специальные коврики или доски (можно сделать своими руками).
Еще один вариант полезного упражнения – ходьба с высоким подниманием коленей. Предложите ребенку представить себя аистом и походите с ним по комнате.
Мы весело шагаем
Польза: улучшение координации движений.
Предметы: кубики, игрушки или другие предметы для имитации препятствий.
Детям в возрасте 2-3 лет полезно заниматься гимнастикой, которая включает упражнения для развития координации движений. Организуйте несколько невысоких препятствий на расстоянии около 40 см друг от друга. При перешагивании ребенком таких препятствий вовлекаются многие мелкие мышцы туловища, но основная польза происходит в виде положительного влияния на координацию еще неловких движений малыша.
Зайчик
Польза: укрепление мышц ног, улучшение чувства равновесия.
Обычные прыжки приносят огромную пользу. Редкий ребенок откажется попрыгать вместе со взрослыми. В этом возрасте во время гимнастики достаточно выполнить 3-5 прыжков на обеих ногах с обязательным перерывом на ходьбу (около 10 шагов). При желании ребенка прыжки повторяют.
Самолетик
Польза: укрепление мышц плечевого пояса.
Чтобы укрепить мышцы рук и плечевого пояса можно выполнить с ребенком самые различные упражнения. Предложите расставить руки в стороны и представить себя самолетом. Руки можно опускать и поднимать, сгибать и разгибать, сделать несколько круговых движений. Подобные упражнения нужно выполнять вместе с ребенком демонстрируя ему необходимые действия.
Также можно выполнять гимнастику вместе с любимыми героями.
youtube.com
Утренняя зарядка | Уроки тетушки Совы | Сборник 1 | Развивающий мультфильм для детей
Дыхательная гимнастика для детей
ПОТЯГУШИ И ОБНИМАШКИ
Это два простых упражнения, которые можно проводить в качестве разминки.
Ребенок должен встать ровно, руки расположить вдоль туловища. На счет «один» поднимает руки вверх, делает вдох. На счет «два» – опускает руки, делает выдох.
Ребенок стоит, руки держит перед собой. На счет «один» – руки разводит в стороны и делает вдох. «Два» – ребенок обхватывает свои плечи руками, делает выдох.
Повторить упражнения нужно поочередно 3–5 раз.
ГОВОРИЛКА
Немного поговорите с малышом, задавайте ему простые вопросы, ответ которых должен содержать гласные звуки. Например:
– Как разговаривает паровозик?
– Ту-ту-ту-ту-у-у.
– Как машинка сигналит?
– Би-би-и-и. Би-би-и-и.
– Как дышит тесто?
– Пых-пых-пых.
Можно еще петь гласные звуки: о-о-о-о-о; а-а-а-а-а; у-у-у-у-у. Такое упражнение можно делать даже отдельно от других.
Включайте музыку и весело играйте с ребенком дома.
Гимнастические упражнения для детей 4-5 лет. Физические упражнения для детей 4-5 лет
В данном возрасте, при занятиях физкультурой с детьми, особое внимание необходимо уделить развитию стопы, потому что в силу различных неблагоприятных факторов у ребенка может начать развиваться плоскостопие. Гимнастика для ребенка 4-5 лет должна включать 4-5 упражнений. И начинать ее следует с небольшой разминки, которая состоит из ходьбы по кругу на носках, а затем на пятках. Такая разминка является прекрасной профилактикой плоскостопия.
1. И. П. - ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполнить поворот в сторону, при этом руки развести в стороны, затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
2. И. П. - сидя на полу, скрестив ноги "по-турецки", руки поставить в упор сзади. Сделать наклон вперед, хлопнуть по полу перед ногами, затем наклониться как можно ниже, хлопая по полу как можно дальше. Далее - снова хлопнуть перед ногами и вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
3. И. П. - лежа на спине, кисти сомкнуть на затылке, локти выставить вперед. Повернуться на бок, вернуться в исходное положение. Затем повернуться в другую сторону и опять вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
4. И. П. - ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполнять подпрыгивание с поворотом вокруг себя. Повторить 6-8 раз.
5. И. П. - ноги на ширине плеч, в руках мяч, который надо держать двумя руками внизу. Присесть, мяч держать прямыми руками перед собой. При этом спина должна быть прямая, взгляд на мяче. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Художественная гимнастика для детей 3 лет. м. Бибирево, м. Алтуфьево, м. Отрадное, м. Бабушкинская, м. Медведково (пл. Лось), м. Свиблово
(Также художественная гимнастика для детей будет интересна родителям, проживающим около м. Владыкино, м. Ботанический сад, так как мы находимся около метро. А также проживающим на пл. Лианозово и пл. Окружная)
Художественная гимнастика – это выполнение различных комбинаций под музыку, состоящих из пластичных и динамичных гимнастических, танцевальных и акробатических упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него.
Художественная гимнастика у детей формирует гармоничное развитие тела (красивая фигура, правильная осанка, подкаченные мышцы), способствует эстетическому воспитанию, воспитывает вкус , ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится. В процессе занятий у ребенка формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные – ловкость , сила, выносливость, связанные с выполнением сложных акробатических движений), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Упражнения для детей 4 лет. Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет
Елена Чувилина
Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет
Двигательные упражнения для детей 4-5 лет.
Разминка
Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.)
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять!
Руки ставим перед грудью, (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
Руку правую поднимем,)дна прямая рука вверх, другая – вниз, плавным движением)
А другую вниз опустим. (Одна рука опускается, друга – одновременно поднимается.)
Мы меняем их местами.
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе (Ходьба на месте.)
Пошагаем все на месте.
Мы устали, засиделись
Мы устали, засиделись, (Одна рука – вверх, другая – вниз, рывками менять руки.)
Нам размяться захотелось.
То на стенку посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, (Повороты корпусом.)
А потом наоборот.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем. (Приседания)
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели, (Дети садятся.)
А теперь на место сели.
Семья.
Раз, два, три, четыре, (Хлопают в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагают на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте.)
Всех смогу пересчитать: (Шагают на месте.)
Папа, мама, брат, сестра. (Хлопают в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я. (Повороты туловища влево-вправо.