Логопедические занятия для детей 4-5 лет дома. Как правильно проводить занятия дома

Содержание
  1. Логопедические занятия для детей 4-5 лет дома. Как правильно проводить занятия дома
  2. Логопедические занятия для детей 5-6 лет. Как заниматься дома?
  3. Логопедические упражнения в домашних условиях. Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках
  4. Логопедические игры для детей 4-5 лет. Логопедические занятия с ребенком 4-5 лет дома: упражнения в картинках, видео
  5. Логопедические упражнения в картинках. Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет
  6. Конспекты логопедических занятий с детьми 4--5 лет. Логопедические занятия - Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»

Логопедические занятия для детей 4-5 лет дома. Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет дома. Как правильно проводить занятия дома

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

  • Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
  • Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
  • Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
  • Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
  • Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
  • Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Логопедические занятия для детей 5-6 лет. Как заниматься дома?

Главное условие успеха при выполнении гимнастики для губ и других органов артикуляции – систематичность. Занятия обязательно проводятся ежедневно, продолжительностью до 15 минут. Ведь, чем чаще тренировать необходимые органы, тем быстрее вырабатывается автоматизм их движений, закрепляется умение дошкольника переводить нужные органы из одного положения в другое при формировании и употреблении звуков в речи.

Что еще важно знать при организации таких занятий?

  • Нельзя навязывать ребенку упражнения против его желания, угрожать, наказывать за отказ.
  • Гимнастика для языка для детей выполняется обязательно перед зеркалом. Чтобы дошкольник мог сравнивать в отражении действия взрослого и свои собственные, корректировать их при необходимости (в 5 – 6 лет дети уже могут это делать).
  • Занятия проводят, сидя за столом в удобном положении, расслабившись, с прямой спиной.
  • Освещение в комнате должно быть достаточным для занятий.
  • Начинать занятия нужно с простых упражнений, поэтапно переходя к более сложным, при этом ориентируются, прежде всего, на то, в каком темпе ребенок осваивает каждое предыдущее упражнение.
  • Для первого занятия достаточно 2 – 3 упражнений.
  • Каждое упражнение повторяют до 7 раз, статичные положения удерживают до 15 секунд (вначале получится меньше, это не страшно: со временем мышцы обретут нужный тонус).
  • На каждом занятии сначала повторяют пройденное накануне, а лишь затем изучают новое упражнение.
  • Для большего эффекта циклы упражнений можно повторять несколько раз в день.
  • При подборе упражнений учитывают возраст малышей: к 3 – 4 годам они разучивают движения языка, к 5 – 6 годам могут выполнять движения точно и плавно, выдерживая нужный темп, менять его по просьбе взрослого, выдерживать статические упражнения (на удержание органов речи в одном положении).
  • Чтобы заинтересовать малыша, занятия необходимо проводить в игровой форме.

Логопедические упражнения в домашних условиях. Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до. Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Логопедические упражнения в домашних условиях. Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Логопедические игры для детей 4-5 лет. Логопедические занятия с ребенком 4-5 лет дома: упражнения в картинках, видео

Логопедические игры для детей 4-5 лет. Логопедические занятия с ребенком 4-5 лет дома: упражнения в картинках, видео

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические игры для детей 4-5 лет. Логопедические занятия с ребенком 4-5 лет дома: упражнения в картинках, видео

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей — помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

    На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

    В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения  звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного  и. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

    Логопедические игры для детей 4-5 лет. Логопедические занятия с ребенком 4-5 лет дома: упражнения в картинках, видео

    Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

    Логопедические игры для детей 4-5 лет. Логопедические занятия с ребенком 4-5 лет дома: упражнения в картинках, видео

    Логопедические игры для детей 4-5 лет. Логопедические занятия с ребенком 4-5 лет дома: упражнения в картинках, видео

    Как правильно проводить занятия дома

    Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

    • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
    • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
    • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
    •  должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
    • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком — необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
    • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей — такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
    • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

Логопедические упражнения в картинках. Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Конспекты логопедических занятий с детьми 4--5 лет. Логопедические занятия - Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической…» Логопедические занятия для детей 4-5 лет дома. Как правильно проводить занятия дома 07Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков и изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза. • Продолжать учить составлять простое распространённое предложение из 2-х, 3-х,…

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Домашние животные и птицы» Тема «Домашние животные и птицы» Цель: Развить лексико-грамматический строй речи, расширить и систематизировать знания и представления об окружающей действительности. Задачи: 1. Активизация и расширение словаря по теме «Домашние птицы и животные»: птичница, животновод, ферма,…

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей 6–7 лет с ОНР Задачи: Коррекционно - образовательные 1) Активизация и актуализация словаря по теме «Профессии». 2) Развитие навыка подбора качественных прилагательных. 3) Формирование навыка образования дательного падежа имени существительного. 4) Формирование навыка образования имен…

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему «Фрукты» Конспект занятия по развитию речи на тему «Фрукты» в средней группе детского сада. Задачи: - закрепить обобщающее понятие «фрукты»; - закрепить обобщающее понятие «фрукты»; - способствовать развитию связной речи; - развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику. - развивать…

Логопедические занятия - Конспект занятия логопедической ритмики для детей с заиканием

Статья «Конспект занятия логопедической ритмики для детей с…» Логопедическая ритмика (для детей с заиканием) Цели: • формирование коммуникативной функции речи, преодоление фобии общения; • формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; • развитие силы и диапазона голоса; •развитие просодических компонентов речи: навыка…

Логопедическое занятие на тему «Размер» ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ : РАЗМЕР Цель: обогащение словаря признаков, умение подбирать слова антонимы, согласовывать слова-предметы и слова-признаки в роде и числе 1. Оргмомент. 2. Новая тема. Размер. Презентация. 3. Закрепление. Игра. Давайте поиграем в интересную игру…

Итоговое занятие для детей логопедической группы в формате викторины Логопедическая викторина. Итоговое занятие для детей логопедической группы Логопед: Ребята! Скоро вы пойдёте в школу. Сегодня к нам в гости пришли разные буквы. Они хотят с вами поиграть. 1. А Найти первый звук в слове. 2. Б Отгадай слово по первым буквам. 3. В А сейчас задания…

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Путешествие с мышкой» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука ш. Продолжать учить правильно, произносить звук /ш/ в слогах, словах, предложениях, чистоговорках. Продолжать учить определять наличие звука в слове. Учить употреблять в речи…

Логопед – очень творческая профессия. У каждого профессионала есть свои наработки, интересные находки, особый подход к занятиям. Логопеды используют различные методики для коррекции произношения и формирования речи ребенка.
Многие дети дошкольного возраста нуждается в помощи логопеда. Несложные дефекты произношения успешно исправляются на логопедических пунктах при детских садах и в процессе частных занятий с логопедом. Но существуют сложные речевые нарушения - алалия, заикание, дизартрия, общее недоразвитие речи, коррекция которых требует очень длительной и кропотливой работы логопеда, воспитателей и родителей ребенка. Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, существуют специализированные дошкольные учреждения или логопедические группы при обычных детских садах. Для таких детей важно не только исправить произношение, но и сформировать лексико-грамматическую структуру языка, развить речь, подготовить их к обучению грамоте. От этого зависит успешность дальнейшего обучения в школе, социализация в обществе. Родителям следует тщательно выполнять все рекомендации логопеда, делать вместе с ребенком домашние задания и упражнения, ежедневно закреплять полученные на занятиях умения и знания. Только совместные усилия родителей и всех специалистов, работающих с ребенком, помогут преодолеть трудности, научат его говорить правильно и красиво, успешно учиться в школе.

Источник: https://sovremennayamama.ru/novosti/logopedicheskie-uprazhneniya-detyam-4-5-let-dlya-razvitiya-rechi-doma-rechevye-osobennosti